Сотрудничество с Джастином Бибером, коллаб с Nike и стрит-арт. Интервью с граффити-художником Zak Mini Monster
Текст:
Ольга Родина
Граффити-художник Zak Mini Monster (настоящее имя — Захар Евсеев) стал популярным благодаря коллаборации с брендом Nike и сотрудничеству с Джастином Бибером, для благотворительного мероприятия которого он написал картину. Недавно у Зака случился еще один коллаб: на этот раз с музыкальной академией UPPERCUTS, обучающей диджеингу. Специально для нее художник разрисовал слипматы.
Для интервью мы договорились с Заком встретиться в его студии, которая находится в здании бывшего НИИ в районе метро «Ленинский проспект». Граффити-художникам не так просто найти студию, так как они пользуются аэрозольной краской: во-первых, она пахнет, а во-вторых, ее невозможно стереть с поверхности — только если закрасить.
Помещение площадью 25 кв. м. разделено на две зоны: для работы и отдыха. В рабочей зоне Зака очень много скотча. Чтобы раскрасить один элемент, ему надо заклеить все остальные. В зоне отдыха стоят его картины. Тут же на полках можно увидеть фигурки разных персонажей — например, черепашек-ниндзя и прочих мультяшных героев. Он много лет занимается коллекционированием, а с некоторых пор и сам стал создавать игрушки.
В своей студии Зак и рассказал нам обо всем: о знакомстве с Джастином Бибером, коллаборации с Nike и переезде из Красноярска в Москву.
Как ты стал художником? Есть ли у тебя образование?
Я всегда любил рисовать, хотя никогда не ходил в художественную школу и у меня нет образования. На стенах рисую с 15 лет, то есть с 2000 года. Тогда по всей стране шла хип-хоп-волна, ребята танцевали брейк-данс, и в крупных городах набирало популярность граффити-искусство. Впервые я увидел граффити в каком-то клипе по телевизору, заинтересовался и стал активно рисовать. Это было как глоток свежего воздуха! Правда, тогда я жил в маленьком городке Саяногорске (республика Хакасия) с населением около 80 тысяч человек, и у нас, конечно, уличного искусства как такового не было. А вообще, история граффити началась еще в первой половине XX века с банд Нью-Йорка, которые оставляли разные надписи на зданиях. Со временем хулиганство превратилось в полноценное искусство. Сейчас уже почти ни один бренд не обходится без участия уличных художников.
Как развивалась твоя карьера? Учитывая, что ты жил в Саяногорске, где об андеграундном искусстве особо не знали?
Ну, знали человека три, наверное… Я прорисовал там шесть лет и понял, что нужно куда-то двигаться: возможностей для развития не было. Под предлогом поступления в вуз (для родителей) я переехал в ближайший крупный город Красноярск, где познакомился с художником из Магадана Яном Аникьевым, который уже несколько лет жил там. Мы быстро сдружились на почве творчества и впоследствии вместе стали снимать квартиру. Ян мне очень помог: подсказывал, рассказывал и показывал художников. За короткий промежуток времени я получил массу полезной информации. Кстати, в институт поступил, но учиться не стал. В Красноярске появились и первые коммерческие проекты.
А потом наступил переломный момент. Мы с ребятами посидели, подумали и придумали собственный фестиваль уличного искусства. До нас такого в Красноярске еще никто не делал. Мы назвали его «Метод рисования», пригласили художников из ближайших городов — Новосибирска, Барнаула, Омска и других — и вместе разрисовали одну из городских стен. Она была большой: три метра в высоту и двадцать в длину. Получилась массовая композиция с единым сюжетом. Результатом мы тут же поделились в «Живом Журнале», который в то время был очень популярен. И буквально за сутки произошел «взрыв»! Граффитчики со всей России, включая известных ребят из Москвы, стали писать нам и спрашивать: «Вы кто такие?», «Что это за фестиваль?», «Как туда попасть?» Тогда мы поняли, что можно делать что-то крутое, не уезжая из Сибири. В дальнейшем провели этот фестиваль еще восемь раз в разных городах.
А в 2010 году произошел второй поворотный момент. Как-то поздно вечером раздался звонок. Оказалось, что мой друг Владимир Чистяков, ныне шеф-повар Buro Tsum, дал мой номер людям, искавшим художников для крупного рекламного проекта. В свое время в районе Павелецкого вокзала висел огромный баннер, закрывавший стройку, которая, впрочем, там идет до сих пор. Вот на нем нужно было нарисовать рекламу тарифного плана Red Energy для MTC.
Ого! Помню тот баннер, он действительно очень большой. Сколько дней делали его?
Нам поставили срок десять дней, но мы справились за шесть. И еще месяц до этого обучались промышленному альпинизму. Тот проект транслировался в прямом эфире. Например, мой папа заходил на сайт МТC, находил меня, а я специально махал рукой в камеру. Это было реально круто, мы очень вдохновились той историей. К нам подходили люди в барах и говорили, что видели, как мы рисовали. После того уникального в своем роде проекта о нас узнали в Москве, и мы еще пару лет часто приезжали туда рисовать крупные проекты. Тогда же появилась и некая финансовая независимость, мы больше не были полуголодными художниками. А еще я стал развиваться творчески.
В чем это проявлялось?
Я нашел свой стиль и уникальность. Собственно, это главное для любого художника.
Чаще всего рисовал разных существ и персонажей, ни на что не похожих. Многие мои знакомые видели в них каких-то монстров. Дело в том, что я большой поклонник фантастических фильмов 80-х и 90-х. Думаю, это все оттуда пришло. Чуть позже родился и псевдоним Mini Monster. То есть монстры как бы злые, а вот слово «мини» нивелирует негативную окраску.
Как давно ты переехал в Москву?
Относительно недавно, учитывая, что мои друзья-граффитчики сделали это еще лет семь назад. У меня в Красноярске уже была семья — жена и дочка. Мы купили там квартиру. А два года назад у меня должен был состояться крупный проект в Москве, и мне нужно было находиться там на протяжении месяца. В общем, жена с дочкой приехали меня навестить, и мы вместе приняли решение, что перебираемся в столицу. Все-таки основная моя работа проходит именно здесь.
Как ты начал делать игрушки?
Начну с того, что я всегда увлекался коллекционированием так называемых виниловых игрушек, не предназначенных для детей. Был такой период, когда во всем мире начала развиваться субкультурность. Тогда же люди стали создавать такие игрушки. У каждого персонажа есть свое имя. И сейчас цена самого дорогого экземпляра в моей коллекции составляет 1 миллион 200 тысяч рублей.
О создании собственной игрушки я задумался еще лет восемь назад, но это довольно сложный процесс, включающий в себя много разных ступеней — от создания 3D-модели до заливки пластика в форму для литья. Обстоятельства так сложились, что свою первую игрушку я сделал лишь год назад. Это был мини-монстр в кроссовках Nike. И тут снова вмешался случай. Один мой друг сотрудничал с этим брендом. И во время очередной рабочей встречи рассказал, что у него есть приятель, который делает дизайнерские игрушки в их кроссовках. Кстати, глава компании Марк Паркер очень любит коллекционные игрушки, его кабинет ими буквально усыпан. В итоге ребята из российского Nike захотели со мной познакомиться. Они предложили сделать что-то вместе и вызвались помочь с производством. Мы создали 12 персонажей, которые стояли под колпаками на пьедесталах с разными подсветками в их магазине на Кузнецком мосту. Каждая фигурка ассоциировалась с определенным видом спорта — бегом, баскетболом и так далее.
А через пару месяцев мне позвонили из Nike и сообщили, что скоро выходят новые кроссовки и по этому поводу они хотят игрушку. Тогда сделали 30 штук, 10 подарили, а 20 представили на презентации новой модели кроссовок. Там же прошла лотерея на право приобретения игрушки. Стоимость одной штуки составила 12 тысяч рублей. Их выкупили буквально за час.
А теперь расскажи про знакомство с Джастином Бибером.
Это было уже после истории с Nike. Я как раз заехал в эту мастерскую, в которой работаю сейчас, и начал активно рисовать. На меня нашло вдохновение, и я сделал свою первую большую серию из 22 холстов разного размера. Все свои работы размещал в инстаграме. И вот в один из дней прошлого октября я проснулся, зашел в свой аккаунт и заметил странную гиперактивность на странице. Ко мне в друзья добавилось больше тысячи человек, и процесс не останавливался. Появилось много комментариев. Решил разобраться, в чем дело (вдруг это какие-то боты?) Затем увидел под одним из постов комментарий на английском языке.
Зашел в личку — там сообщение. Причем я даже не зафиксировал, кто именно его написал, так как был сонный. Перешел в аккаунт этого человека, увидел, что у него 140 миллионов подписчиков и что это Джастин Бибер. Сначала думал, ошибка. Но нет.
Сказал жене: «Мне тут Джастин Бибер пишет». Мы посмеялись, а затем я внимательно прочитал его сообщение. Он писал, что планирует проводить благотворительный аукцион в помощь нуждающимся детям, и просил пожертвовать работу. Мне необходимо было прилететь в Лос-Анджелес в ноябре. Я быстро купил билеты (тогда они стояли 30 тысяч рублей в оба конца) и стал мысленно готовиться к поездке. Полетел в Америку вместе с другом. Мы сняли дом. Там же я нарисовал работу.
Как прошла встреча с Джастином?
Все было отлично! Мы с другом приехали в один из социальных центров, где проходил аукцион. Это было закрытое мероприятие, больше похожее на выставку, так как все лоты висели в зале и на них можно было посмотреть. Среди участников: художники, скульпторы и разные креаторы. Например, был чувак, который кастомизирует вещи драгоценными камнями.
Мы приехали за 20 минут до начала и, по сути, были первыми, кто туда пришел, не считая Джастина, его мамы и друга-менеджера. Когда я появился, мама Бибера на меня посмотрела и сказала: «Джастин, Зак пришел!», поздоровалась и обняла меня. Самое интересное, что в тот момент они стояли как раз напротив моего холста. Он, кстати, был самым большим по габаритам на той выставке. Потом мы с Джастином успели еще довольно долго пообщаться.
Он рассказал, что просто листал инстаграм и увидел мои работы. Ему близка эстетика моих персонажей. Еще мы с Джастином договорились, что я нарисую картину, которую он повесит у себя дома. Оказалось, он тоже коллекционирует игрушки и предметы искусства. Во время нашей беседы подошел какой-то местный певец и сказал, что Джастин изменил его жизнь: теперь у него все круто, он ездит на «Бентли», на него подписаны миллионы людей в инстаграме. Кстати, тот же певец еще спросил, знаю ли я Егора Крида…
Вообще, на самом аукционе была крутая атмосфера. В Америке немного другое отношение к художникам. Там ими восхищаются и очень уважают. Если ты художник, то тоже можешь стать суперзвездой. Ко мне постоянно подходили люди, говорили приятные слова. Среди них был и обладатель нескольких «Грэмми» (честно, не помню его имя), который сказал: «Чувак, крутая работа!» Всего в ходе аукциона было выручено где-то 80 или 100 тысяч долларов.
Ты в итоге нарисовал картину для Джастина?
Да, мы, правда, не смогли увидеться, так как он готовился к мировому турне. Работу забрал курьер. Потом, в апреле этого года, я хотел приехать в третий раз, но началась пандемия…
В любом случае история с Джастином имела резонанс. В инстаграме был просто разрыв. Я же еще с таким «региональным» бэкграундом, а тут — бац! Обо мне стали больше говорить в комьюнити, галерейном бизнесе. К моим холстам вырос интерес. За время пандемии я нарисовал очень много картин.
Работы продаешь через инстаграм?
Да. При этом почти не рисую на заказ. Люди приобретают уже готовые картины с сюжетом, который придумал я сам. Довольно много людей следят за мной в инстаграме и через него же покупают.
Сколько стоит твоя самая недорогая работа? И сколько самая дорогая?
Маленькие картины оцениваю в 10–15 тысяч рублей, а крупные форматы стоят по 100–150 тысяч. И это не так много, если сравнивать с миром. За границей работа дебютанта стоит около двух тысяч долларов.
Расскажи немного про технику создания граффити-картин. Как все это происходит?
Сначала я делаю эскизы на айпаде, переношу рисунок на холст, а затем заклеиваю все скотчем. И далее по этапам. Сперва закрашиваю фон, потом делаю все основные заливки на каждого персонажа. И так получается единый сюжет. Картина создается с помощью баллончиков краски и скотча.
Расскажи про последнюю коллаборацию с музыкальной академией UPPERCUTS. Они тоже нашли тебя через инстаграм?
Через сарафанное радио. Люди, которые интересуются дизайном, иллюстрациями, игрушками, как правило, знают художников. В общем, ребята из UPPERCUTS зашли в магазин, где продавались виниловые игрушки, и пытались выяснить, как эта культура в принципе работает и какие художники есть. Девочка-продавец рассказала, что в Москве кроме меня никто игрушки не делает, и показала мой профиль в инстаграме. В итоге мы с ними встретились. Они рассказали, что сняли целое здание под академию, у них там и звукозапись, и промоушен. Им хотелось сделать что-то нестандартное, связанное с искусством и музыкой. И мы придумали историю с разрисованными слипматами, которые могут быть использованы не только как коврики для винила, но и просто как предметы интерьера. Выпустили 30 штук, их быстро раскупили во время мероприятия.
В чем твой секрет успеха?
Секрет успеха, как в музыке и в любом другом творчестве, — это стилистика. Нужно найти свою уникальную технику, чтобы люди смотрели на твои работы и говорили: «О, это же тот чувак!» Для художника крайне важна узнаваемость стиля. Плюс меня окружают очень хорошие люди. Я легко нахожу со всеми общий язык. И, конечно, нужно много трудиться. Сейчас рисую по несколько работ на айпаде каждый день и еще успеваю что-то переносить на холст. В общем, надо много работать. Вот и все секреты.
После разговора мы связались еще со Стасом Аммосовым (в прошлом DJ Mos, экс-участник группы Noize MC) — основателем музыкальной академии UPPERCUTS, и спросили его, как они познакомились с Zak Mini Monster и начали работать.
«По случаю перезапуска музыкальной академии UPPERCUTS мы решили презентовать линейку лимитированных диджейских слипматов, выполненных в коллаборации с нашим другом, стрит-арт-художником Заком Mini Monster. Мы с Антоном, моим партнером по UPPERCUTS, забежали поглазеть на крутое место — Cobra Game House, это очень стильный компьютерный клуб. Там нам и поведали о существовании такого артиста, как Зак. Мы быстренько залетели к нему в инстаграм, обалдели от работ, написали и предложили встретиться. Так и пошло. Уникальность коллаба в том, что еще никто не превращал обычные слипматы (это такая мягкая штука, которая кладется между вертушкой и пластинкой, чтобы не царапать пластинку о вертушку) в предмет искусства, а у нас получилось. С недавних пор я оголтелый фанат всего, к чему прикасается Зак. Все это очень резонирует со мной».
Стас Аммосов
Интервью — 3 сентября 2020, 14:47
Из мастерской художника: Федор Петрик о смысле современного искусства, «челобреках» и Айдан Салаховой