Интервью, Бизнес — 1 марта 2020, 14:13

Как организовать TEDx? Рассказывает Ира Шубина

Текст:
Саша Мансилья,
главный редактор

Конференция TED проводится в Ванкувере, а TEDx — это как младшая сестра: ее может сделать кто угодно в любом городе мира. Ира Шубина, организатор TEDxNevaRiver, дает конференции такое определение: «Это прикольная штука, потому что ты можешь у себя в городе найти классных ребят, которые вдохновят тебя и твою команду, и попросить их рассказать всем о том, что они делают».

Вместе со своей командой Ира организовала TEDxNevaRiver в 2018-м, на нем выступали Андрей Павленко (онколог, автор проекта «Жизнь человека»), Татьяна Никонова (фем-активистка и авторка телеграм-канала о секспросвете), Николай Солодников (автор проекта #ещенепознер) и много других специалистов. Как привлечь спикеров такого уровня, нужно ли им платить за выступление, сколько денег нужно вложить (спойлер: очень много), с кем и что согласовывать и можно ли заработать что-то на этих конференциях? Узнали у Иры. 

Почему ты вообще решила организовать TEDx в Питере?

Я просто открыла для себя TED Talks много лет назад и поняла, какие они крутые. Сейчас это очевидно, потому что TED смотрят многие, а лет семь назад про него вообще мало кто знал. Все эти видео тогда были в большинстве своем без переводов (сейчас уже все переведены), и это для многих наверняка было проблемой. Я сама начала смотреть его только потому, что кто-то из моих друзей, живущих не в России, выложил что-то в фейсбуке. Еще я тогда очень активно учила язык, поэтому все сложилось. Ну и, конечно, мне понравились темы TED Talks. Они всегда были очень крутыми, а спикеры — интересными. Кроме известных, там еще были и те, о которых никто не знал. Это и есть основная идея TED: они находят людей, которые что-то сделали крутое, и просят рассказать, во что эти люди верят. В общем, я сильно этим вдохновилась. Позже я узнала, что в Москве уже проводят TEDx по лицензии, и решила двигаться в эту сторону.

Кто устраивает TEDx в Москве?

В Москве много TEDx. По большой лицензии есть TEDxMoscow, его делает Андрей Егоров, он амбассадор TED в России.

Амбассадор? А как им стать?

Это официальная должность: такой человек есть в каждой стране, где активно развивается TEDx. Насколько я понимаю, амбассадоры лично знакомы с людьми из большого ТЕD и эта должность назначаемая. 

Амбассадор проверяет тебя на адекватность и дает — или не дает — финальное подтверждение лицензии

Какую задачу выполняет амбассадор?

Общается с теми, кто организовывает TEDx в своей стране. Например, ты подаешь заявку на лицензию и переписываешься с командой TED. Если все складывается хорошо, тебя связывают с амбассадором и уже с ним вы обсуждаете все детали. Грубо говоря, амбассадор проверяет тебя на адекватность и дает — или не дает — финальное подтверждение лицензии. В России этим как раз занимается Андрей. Он, кстати, был одним из первых, кто начал делать TEDx. Он тогда работал в «Сколково», поехал с кем-то из коллег на большой TED, потом подал на лицензию и сделал TEDx в «Сколково». Когда мы с ним познакомились, он уже организовывал TEDxMoscow. 

Почему у TEDxMoscow есть в названии Moscow, а в твоем TEDx нет Saint-Petersburg? 

По правилам лицензии, если ты собираешься делать TEDx в большом городе, то не можешь получить название города с первого раза. Конечно, моей мечтой было сделать TEDxSaintPetersburg, но нам не разрешили.  

Ирина Шубина / Фото: Герман Прокопьев

И поэтому решили взять NevaRiver?

Мы с командой перебрали много вариантов, но нам категорически не нравилось, как смотрится транскрипция названий всех питерских мест. Особенно окончания смотрелись странно: Dvortsovaya, Nevskiy. Название NevaRiver казалось нам самым приятным. Причем изначально это даже не мы придумали. Впервые TEDxNevaRiver делали пять лет назад другие ребята. Конференции они сейчас уже не организовывают, все разъехались и занялись другими делами. Мы начали с ними переговоры, и они довольно быстро согласились отдать нам название. Условие было одно: упомянуть их со сцены как первых организаторов. Нам это никакой сложности, сама понимаешь, не составило.

Вот понравился тебе формат TED и ты решила делать TEDx в Питере. Что было дальше?

Начала выяснять условия лицензии. Оказалось, что на нее может подать кто угодно. Например, студент — и тогда он делает TEDx в своем университете. Просто обычный человек — и тогда он делает конференцию в каком-то районе города. Даже компания может подать на лицензию, но в этом случае есть два условия. Во-первых, тебе нужно сделать благотворительный взнос в фонд TED. Во-вторых, ты не имеешь права делать под своим брендом открытое мероприятие, оно должно быть только для сотрудников компании. Ты не можешь позвать журналистов: это будет воспринято как продвижение своего бренда за счет бренда TED. Еще есть нюанс, который касается абсолютно всех: на начальном этапе ты не можешь пригласить на конференцию более 100 человек. Понятно, что жесткого контроля нет. Однако если в какой-то момент это обнаружится, то к тебе будут вопросы. Узнать об этом могут. Есть амбассадор, который следит за всем вообще, что происходит вокруг TEDx, да и комьюнити тех, кто организовывает эти конференции, достаточно активное.

Погоди, 100 человек — это же мало.

Верно, и моя логика была такая: маленькое мероприятие никому не интересно. Аудиторию в 100 человек ты и крутым спикерам не предложишь, и спонсорам не продашь. Да и помещение хорошее не найдешь, и фотографии классные не сделаешь. Оказалось, организовать TEDx с большим количеством людей возможно. Для того нужно просто съездить на одну из официальных конференций TED. Их три: собственно TED (она проходит в Ванкувере), TEDWomen (в последнее время она проводится в Калифорнии) и TEDGlobal (она может пройти вообще в любой точке мира). Кроме того, есть еще отдельная опция, сделанная специально для лицензиатов — для тех, кто хорошо делает маленькие TEDx. Такие люди могут приехать на специально организованную для лицензиатов конференцию и таким образом получить большую лицензию.

TED было лучшим мероприятием, которое я видела за всю свою жизнь.

А зачем ехать на большие конференции? Чтобы прокачать навыки?

Да, и мне это очень помогло. Я всю жизнь занималась организацией мероприятий и с уверенностью могу утверждать: TED было лучшим мероприятием, которое я видела за всю свою жизнь. Мне кажется, они ввели правило присутствия на большой конференции для того, чтобы человек осознал тот уровень, на котором это все реально должно быть, и понимал, какую он несет ответственность. Несколько дней ты занят с утра до вечера, но абсолютно этого не ощущаешь. На TED с точки зрения организации идеально все, вплоть до мелочей: прекрасный завтрак, хороший кофе, бейдж, по которому ты беспрепятственно везде проходишь, четкий тайминг. Атмосфера очень дружелюбная, люди друг к другу сами подходят. Ты никогда не останешься один, кто-то обязательно окажется рядом и начнет диалог. Нужно понимать, что билет на TED стоит 10 тысяч долларов, а это значит, что туда приезжают те люди, которые могут себе это позволить. Соответственно, у каждого гостя есть определенный уровень образования, начитанности и насмотренности. Все разговоры были очень глубокими — про политику, проблемы дискриминации. После того, как ты туда съездил, ты уже можешь подать заявку на организацию большого мероприятия. 

Что ты и сделала. 

И не могу сказать, что получить большую лицензию было сложно. Нужно просто подать на нее заявку и заполнить корректно все пункты. К подаче заявки у тебя уже должно быть как минимум предполагаемое место проведения и название. 

Какие правила прописаны в лицензии?

Правил очень много. Вот, например, нейминг. Как я уже говорила, ты не можешь просто так с первого раза назвать свой TEDx городом. По правилам лицензии, со сцены нельзя ничего продавать. Очень жесткие правила касаются спонсоров. Ты не можешь приглашать алкогольных спонсоров или табак. Это противоречит этике и ценностям TED. Нельзя продавать спонсору место в выступлении. Выступление вообще трогать нельзя. Ну и, конечно, нельзя сделать конференцию плохо, потому что ты портишь имидж всего TED.

Сколько пришло на TEDxNevaRiver людей?

Больше 300 человек.

А сколько денег ты вложила в это? И пришли ли спонсоры?

Ну, для начала хочу сказать, что я вообще не рассматривала варианты просто попробовать или сделать маленькое мероприятие. Нашей команде хотелось сделать классный TEDx. До этого в Питере были TEDx, но их качество всех нас очень расстраивало. Спонсоров у нас не было, я вкладывала только свои деньги. Общая сумма вложений составила 800-900 тысяч рублей, из них мы отбили назад 500.

Еще важный момент: на TEDx ты не имеешь права зарабатывать. Это прописано в лицензии. Все, что ты можешь делать, — это инвестировать всю прибыль в развитие проекта. То есть сначала сильно вкладываешься, а потом, после нескольких конференций, когда у тебя уже есть опыт, ты идешь и продаешь это спонсорам. В Европе это работает именно так. В России спонсоры не всегда готовы вписываться в TEDx, потому что это довольно новая тема и потому что среднее качество TEDx ниже, чем в Европе или Америке. 

В качестве площадки для проведения TEDxNevaRiver вы выбрали Александринский театр. Легко ли было с ними договориться?

Начнем с того, что в Питере вообще очень мало хороших площадок для мероприятий. Для нашей конференции мы рассматривали два: Эрмитаж и Александринку. У первого есть свой театр — очень красивый, на Неве. Там можно было бы провести TEDx. Но, для того чтобы это сделать, нужно было пройти три круга ада согласований. Мы писали служебные записки, потом нам на них долго отвечали, проходили все сроки, шло время, мы были вынуждены уже и дату сдвигать. В общем, тяжело, мы к такому готовы не были. С Александринкой все оказалось легче. Новая сцена театра не так консервативна, как историческая, и они как раз хотели подключать какие-то интересные проекты. Так у нас все и сложилось. 

Николай Солодников / Фото: Герман Прокопьев

Сколько у вас стоили билеты?

Кажется, до двух тысяч. У нас еще был благотворительный билет: любой человек мог добавить какую-то сумму из уважения к команде. 

Всего две тысячи? Это при условии, что билет на большой TED стоит 10 тысяч долларов?

Я бы не стала сравнивать. Большой TED — это совершенно другой уровень. Там и спикеры другие. Вот, например, на последнем TED выступал Илон Маск. Причем не в классическом формате: у него брал интервью Крис Андерсон (куратор TED. — Прим. SRSLY). Понимаешь? Перед тобой час сидят Крис Андерсон и Илон Маск и разговаривают! Конечно, люди готовы платить за это 10 тысяч долларов. Они готовы и больше заплатить.

А спикерам платят?

Нет, это запрещено. Спикеры выступают бесплатно. Мы тратили деньги исключительно на их логистику: привозили многих из Москвы и всех селили в отелях. На нашем TEDx выступало где-то 16 московских спикеров, и их логистика обошлась нам в общей сложности в 200 тысяч или около того.

Cо спикерами как-то работаете перед выступлением?

Это вообще особое направление работы, для которого у нас в команде был отдельный человек с соответствующим опытом. Именно он вел переговоры со спикерами (известными и неизвестными), контакты которых мы ему передавали. У нас, кстати, был один спикер, который с нами вообще никак не контактировал. Мы даже не видели его презентацию  только немного тезисов, высланных его ассистентом. Но в итоге выступил он очень круто!

А имя можно?

Да, это был генеральный директор Biocad Дмитрий Морозов. Мы мечтали, чтобы он у нас выступил, и добились этого. Он рассказывал про борьбу с онкологическими заболеваниями. Морозов приехал с водителем, быстро выступил, отработал как звезда, забрал флешку и улетел в командировку. 

Был еще Андрей Павленко. С ним мы лично вообще не общались — только через его друга, который вел все его дела. Когда он приехал на TEDx, мы не знали, о чем он будет говорить. Нам было важно, чтобы он просто пришел. Он вышел на сцену с текстом, написанным от руки, прочитал его — и это было одно из самых сильных выступлений. Зал рыдал и аплодировал стоя.

Андрей Павленко / Фото: Герман Прокопьев
Андрей Павленко / Фото: Герман Прокопьев

Вы с главным TED согласовываете спикеров?

Нет, ни спикеров, ни темы, на которые они будут говорить, мы не согласовываем. 

А хоть как-то отчитываетесь?

Да, мы делаем репортажи, собираем фотографии с мероприятия. Еще они получают обратную связь от всех гостей, которая рассылается через сайт. В общем, они увидят, если что-то пойдет не так. 

Может ли спикер сам подать заявку на участие?

Да, конечно. Какой-то конкретной схемы нет, все по-разному это делают. У самого TED есть open call, где ты можешь либо заявить о себе, либо заявить о ком-то, кого ты хотел бы услышать. Но чаще всего организаторы ищут все-таки сами. Я, например, просто спрашивала у друзей, есть ли у них кто-то, кто их вдохновляет. Или сама писала людям, которые нравятся мне, но о которых почему-то другие еще не знают. И эти люди откликались! Так было с Таней Никоновой, она тогда была гораздо менее известна. Я ей просто написала в телеграм, и она быстро согласилась.

Татьяна Никонова / Фото: Герман Прокопьев
Татьяна Никонова / Фото: Герман Прокопьев

Почему вы не сделали второй TEDx?

Мы хотели! Даже встречались и обсуждали все. Но, во-первых, все заняты, а во-вторых, никто не хотел терять столько денег. Такие траты все-таки очень демотивируют. Хотя я считаю, что сейчас лучший момент делать TEDx, потому что в России происходит очень много всего. Политическая повестка очень горячая. Сейчас есть много людей, которым есть что рассказать.

Сейчас идеальное время для того, чтобы организовать TEDx, и есть люди, о которых нужно рассказывать.

Может, стоит все-таки взойти на это и попробовать сделать еще раз?

Не было еще ни одной недели, чтобы я об этом не думала. Более того, я уже лучше понимаю, как оптимизировать бюджет, чтобы отбить все билетами. Да и героев сейчас стало больше. Вот вижу какие-то новости про кого-то и сразу думаю, что было бы неплохо его позвать выступить. Например, Голунов — человек, который боролся за чистоту своего имени и дошел до конца. Или Манижа. У нее есть позиция и ценности, и она говорит о них очень круто и искренне. 

Конечно, я бы очень хотела сделать еще не один TEDx, потому что сейчас идеальное время для того, чтобы его организовать, и есть люди, о которых нужно рассказывать. 


Фото: Александр Шпилевой
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова