Рецензии, Кино — 8 января 2021, 18:41

Зинаида Пронченко о «Чудо-женщине: 1984» Пэтти Дженкинс

Во все-таки наступившем 2021 году каждая женщина вроде бы обладает сверхспособностями и достойна называться чудом Вселенной. Поэтому ожидания от сиквела суперфраншизы у большинства критиков, давайте себе признаемся, были заниженные. Что, кроме феминизма, который сегодня — новый популизм, могли преподнести нам creative minds студий DC и Warner? Девушки — лучшие друзья девушек, нравится это  дефолтному человечеству или нет. Старая добрая голливудская параферналия, помноженная на новую злую фанаберию и немножко китча. Ибо 1984 — это не только Оруэлла тревожные приветы, но и путешествие на край дурного вкуса. Во вселенную напульсников, приталенных пиджаков, налаченных хайров и хитов Синди Лаупер. Тем не менее в «Чудо-женщине» вдруг обнаружились не самые очевидные смыслы — точнее, эмоции.

Girls just wanna have fun. И в утраченном парадизе острова Темискира, показанного как вотчина Ланнистеров из другой всем известной мизантропической сказки, тоже. Приключения Галь Гадот, без стеснения подражающей Анджелине Джоли, стартуют с эпилога. Пропустившим первую часть авторы рассказывают, с чего именно начиналась легенда. Примерно с «Олимпии» Лени Рифеншталь, только флаги развевались над ареной радужные. Чудо-женщина подключилась к профсоюзному конкурсу «а ну-ка, девочки» в совсем юном возрасте. Под требовательным взглядом Робин Райт она скакала, ныряла и подтягивалась. Однако смухлевав на эстафете, вынужденно покинула забег трудовых резервов Амазонии. Тысячелетия спустя вечно молодая и вечно осознанная, она проживает в бюрократическом Вашингтоне 1984 года, спасает детей, стариков и беременных женщин on daily basis, а в свободное от призвания время трудится в Смитсоновском институте, специализируясь на мусоре истории, сваленном на чердак — ибо так именуют в простонародье данную научную институцию.  

Естественно, зло не дремлет и является в упорядоченную жизнь нашей героини в виде акулы капитализма, неудачливого строителя финансовой пирамиды по имени Максвелл Лорд. Он словно только что вышел с «Уолл-стрит» Стоуна и предпочел не вернуться. Деньги пока спят, денег пока нет, но если деньги были, то деньги будут. Черная магия и древнее колдовство им в помощь. Вместе со злом манифестирует себя и добро. Бог есть любовь, поэтому он посылает Гадот очередную реинкарнацию ее суженого, погибшего, как мы помним из предыдущей серии, на передовой Первой мировой. Суженый, к сожалению, выбрал себе предельно невыразительную и асексуальную оболочку артиста Криса Пайна. Он похож на всех секс-символов прежней маскулинности сразу — от Питта до Круза, — но, увы, остается лишь фотороботом оных. Вдвоем с Галь они попробуют дать отпор Максвеллу Лорду, который тоже, кстати, обзавелся напарницей — демонической блондинкой Гепардой. 


Понятно, что создатели картины как бы обличают капитализм, из чьих заповедей первая — преуспей во что бы то ни стало. Иди по головам. Убивай, вожделей, богатей. Носи «ролексы», Версаче и аромат Azzaro. Будь эротическим наваждением, если появился на свет женщиной. Будь финансовым порождением — если мужчиной. Зарабатывай и потребляй. Трать на себя и не делись ни с кем. Америка — это бизнес, а ее супергерой — психопат, свихнувшийся на брендах. Но обличая, создатели невзначай обналичивают. Не только протагонисты, но и их зрители всегда гибли и будут гибнуть за кеш. За то, что он покупает. В 80-е не принято было стыдиться своей неосознанности или мизогинии, нестыдно было объективировать противоположный sex или спекулировать на его первичных признаках. Юбки были короткими, джинсы узкими, декольте глубокими, макияж вечерним, а кредитки платиновыми. Блондинки официально были красивее и глупее брюнеток. На «Сотбис» все торговались за творения Джеффа Кунса и вспоминали о смысле жизни, лишь получив положительный результат теста на ВИЧ. Боже, неужели это было и прошло.

Назад в будущее хочется воротилам DC и Warner, а не сокращать в связи с упадком всего и вся кинотеатральное окно. Эту дискотеку 80-х, разумеется, разгонит бдительный дружинник, прилетевший на волшебном истребителе из 2020 года. Ребят, сдаем кокаин, леопардовые леггинсы и незадекларированные доходы — строимся и идем на субботник, ибо ковид победил бабло, а новая этика — зло. Но почему-то финальная сцена встречи Гадот с мужчиной мечты на рождественском базаре, среди елок и пряничных домиков напоминает другую — из практически post mortem нетленки Кубрика. Кажется, она сейчас скажет ему: there is something very important we need to do as soon as possible….

Это самое и еще большое кино сегодня делают с широко закрытыми глазами. От ужаса и от восторга перед неизбежным. Жизнь не повернуть назад. И как бы кто ни прикидывался, давайте себе признаемся: нам всем очень жаль, ожидания от 2021-го занизить уже невозможно. 


Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова