В мире искусства случился очередной переполох: после того, как в сентябре была реабилитирована картина Рембрандта, на протяжении сорока лет считавшаяся поддельной и потому хранившаяся в подвале, произошла обратная ситуация, но на этот раз с Леонардо да Винчи. У экспертов появилось основание полагать, что полотно «Спаситель мира», являющееся самым дорогим произведением искусства в истории, на самом деле не принадлежит кисти мастера эпохи Возрождения.
Такое заявление сделала Анналиса Ди Мария — член экспертного комитета Центра ЮНЕСКО во Флоренции и искусствовед, специализирующийся на творчестве Леонардо да Винчи. Частный коллекционер из Лекко показал ей сделанный красным мелом рисунок Иисуса Христа, в котором Ди Мария сразу же узнала руку великого живописца: по ее мнению, именно этот набросок является основой для настоящего «Спасителя мира», и на картину, признанную подлинником, он совсем не похож.
По словам искусствоведа, увиденное ею очень напоминает другие рисунки Леонардо: она сравнила находку с самым известным автопортретом художника, отметив, что головы в обоих этюдах расположены с поворотом в три четверти, что было характерно для многих работ да Винчи. «Спаситель мира» же смотрит прямо на зрителя. Ди Мария считает, что предоставленный коллекционером рисунок — это этюд для настоящей работы да Винчи с совершенно иной, более динамичной композицией. «Я не единственная, кто всегда говорил, что "Спаситель мира" на самом деле не был написан Леонардо. Он бы не стал изображать персонажа фронтально и настолько неподвижным», — приводит слова Ди Марии издание The Artnet.
Обнаруженный рисунок изначально должен был быть представлен на конференции во Флоренции. Как только в Италии будут сняты существующие из-за пандемии ограничения, Ди Мария обнародует свой доклад по теме. Несмотря на то, что по оценке искусствоведа борода и глаза фигуры также полностью соответствуют стилю Леонардо, а научное исследование подтвердило, что использованная для рисунка бумага была произведена в начале 16 века, делать окончательные выводы пока рано. Подлинность рисунка и, соответственно, его связь со «Спасителем мира» на данный момент официально не подтверждены.
Если в итоге будет доказано, что Да Винчи не является автором «Спасителя мира», текущий владелец картины вероятно очень расстроится: в 2017 году ее приобрел наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Сауд за рекордные 450 миллионов долларов, что было самой высокой ценой, когда-либо отданной за произведение искусства.