Интервью, Кино — 10 ноября 2020, 19:35

Рифмы из мясной лавки. Борис Барабанов поговорил с режиссером Бассамом Тариком

На российские экраны вышел фильм Бассама Тарика «Откуда ты родом», в котором рэпер пакистанского происхождения Зед, находясь в шаге от всемирной славы, сталкивается с тяжелой болезнью и вынужден бороться не за внимание фанатов, а за саму жизнь, параллельно выясняя отношения со своей семьей и любимой девушкой. Бассам Тарик придумывал сценарий вместе с исполнителем главной роли Ризом Ахмедом («Четыре льва», «Стрингер», «Джейсон Борн», «Изгой-один. Звездные войны: Истории», «Веном», «Однажды ночью»). Борис Барабанов позвонил Тарику, чтобы узнать, почему рэп стал универсальным языком не только в музыке, но и в кино.

В начале нашего разговора я хочу рассказать вам небольшую историю. Примерно месяц назад я написал сценарий короткометражки, главный герой которой — вышедший в тираж рэпер, наполовину еврей. В поисках источников вдохновения он начинает тесно общаться с еврейской общиной, хотя сам человек не религиозный. Проходит неделя, и друзья приглашают меня на просмотр вашего фильма — о рэпере пакистанского происхождения, который возвращается в родительский дом. Я звоню своему продюсеру и говорю: «Все уже сняли до нас!» А он: «Успокойся, мы просто движемся в правильном направлении». Бассам, как вы считаете, рэп — это действительно такой универсальный язык сегодня? И тема столкновения рэпа и идентичности человека — она настолько носится в воздухе? 

Давайте все же начнем с того, что это форма искусства, присущая прежде всего темнокожим. Она пришла из конкретного места — из Южного Бронкса, и мы точно знаем обстоятельства, в которых она родилась. В наше время очень важно не дать черным корням хип-хопа и джаза потерять свою протестную значимость. Когда мы смотрим «Ла-Ла-Ленд» с Райаном Гослингом, то забываем, что музыка, звучащая в фильме, имеет очень четкую родословную и социальный смысл. Но в наше время хип-хоп, похоже, действительно становится глобальным языком протеста. Порог вхождения в эту музыку очень низкий. Для того, чтобы создавать песни в этом жанре, не обязательно быть певцом или владеть гитарой. Тебе нужны только ручка и лист бумаги. Вот почему хип-хоп стал так популярен во всем мире. Вот почему люди выбирают этот язык для создания гимнов сопротивления. Вот почему им пользуются люди, которые чувствуют себя изгоями в обществе.          

Бассам, а в Пакистане рэп — это мейнстрим или андеграунд

Как и везде в мире, в Пакистане есть очень популярные группы, чья история началась на улицах. И, кстати, в стране имеется определенный процент темнокожего населения, которое также повлияло на формирование местной хип-хоп-сцены. Как и в любом другом месте, хороший рэп в Пакистане — это в первую очередь хорошая поэзия. Но в исламских странах поэзия как художественная форма имеет особое значение. Для мусульман она — вторая натура. Мы воздвигаем памятники поэтам. Не военачальникам, а поэтам. Риз Ахмед — потомок поэта и ученого Шаха Сулеймана. Вообще, не стоит забывать, что существенное число популярных рэперов сегодня — это темнокожие мусульмане.  

Вы узнали Риза Ахмеда сначала как рэпера, а потом как актера? Или наоборот? 

Сначала я увидел его актерскую работу в комедии «Четыре льва» (2010), где он играет исламского экстремиста. После этого стал гуглить и обнаружил его рэповые записи. Я даже нашел его самую первую песню The Post 9/11 Blues, еще 2006 года. Так что к моменту, когда появилась идея фильма «Откуда ты родом», я отлично знал его как музыканта.

Оригинальное название фильма — Moghul Mowgli, и это производная от названия песни Риза Ахмеда, так? 

Полное название трека — Half Moghul Half Mowgli («Наполовину Могул, наполовину Маугли»). Я думаю, это одна из самых сильных песен Риза. В ней действительно затрагивается тема корней, тема места, которое ты можешь назвать своим. Образ Маугли в ней — это образ колониального мира, порожденного фантазией Редьярда Киплинга. Образ Могула — наследие Британской империи. 

Насколько я знаю, когда родился замысел фильма, вы работали в халяльной мясной лавке. Сложно ли продавцу мяса найти деньги на фильм? 

меется.) Я профессиональный кинематографист. До Moghul Mowgli у меня был фильм «Птичьи прогулки», который видел Риз Ахмед. Но да, у меня есть магазин. И наша первая встреча с Ризом случилась как раз у его дверей. Что сказать, когда ты представитель национального меньшинства в такой стране, как Америка, нужно иметь какую-то подушку безопасности

Риз пришел к вам купить мяса? 

меется.) Нет-нет. У нас был общий знакомый — второй режиссер «Птичьих прогулок». Риз хотел обсудить этот фильм. И единственным местом, где я мог его принять, оказалась моя халяльная лавка. 

Хорошо, у вас был один документальный фильм. Но Риз Ахмед — большая звезда, парень, который играл в «Звездных войнах». Наверное, непросто было его заполучить? 

Нет, Moghul Mowgli изначально являлся нашим общим проектом. Мы сочиняли эту историю вместе, и он не был приглашенной звездой. У нас было сильное желание вместе довести этот проект до конца. 

Фото: Ryan Lash

Что для Риза было сложнее — сцены выступлений перед публикой или очень физиологичные эпизоды в госпитале? 

Конечно, сцены, связанные с болезнью, потребовали от него максимальной самоотдачи. Риз репетировал каждое движение, стараясь достоверно передать угасание героя. Но и в концертных эпизодах он был максимально честен.    

История семьи Зеда чем-то похожа на историю семьи Риза? 

Я бы сказал, что семья Зеда — это и его, и моя семья. Семья Риза когда-то была вынуждена переехать из Индии в Пакистан, и нечто похожее произошло с моими предками по материнской линии. 

В вашем фильме есть сюрреалистичные сцены пакистанской вечеринки, которые, как мне кажется, очень сложно понять за пределами диаспоры, в том числе это будет непросто для русских зрителей.   

А я до сих пор не могу осознать тот факт, что мой фильм в принципе идет в России. Но знаете, я думаю, что когда в кино показывают нечто, относящееся к национальным традициям или ритуалам, это не должно быть понятно зрителю на все 100%. Один из моих любимых режиссеров — Андрей Тарковский. Не думаю, что правильно понимаю все сцены его фильмов до единой. Но я чувствую связь с его кинематографом. И эта связь выше интеллекта.  

Не могу не коснуться в нашем разговоре тем, связанных с крайними проявлениями исламского радикализма, которые мы наблюдаем в мире прямо сейчас. Исламская повестка так или иначе касается всех. Как считаете, может ли кино или искусство в целом как-то изменить ситуацию? 

Я бы хотел, чтобы вы перевели мой ответ максимально точно. Вы сказали «исламская повестка». Понимаете, ислам — это люди. В мире живут 1,6 миллиарда мусульман. Это вторая религия на планете по числу приверженцев. В данной среде существует огромное разнообразие мнений, точек зрения и образов жизни. 99% мусульман — миролюбивые и глубоко духовные люди, склонные к поэтическому взгляду на мир. Нет никакой «повестки», потому что нет единого «тела» ислама. Чудо этого сообщества состоит в том, что в него входит множество сообществ. Это очень пестрая палитра. В вопросе, который вы задали, я слышу такой смысл: как нам изменить ислам? Но давайте подойдем к теме с другой стороны. Европейские правительства в свое время превратили в колонии страны, где люди исповедовали ислам. Европейские правительства поссорили нас, они спровоцировали войны и разделили нас. Происходящее в Европе, — запоздалая реакция. Я разделяю далеко не любую реакцию. То, что случилось в Австрии (разговор происходил на следующий день после теракта в Вене. — Прим. SRSLY) — ужасно. Никто не должен быть насильственно лишен жизни ни по какой причине. Но я не знаю убийц лично. И они — не я. То, с чем столкнулся мир, — это огромное количество людей в Европе, которые не видят должного уважения к себе, людей, которых остальные не считают равными себе. Так происходит во всем западном мире. Достоинство мусульман попрано. И они реагируют по-разному. В том числе и абсолютно неприемлемым образом. Но неприемлема и ситуация, когда власть использует эти ужасные эпизоды для того, чтобы создать фальшивый образ ислама. Понимаете, я бы хотел, чтобы люди более аккуратно использовали термин «терроризм». Этот термин — хороший инструмент для того, чтобы оказывать давление на целые человеческие популяции. 

На протяжении всего фильма несколько раз в текстах главного героя встречается строчка Toba Tek Singh, она звучит как заклинание или мантра. Что она значит на самом деле? 

Самый простой ответ: герой сам себя так называет. Так что это имя. Но у каждого имени есть значение. И здесь я хочу спросить вас, Борис, а что оно значит для вас? 

Судя по финалу фильма, это звено, которое объединяет Зеда с его отцом, и это символ семьи как главной ценности.

Прекрасное толкование, оно меня полностью устраивает. В Toba Tek Singh действительно есть магическая сила, которая прежде всего заставляет нас думать таким образом. Если вы поняли фразу так, то это повлияет на вашу жизнь. Я в это верю. 



Пять новых выпущенных мигрантами альбомов, к которым стоит прислушаться

Fardi — «Черный сад» (часть 1 и 2)
24-летний этнический азербайджанец Фарди Самедов вырос на берегу Байкала, а в 2016 году переехал в Москву. В альбомах Fardi, посвященных будням мигрантов, страх забирается под кожу. Это вам не постановочный эпатаж, здесь все по-настоящему. 


Sevdaliza — Shabrang  

Севдализа (Севда Ализаде) родилась в Тегеране, переехала в Амстердам, играла в баскетбольной сборной, получила степень магистра по бизнес-коммуникациям, выучила пять языков, запустила свой лейбл и отучилась в престижной Red Bull Music Academy. Благодаря текстам на фарси и вибрато певицы, которое иногда подменяет автотюн, альбом Shabrang воспринимается как «экзотический», но музыка Севды понятна в любой точке мира. 


Riz Ahmed — The Long Goodbye

Последний альбом лондонского пакистанца Риза Ахмеда фактически представляет собой звуковую дорожку к ленте «Откуда ты родом». Однако и без фильма звучит захватывающе и по-хорошему  агрессивно. Среди прочего альбом содержит и магический номер Toba Tek Singh. 

Rich Brian — 1999

Индонезийский рэпер Рич Брайан (Брайан Имануэль) выучил английский язык в ходе бесконечных просмотров роликов на ютьюбе, а в 2014 году, в возрасте 15 лет, сочинил свой первый трек, использовав бит MF Doom. Сегодня среди его коллабораторов Дипло, Янг Таг, Скриллекс и Zhu. Новый EP Рича, полный комфортного, но слегка надломленного поп-материала, был записан на карантине в Лос-Анджелесе.   



Ghali — DNA

Гали Амдуни — миланский трэп-артист, выросший в семье тунисских иммигрантов. В детстве он спал на полу в палатке, пока его мать готовила еду на общей плите в лагере беженцев. А в 2017 году дебютный альбом Гали перегнал по прослушиваниям в итальянском Spotify альбом Эда Ширана. DNA — несколько запоздавшее продолжение удачного дебюта.  




Фото: Ryan Lash
Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More
Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками