В новом выпуске у нас два немецких фильма из берлинского конкурса разных лет, картина Ким Ки Дука, снятая в Казахстане на русском языке, и недавняя лента польского незаслуженно малоизвестного классика Леха Маевского.
Программа «Спектр»
Лиза (Нина Хосс) живет в счастливом браке с мужем-педагогом (Йенс Альбинус) и двумя милыми детьми. Когда-то она была популярным драматургом и встречалась с режиссером (Томас Остермайер), но сейчас ее съел семейный быт. Вытащит из привычного круга дел Лизу ее брат, театральный актер Свен (Ларс Айдингер), больной лейкемией.
«Сестренка» — история гуманистическая, про силу братско-сестринской любви. Умирающий Свен побудит Лизу придумать новую пьесу про взрослых Гретель и Гензеля, про них, про чувства, которые должны остаться в сюжете, раз за разом исполняемом другими на сцене. А значит, и Свен будет жить. Хосс и Айдингер действительно блистают. Пусть само кино несколько по форме схематично, но оно эмоциональное и не лживое. Не хватает разве что чего-то витального, божьей искры, полета фантазии. Слишком уж картина не воздушна и ладно задумана. Ее не хочется ругать, но и хвалить по-настоящему сложно.
[STAT_ART_2.5]
«Растворяться» (Dissolve)
Основной конкурс
Казахстан. Девушка по имени Дин (Динара Жумагалиева) страдает от чудовищного родительского абьюза. Но однажды в ее жизни появляется другая Дин, ярко одетая и спящая с мужчинами за деньги, которая научит подругу противостоять патриархальному гнету.
Для начала вам стоит привыкнуть к форме безбюджетного, уличного кино, которую внезапно избрал корейский маэстро Ким Ки Дук, переехавший в СНГ после обвинений в харрасменте на родине. «Растворяться» — очевидный эксперимент, недостаточно потрясающий своей наглой оторванностью от реальности (с которой у Кима все всегда было в порядке) и недостаточно перверсивный для того, чтобы порадоваться покорениям новых вершин. Есть в нем, конечно, и какие-то отличительные черты из раннего Ки Дука, условно «Острова». Двойники, порезанные коленки, игры с подсознательным. Можно даже «Растворяться» с натяжкой обозвать казахской «Ирмой Веп» Ассайаса. Но самое любопытное в картине — неожиданно чуткое обращение с русским языком устами казахов. То, как Ким Ки Дук добился такой угловатой казахской естественности в оборотах, не зная русской речи, кроме как мастерством не назовешь.
[STAT_ART_2.0]
«Разрушительница системы» (Systemsprenger)
Программа «Время женщин»
Бенни (Хелен Зенгель) — неуправляемый ребенок, настоящий кладезь для психолога, постоянно путешествует по различным социальным приютам для сложных детей. Ее мама (Габриэла Мария Шмайде) с дочкой не справляется, но Бенни маму очень любит, постоянно ей звонит и ждет звонков сама. Бенни бы счастливо жила дома, если бы не постоянные спутники-триггеры, выводящие ее из морального комфорта. Ненавистный мамин ухажер, сама мама, неумело выбирающая формулировки, врачи, которые таскают девочку по дурацким кабинетам. А ей хочется просто любить и быть любимой, конечно.
«Разрушительница системы» — энергетический сгусток из пограничных эмоций, гримас, робких всхлипов и пульсирующих вен. Экспрессионистский по своему настроению портрет на троих, где и сама Бенни, и ее мать, которая в итоге отказывается от дочери, и заботливый социальный работник Майкл (Альбрехт Шух) — разрушители системы, поскольку все они не могут совладать с правилами. Бенни не в силах примириться с исправительными учреждениями, ее мама — с характером дочери и родительской ответственностью, а Майкл — с отцовскими чувствами, возникшими в отношении девочки. «Разрушительница системы» о том, в конечном счете, как ребенок через агрессию взывает к нежности. Хелен Зенгель, блиставшая еще в картине «Дочь» Маши Шинински, в фильме Финшелдт достигает удивительных актерских высот, ее заслуженно отметили номинацией Европейской киноакадемии за лучшую женскую роль. А сейчас Хелен снимается в ленте «Новости со всего света» Пола Гринграсса вместе с Томом Хэнксом.
[STAT_ART_3.5]
«Долина Богов» (Valley of the Gods)
Программа «Мастера»
Джон Экас (Джош Хартнетт) когда-то потерял жену и пытается найти себя после пережитого горя. Он пишет биографию богатейшего человека на планете, некого Веса Тауроса (Джон Малкович), внезапно поработившего весь мир.
Режиссер Лех Маевски — один из самых незаметных польских классиков современности. Его работы никогда не ездили в Канны или Венецию, но часто попадали на фестивали поменьше. Так, «Мельницу и крест», ожившую картину Питера Брейгеля, показывали на Sundance, а «Евангелие от Гарри» в Торонто.
«Долина Богов» — это и долина силиконовая, и долина власть имущих. Мир технократии, победивший природу, высоток, уничтоживших коренные народы Америки. Биограф сталкивается с самим Дьяволом, по большому счету, проклятым демиургом. Вес Таурос — звучит как элитный жилой комплекс, как Клыки Мордора, как бог Тур в славянской мифологии. Эта картина оказалась, как это ни смешно, слишком сложной и авторской для фестивалей категории «А», бескомпромиссно радикальной. Маевски по обыкновению балансирует между видеоартом и этнической драмой, антиутопической фантастикой и мифологическим эпосом. Штучный продукт, pure art, велением злых богов пролетающий мимо всех главных мировых смотров, наваждение фестивальных отборщиков.
[STAT_ART_2.5]