А вам не кажется, что о создателе Google Сергее Брине давно ничего не было слышно? Вот и нам кажется. Что Брин, что его partner in crime Ларри Пейдж в последнее время будто затаились. Хочется верить, что работают над новым проектом или проектами, которые изменят нашу жизнь до неузнаваемости. Но в этом обзоре мы вспомним о том, что Брин уже успел сделать, и объясним, почему именно этому человеку мы обязаны тем, как сейчас выглядят наши серые будни.
Немного предыстории
Бэкграунд Сергея Брина — это настоящая история для добротного голливудского фильма. Возможно, даже с претензией на «Оскар». Он родился в Советском союзе в семье ученого, который при первой же представившейся возможности увез всех на ПМЖ в США. А там Брин показал всю мощь своего интеллекта, поступив в Стэнфорд. Впрочем, он бы без труда провернул то же самое в родном для родителей МГУ, но судьба распорядилась иначе. Да и история сослагательного наклонения не приемлет.
Поисковик стал одним из проектов, над которым Брин работал совместно с Ларри Пейджем — сейчас они оба мультимиллиардеры (10 и 9 место согласно Forbes Real Time Billionaires, 80,4 и 78,1 млрд долларов соответственно). Увидев потенциал в создании поисковой системы, которая могла бы работать с большими массивами данных, они обкатали прототип в кампусе Стэнфордского университета (напоминает эксперимент Цукерберга с Facebook, вы не находите?). Домен google.com был зарегистрирован 14 сентября 1997 года (а сама компания годом ранее). Работу вели по классике — из гаража.
Начав в гараже в Калифорнии, Брин и Пейдж уже в 2004 году вошли в список миллиардеров Forbes. В том году Google вышла на IPO.
Что такое IPO? Initial Public Offering — это когда компания впервые выходит на фондовый рынок с предложением купить их акции. Google сделала такой шаг 19 августа 2004 года, уже на следующий день трейдеры давали по $54,16 за акцию. Выручка от IPO составила 1,67 млрд долларов, это означало, что рыночная капитализация компании превысила 23 млрд долларов.
В том же году Брин и Пейдж отказались от своих зарплат и привязались только к акциям — так ведь мотивация выше. Кстати, многие сотрудники компании в тот год стали миллионерами-держателями акций. Сейчас рыночная капитализация Google превышает один триллион долларов (надо было устраиваться в Google в начале 2004-го).
Однако одним из самых главных достижений Google и Брина как соавтора идеи было то, что компания выстояла в эпоху краха доткомов.
* крах доткомов — экономическое событие 1995-2001 годов, когда все верили в так называемую «новую экономику», брали огромные кредиты, чтобы потратить баснословные деньги на рекламу бизнес-модели, которая по итогу оказалась неэффективной. Если коротко, это был очередной экономический пузырь — акции компаний, которые ничего не производили, оценивались очень высоко.
Кстати, Google в смысле поисковик до сих пор приносит львиную долю дохода материнской компании Alphabet Inc. и лично Сергею Брину как акционеру. Да-да, именно акционеру, потому что он вместе с Пейджем отошел от дел в 2019-м, передав управление новому рулевому — Сундару Пичаи. Свою мотивацию основатели объяснили тем, что «пора».
В любом случае несмотря на то, что сам менеджмент как род деятельности никогда ни Брину, ни Пейджу не нравился, их тандем — один из самых ярких примеров успешного двойного управления огромной компанией. Правда, у них всегда было разделение сферы интересов: Пейджу больше нравился маркетинг и стратегии, а Брину — техническая разработка.
23andme
Казалось бы, при чем тут Сергей Брин и генетические тесты? А при том. Он был женат на соосновательнице калифорнийской частной биологической компании 23andme Энн Воджицки. В 2007-м (в год их свадьбы, к слову) Google инвестировала в компанию 3,9 млн долларов. Достоверной информации о том, что 23andme вышла на самоокупаемость нет. Возникает вопрос — и что это было? Эмоциональный порыв или игра вдолгую? Кстати, Сергей и Энн развелись. С 2018 года у Брина уже новая жена Николь Шанахан.
Google Glass
В 2012 году наш главный герой утратил интерес к Google и сосредоточился на Google Glass — умных очках. Это одновременно и его любимое детище, и самый громкий провал. Разработать то разработали, только не придумали, зачем умные очки могут понадобиться рядовым кастомерам. Но в b2b секторе они явно пригодились. Так, как сообщала компания DHL, Google Glass стали использовать для ускорения сортировки посылок. И преуспели: время на такие операции удалось сократить на 15%.
Еще одна причина провала среди потребителей — это цена. 1500 долларов — это все же существенная сумма, которую надо отдать непонятно за что и непонятно зачем.
Помимо технической составляющей, ответственность за которую взял на себя Брин в Google, он же стал инициатором внедрения многих софтскилловых идей, например, занимался созданием новой корпоративной этики: не «жить, чтобы работать», а «работать в удовольствие». Спасибо ему за это, кстати. От души.
Можно долго рассказывать о сотнях продуктов, которые были созданы в компании, когда у руля был Брин, но сердце его лежало именно к вышеперечисленным. А про Android, Youtube, Waze и прочие чудеса креативной мысли расскажем в другом материале. К чему лежит сердце Брина прямо сейчас? Информация разнится, но очевидно, что уже совсем скоро мы обо всем узнаем.