Интервью, Бизнес — 6 марта 2020, 21:28

ВКонтакте: история развития и будущее соцсети. Вспомнили сами и спросили у Константина Сидоркова

Текст:
Даша Скачкова,
редакторка, SMM

Иногда с течением времени социальные сети получают другое название, сливаются с другими или делают капитальный ребрендинг. С ВКонтакте ничего из этого не произошло — скорее, наоборот. И дня не проходит, чтобы мы не услышали о классных обновлениях: вот VK запускают собственную платежную систему, благотворительные стикеры, искусственный интеллект для авторского контента, защиту от копипаста и многое другое; при этом каждый год они еще и проводят огромный фестиваль, где собирают лучших артистов и блогеров. 

Чтобы понять, как за 14 лет поменялась сеть, где тут секрет успеха и что ждать от них еще через десять лет, мы выстроили таймлайн — а потом еще и спросили у эксперта.

2006 год

10 октября 2006 года — начало всего. Сначала VK был только локальной сетью для выпускников российских вузов. Говорят, на выбор названия оказали влияние две вещи: во-первых, слово «контакт» не несет в себе ассоциации ни с какими социальными категориями и классами, а во-вторых, это был оммаж Павла Дурова джинглу радиостанции «Эхо Москвы», который звучал как «в полном контакте с информацией». 

2007 год

В 2007 году сайт начинает становиться популярным. Первая его визитная карточка — счетчик зарегистрированных пользователей: за первый год своего существования сайт сразу вышел на 2-е место по популярности в Рунете.

2008 год

В 2008 году ВКонтакте объявили, что количество пользователей перевалило 10 млн человек. А еще внизу впервые появилась кнопка «Павел Дуров», помните?

2009 год

В 2009 появляются новые версии на разных языках: к русскому прибавляются английский, белорусский и украинский язык. А сегодня сайт доступен уже более чем на 90 языках. 

2010 год

В 2010 году было добавлено поле быстрой регистрации, количество пользователей выросло 100 миллионов людей, появляется кнопка «Мне нравится». Еще в этом же году произошло событие, которое сейчас уже приобрело статус мема: из VK у всех пользователей убрали «стену», где можно было оставлять граффити и бесконечно переписываться, вместо нее появились микроблоги — после этого и разошлась по всему Рунету фраза про «Дуров, верни стену». 

2011 год

В 2011 году исчез счетчик зарегистрированных пользователей, но появилось мобильное приложение для iPhone. 


2012 год

В 2012 году сменился логотип сайта, регистрация упростилась (но теперь ввод телефонного номера обязателен) и сеть окончательно переехала на домен vk.com.

2013 год

В 2013 появляется полноценная мобильная версия, во ВКонтакте регистрируется Том Круз. В том же году возникли некие протесты со стороны пользователей после глобальной «чистки» аудиозаписей: из VK была удалена вся музыка, которая появилась там без разрешения правообладателя.

2014 год

В 2014 году Павел Дуров уходит из ВКонтакте. 16 сентября Mail.ru Group приобретает оставшуюся долю сети и становится ее единственным владельцем. 

2015 год

Январь 2015 начался со сбоев. 10 января сервис был недоступен, что повторилось и 4 августа. В этом году VK открыли собственный университет, где начали обучать старшеклассников и студентов программированию. Впервые проходит VK Fest. 

Фото: Unsplash

2016 год

В 2016 году кардинально меняется дизайн сети. Появляется «умная» лента, функция «истории», а Российское Правительство заводит свою официальную страницу. 

2017 год

В 2017 упразднили должность генерального директора и управляющим директором стал Андрей Рогозов. Прослушивание музыки внутри приложения без подписки ограничивают до 30 минут, появляется «Прометей» — искусственный интеллект, который распознает авторский контент и награждает его автора «огоньком», повышенным охватом и появлением в «Рекомендациях» у огромного количества пользователей. 

2018 год

В 2018 начинает работать редактор статей, в беседах становятся возможными денежные переводы. А 1 июня запускается алгоритм защиты уникального контента: теперь каждый пользователь может пожаловаться на запись человека или сообщества, нажав кнопку и заполнив форму, после чего команда модераторов проверит каждый запрос. Таким образом сеть решила вопрос копипаста и кражи контента. 

2019 год

С 2019-го в VK можно купить товары с AliExpress, архивировать старые записи и стать участником «Биржи авторов», где легко найти копирайтеров, магистров мемов, дизайнеров, музыкантов и художников. 

Это, разумеется, не все — просто невозможно было бы уместить все обновления и функции сети в этот материал. Но в 2020-м, помимо всего прочего, мы просто продолжаем активно пользоваться ВКонтакте: это на фоне популярности других приложений говорит о многом. 

А о планах на грядущее десятилетие мы расспросили Константина Сидоркова, директора по стратегическим коммуникациям. 

Что планируете реализовать до 2030 года?

Строить планы на декаду, работая в IT-индустрии, почти невозможно — все слишком быстро меняется. Нужно уметь чувствовать тренды, быть гибким и прислушиваться к пользователям. 

Сейчас одна из наших главных задач — развитие ВКонтакте как «суперприложения». VK уже давно сочетает в себе множество функций — от прослушивания музыки до обмена сообщениями с друзьями. Развивая эту идею, два года назад мы запустили платформу мини-приложений VK Mini Apps. Она позволяет вызвать такси, сыграть в игры, купить еду, найти работу, выучить ПДД, оплатить штрафы и многое другое прямо ВКонтакте без скачивания сторонних приложений.

До сих пор ощущение, что работаешь в маленькой команде, где почти каждого знаешь по имени, хотя нас уже больше 800 человек

На что вы планируете сделать главный упор при планировании прибыли на следующий год?

Главный упор мы всегда делаем на пользователей. Поэтому в первую очередь планируем наращивать количество контента и увеличивать время, которое аудитория проводит ВКонтакте.

Кого считают главными конкурентами своими сейчас? И как, кстати, внутри Mail.ru Group распределяется маркетинг «Одноклассников» и ВКонтакте?

Сейчас все конкурируют за внимание пользователя. Это другие приложения и сервисы, медиа и сериалы, даже хорошая погода, когда человек проводит меньше времени с гаджетом. Любая вещь, которая привлекает внимание, может оказаться конкурентом.

ВКонтакте и «Одноклассники» — две отдельные компании, у каждой из которых есть собственный отдел маркетинга.


Как сильно вы изучаете свою аудиторию? Проводите ли фокус-группы?

Мы используем data-driven подход, где каждое решение основывается на данных и аналитике.

А вы застали Павла Дурова во времена его работы Вконтакте?

Я пришел в команду через три месяца после ухода Павла, поэтому сравнивать атмосферу до и после не могу. Но мне очень нравится, что с ростом команды нам удаётся сохранить дух стартапа. До сих пор ощущение, что работаешь в маленькой команде, где почти каждого знаешь по имени, хотя нас уже больше 800 человек. 

Считаете ли тикток серьезным конкурентом? Будете планировать внедрять похожие функции?

Мы всегда находимся на острие диджитальной атаки!

Что планируете на этот VK Fest?

Контент — главное, что есть на VK Fest. Мы планируем собрать самое интересное — интерактивные зоны и спорт, громких музыкантов и фрешменов, блогеров и стендаперов. Одной из особенностей этого фестиваля станет обновленный Лекторий — в прошлом году эта зона была особенно популярна, поэтому в этот раз мы значительно увеличили её площадь и готовим интересную программу. Скоро сможем рассказать обо всём подробнее — следите за анонсами.

Фото: vk.com/team
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова