Spotify против конфликтов и громких скандалов в духе «кто у кого украл бит: Rakhim у T-Fest или T-Fest у Rakhim?» Модераторы могут быть пристрастны, а вот искусственный интеллект — самое то. Видимо, поэтому представители стримингового сервиса подали заявку на патент новой технологии. Она позволяет определять плагиат в музыке и информировать об этом авторов до того, как к ним придут судебные иски о нарушении авторских прав.
Заявку, направленную в Европейское патентное ведомство, разыскали журналисты издания Music Business Worldwide. Искусственный интеллект будет работать не с самой мелодией, а с партитурами, сравнивая новые записи с теми, что уже имеются в базе данных. В итоге создатели смогут получить информацию о том, угрожают ли они интеллектуальной собственности другого человека, и если да, то насколько велик процент заимствования. Причем этот уровень будет указываться сразу по нескольким критериям, включая гармонию, последовательность аккордов и мелодические фрагменты.
Проверить свой новый трек можно будет еще до его релиза, чтобы исправить косяки, которые были обнаружены, либо, напротив, убедиться в собственной оригинальности. Запустить проверку можно будет в режиме реального времени и править песню буквально на коленке. Кроме того, в некоторых случаях нейросеть будет делиться с пользователем ссылкой на тот трек, который якобы был украден, чтобы сонграйтер смог послушать своего потенциального противника. Тут важно понимать, что плагиат — это не всегда умышленная кража. Иногда музыкальные элементы совпадают по случайному стечению обстоятельств: на семь нот приходится такое огромное количество песен, что частичные мэтчи вполне себе реальны.
Есть еще одна форма плагиата, которая кражей не является, но используется авторами осознанно. Речь об оммаже, то есть о дани уважения другому художнику. Правда, благие намерения не всегда считываются простыми слушателями. Яркий пример — ситуация с группой «Пошлая Молли». В прошлом году у них вышел клип на совместный с Катей Кищук трек «Мишка». То, что он снят в стиле MTV 2000-х, и то, что основное действие сосредоточено вокруг дверного глазка, натолкнуло зрителей на мысль: а не украли ли ребята идею у Эминема? В его клипе на трек Superman действительно происходит нечто похожее. Но Кирилл Бледный расставил все точки над i: никакое это не воровство, а дань уважения легендарному артисту.