Обзоры, Бизнес — 10 ноября 2020, 18:06

Как Бернар Арно дошел до второго места списка Forbes. Обзор SRSLY

Пришло время обратить внимание на человека, который недавно занял вторую строчку рейтинга богатейших людей планеты по версии журнала Forbes. Сегодня в большом обзоре SRSLY поговорим о самом состоятельном бизнесмене Европы, главе легендарной LVMH Бернаре Арно. Пусть ему далеко до Джеффа Безоса, размер его состояния все равно впечатляет.

 

Forbes Real Time Billionaires

Но сначала по традиции несколько любопытных фактов о Бернаре Арно, которые дадут общее представление о том, сколько же у него на самом деле денег и какой бизнес-империей он управляет:

●      Под контролем Арно более 70 брендов, включая Louis Vuitton и Sephora

●      В ноябре 2019 года LVMH договорился о покупке Tiffany & Co за 15,8 млрд долларов, и эта сделка может стать самой крупной в мире люксовых брендов (если не сорвется)

●      Отец Арно заработал небольшое состояние на строительстве. Сын взял взаймы 15 млн долларов, чтобы купить Christian Dior в 1985-м. Но интересно то, как он их взял. Об этом дальше...

●      Четверо из пятерых детей Арно работают в LVMH. Младший сын не в деле, возможно, только потому, что еще не закончил учебу

●      Один из сыновей Арно Антуан женат на Наталье Водяновой

Знакомьтесь, царь всея тяжелого люкса

Арно родился в небедной семье, получил, как говорится, блестящее образование в элитной École Polytechnique и начал карьеру в строительной фирме своего отца. Но простой обеспеченности по всем фронтам ему было мало. Как известно, молодые люди более склонны рисковать и ставить на кон все ради своих целей. Именно это и сделал Бернар: после нескольких лет у руля семейной компании он продал отцовский бизнес. Зная, что Арно-старший такое точно не одобрит, сын поставил отца перед фактом свершившейся сделки и просто уехал в США учиться. Но изучал Арно не искусства и литературу и даже не стал углубляться в инженерное дело, которое является его первой специализацией. Объектом его интереса стали слияния и поглощения. Получив новые навыки американского агрессивного подхода к этому делу, Бернар вернулся во Францию. 

Чтобы примерно представлять, какие знания получил Арно в Америке, можно вспомнить героя Ричарда Гира в «Красотке»: он покупал слабые фирмы в очень плачевном состоянии, дробил их и продавал задорого по частям. Примерно таков был план и у будущего мультимиллиардера. Дело было в 80-х, а тогда такая схема работала безотказно.

Первой сделкой Арно стало приобретение у правительства обанкротившегося текстильного конгломерата Boussac. Бизнесмен претворил план в жизнь практически полностью (за что был окрещен в французской прессе «волком в овечьей шкуре» — не по-французски поступил), но продать модный дом Christian Dior у него не поднялась рука, и он оставил его себе.

Модный путь

Понемногу Арно начал проникаться шармом моды и подиумов. Его идеей фикс стало создание компании-лидера по продаже и производству предметов роскоши. База в лице Dior уже была, но этого было мало.

В конце 80-х Арно захотел вернуть в семью потерянное дитя Dior — подразделение, которое занималось производством парфюма бренда. Но оно входило в состав недавно образованного конгломерата LVMH (Louis Vuitton Moёt Hennessy), что было проблемой, потому что владельцы не хотели так просто отдавать бизнес-юнит. Тогда Арно начинает активно скупать акции LVMH через подставную фирму, быстро наращивая свою долю до 40%. В конечном итоге он становится главой компании, вытеснив на задний план мнения семей, которым бренды изначально принадлежали: Моэ, Хеннесси и наследников Вюиттон соответственно. Все тот же чисто американский подход. 

И понеслась. За более чем 30 лет LVMH под руководством Арно приобрела несколько десятков люксовых брендов-производителей крепких спиртных напитков, вина, одежды, обуви, ювелирных украшений, косметики, парфюма и многого другого. Но надо отметить, что, по оценкам аналитиков рынка за 2018 год, именно Louis Vuitton принес Арно почти половину прибыли. Сказать точно невозможно, потому что в отчетности компании есть разбивка только по пяти подразделениям, но не по брендам.

Источник lvmh.fr

Главный коллекционер современности

Если Стива Джобса называют гением продуктового маркетинга, а Цукерберга — программирования, то Арно по факту построил свою империю на том, что планомерно собирал в одном месте все компании, которые подходили под описание люксовых.

Хищничество как бизнес-стратегия совсем не равно бездействие. Напротив — Арно контролирует свой бизнес, как никто другой. Как писал Forbes, глава LVMH работает 24/7, постоянно находясь на связи с руководителями подразделений. И очевидно, что стратегия работает: с 1990 года по настоящее время акции компании выросли в цене с 19,86 евро за штуку (да, тогда евро не было, это в пересчете) до 435,50 евро за ценную бумагу. Рост почти в 22 раза, неплохо.

Источник Парижская фондовая биржа

Но и у такой акулы люксового бизнеса бывают промахи. В далеком 2001 году случилось то, что СМИ окрестили «войной сумок» — Арно пришлось уступить контроль над Gucci своему главному конкуренту конгломерату Kering, принадлежащему предпринимателю Франсуа Пино. Позже LVMH стала вести себя как самый обычный хедж-фонд, и тайно покупала акции Hermès, доведя свою долю до 17%. Правда, потом от этого пакета акций пришлось почти полностью отказаться из-за конфликта с руководством поглощаемой компании.

Путь Бернара Арно — это не история про мальчика, который с детства грезил подиумами и высокой модой. Это на 100% про бизнес и стратегии, слияния и поглощения, планы и цели. Если хотите построить успешную империю, то вам к Арно. Как жаль, что он не большой любитель давать интервью.

Фото: Getty Images
Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками
Новости — 19:43, 21 ноября
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»