Обзоры, Бизнес — 28 апреля 2021, 05:40

Рынок киберспорта: игры, аудитория, деньги. Обзор SRSLY

По данным аналитиков PwC, глобальная аудитория геймеров на всех платформах сегодня превышает 2 млрд человек. Сюда относятся и те, кто смотрят летсплеи на ютьюбе, и зрители стримов на Twitch, и фанаты более серьезных киберспортивных дисциплин. Из этих двух млрд 500 млн — аудитория именно киберспорта. 

Таковы данные за 2020 год агентства NewZoo, опубликованные в докладе Global Esports Market Report. Для сравнения: в 2018 году аудитория составляла 394,6 млн человек. Из них на Россию приходилось около 22 млн. Цифры, согласитесь, впечатляющие. Мы решили разобраться, какая страна лидирует на рынке киберспорта, как в эту индустрию попасть и из чего складывается заработок киберспортсмена.


В марте 2020-го, когда исследование было опубликовано, аналитики NewZoo говорили о 15% росте по итогам этого года, а общий объем киберспортивного рынка по прогнозу может вырасти до 1,1 млрд долларов. При этом по самым скромным подсчетам такими темпами к 2023 году объем рынка превысит 1,5 млрд долларов. В октябре произошел пересчет с поправкой на пандемию, и теперь согласно новому прогнозу по итогам 2020-го рынок чуть-чуть не дотянет до миллиарда.

Что мы имеем в реальности? По данным портала Statista рынок киберспорта не то, что не вырос, а даже слегка ужался: с 957,5 млн долларов объема до 947,1. Но рано делать неутешительные выводы, потому что, по данным аналитиков PwC, у этого сегмента индустрии развлечении один из самых высоких среднегодовых темпов роста: 18,3% в среднем по миру и 19,8% в России (рассматривается период с 2018 по 2023 гг.).

По структуре в этом сегменте все просто: ¾ денег генерируют спонсорские контракты и продажа медиаправ, все остальное идет за счет реализации атрибутики и билетов. Можно предположить, что такой перекос сохранится и даже усилится из-за наших пандемичных реалий. 

Вслед за объемом рынка, по которому точных данных за 2020-й пока, увы, нет, уже выросло количество часов просмотра. Как рассказал SRSLY директор по развитию киберспортивной компании E TERRA MEDIA Юрий Марков, в октябре прошлого года на основной площадке для киберспортивных трансляций Twitch зафиксировали новый рекорд по часам просмотра — 1,6 млрд! И это почти вдвое больше, чем годом ранее. 

«В целом пандемия, отмена LAN-соревнований и перевод турниров в онлайн оказали позитивное влияние на динамику роста: по данным Esports Charts, часы просмотра топ-15 киберспортивных турниров выросли на 114%», — такими цифрами поделился с SRSLY Марков.

По данным (на начало 2020-го) того же агентства NewZoo, главным киберспортивным рынком является Китай, за ним идут Северная Америка и Западная Европа. Все вместе они составляют львиную долю от общемирового объема рынка, а именно 839 млн долларов: 385,1 млн, 252,8 млн и 201,2 млн долларов соответственно.

И еще немного статистики. В 2019 году первое место по популярности среди киберспортивных дисциплин заняла League of Legends, стримы с турниров которой собрали в общей сложности почти 350 млн часов просмотра. И это неудивительно, потому что чемпионат мира по League of Legends также возглавил топ самых популярных киберспортивных событий: его смотрели совокупно 105,5 млн часов на ютьюбе и твиче.

На втором месте по популярности Counter-Strike: Global Offensive (215 млн часов), третью строчку заняла классическая Dota 2 (198,8 млн часов), далее идут Overwatch (109, 9 млн часов) и Hearthstone (37 млн часов). Что интересно, в 2019 году в топ-25 неожиданно ворвались мобильные дисциплины, например, PUBG Mobile, Garena Free Fire и Mobile Legends Bang Bang.

К слову о мобильных дисциплинах. По словам Юрия Маркова, на азиатском рынке еще с 2018 года наблюдался взрывной рост интереса к мобильному геймингу и киберспорту. Эта тенденция постепенно добралась и до СНГ. Ее развитию способствует ряд факторов, обеспечивающих низкий порог входа: любовь поколения Z к смартфонам, широкое распространение смартфонов с большой диагональю, условная бесплатность мобилок.

Уже в начале 2020 года самым популярным соревнованием стал турнир по Mobile Legends: Bang Bang. В пике аудитория составила 1,163 млн человек. Если говорить о компании E TERRA MEDIA, то запрос на проведение трансляций и организацию турниров по мобильным дисциплинам вырос процентов на восемьдесят в сравнении с 2019 годом.



Нам стало интересно, какие дисциплины лидируют по популярности именно в E TERRA, и ответ был крайне логичным. Это CS:GO и Dota 2. Юрий Марков объяснил это так: «Все просто: обе дисциплины имеют многолетнюю историю, в них сформировались культовые команды и игроки, да и объем призовых пока не позволяет другим дисциплинам забрать у них пальму первенства».

В августе 2019 объем призовых на международном турнире The International по Dota 2 достигли отметки в 34 млн долларов. Месяцем ранее за тридцатку перевалил другой турнир — по Fortnite.

Как стать киберспортсменом

На этот вопрос отвечает главный тренер Академии CTRL PLAY по CS:GO, тренер сборной России по CS, начавший свою карьеру со времен Counter-Strike 1.6 Виктор «vidoq» Манаенков. Он обратил особое внимание на то, что чаще всего новички ждут каких-то лайфхаков, но ответ прост: чтобы стать киберспортсменом, нужно действительно много работать, с упорством развивать свои навыки, разбирать ошибки и в целом делать все то, чем занимаются спортсмены из классических видов спорта. Помимо личных тренировок, в России начали появляться различные курсы, которые развивают молодых игроков. 

Чтобы стать лучшим из лучших, безусловно, требуется талант, но таких людей — единицы. Киберспорт как раз хорош тем, что тут есть место для всех.

Если говорить о командных дисциплинах, то поиски тиммейтов начинаются с игры на различных платформах. Сейчас для этого созданы все условия: разнообразные платформы, хабы, турниры. Также обрести команду можно и в академии, ведь это ребята со схожими интересами.

Кроме того, растет интерес к смежным специальностям: индустрии нужны тренеры, менеджеры, профессионалы, занятые на эфирах, комментаторы. По модели развития киберспорт лично мне напоминает развитие мирового футбола.

А вот как, по словам тренера сборной России по CS, проходит типичная тренировка киберспортсмена: подъем, завтрак, посещение спортивного зала, индивидуальная тренировка (тактика, разминка), а дальше начинается командная тренировка, которая длится около 6-7 часов с перерывом на обед. Потом у киберспортсмена есть немного времени на отдых, дальше – вечерняя индивидуальная тренировка. В общей сложности профессиональный игрок тратит на тренировки не менее 8-10 часов в день 5 дней в неделю. Нагрузка сравнима с рабочим днем, но более интенсивна. 

В связи с этим возник вопрос: как киберспортсмены борются с профессиональным выгоранием? По словам Манаенкова, профессионалы, как правило, чувствуют свой организм: при определенных сигналах спортсмен берет время на отдых. Это разрешено и абсолютно нормально. Киберспортсмены могут не играть несколько дней подряд для восстановления, могут сократить тренировочные часы.

Кроме того, с игроками работают спортивные психологи и опытные тренеры, которые помогают вернуть мотивацию, преодолеть спад, нервные расстройства, усталость.

И еще один вопрос: если киберспортсмены работают не меньше, чем юристы, экономисты и иже с ними, то достойно ли это вознаграждается? Отвечает директор по развитию E TERRA MEDIA Юрий Марков:

Максимальная ежемесячная зарплата в киберспорте находится на уровне 35 тысяч долларов, в СНГ-регионе топы зарабатывают около 10 тысяч долларов, а начинающие игроки могут получать около 500 долларов в месяц.

Заработок киберспортсмена складывается из нескольких параметров. Первое — это ежемесячная зарплата от организации/команды; второе — бонусы, которые получают игроки за успешные выступления от организации/команды; третье — процент от призового фонда, если игрок/команда занимают призовое место. Дополнительные доходы приносят рекламные контракты, а также процент от суммы трансфера при переходе в другую команду/организацию.

Фото: Getty Images
Новости — 15:50, 14 июля
Bad Bunny и adidas выпустили кроссовки, вдохновленные Пуэрто-Рико
Новости — 13:28, 14 июля
Следующим фильмом Райана Джонсона будет научная фантастика
Кино — 18:44, 13 июля
Ну, посмотрим: «Как приручить дракона», «Миссия невыполнима: Финальная расплата», «Громовержцы*», «Пункт назначения: Узы крови», «Горячее молоко»
Новости — 14:50, 12 июля
«Идиота» Достоевского вновь экранизируют
Новости — 12:40, 12 июля
iPhone 17e и новые MacBook Pro: стало известно, что Apple выпустит в 2026 году