Обзоры, Кино — 2 октября 2020, 15:14

42-й ММКФ, день первый: Депардье и Уэльбек на спа-процедурах, белорусский ответ «Проекту Х»

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик

Вчера открылся 42-й ММКФ, который ответственно подошел к вопросам, связанным с эпидемиологической обстановкой. Фильмы покажут, дорогие друзья, а вы не снимайте маски, даже когда вам хочется посмеяться или поплакать. Кажется, скоро фестивали будут мериться стильными линиями-наклейками, указывающими на социальную дистанцию, качеством закупленных масок и ароматами санитайзеров. Почему бы из средств защиты не сделать новую моду? Впрочем, просто мысли вслух. Программ в этом году не меньше, чем обычно, а ленты почти не уступают обыкновенному улову фестивальных хитов со всех главных фестивалей планеты. В программе «8 1/2 фильмов» покажут, к примеру, призера недавнего Венецианского кинофестиваля, «Новый порядок» Мишеля Франко, в основном конкурсе свежую картину Ким Ки Дука, снятую в Казахстане, а в специальных показах прекрасно принятые в Берлине «Уроки фарси» Вадима Перельмана. А мы вам обо всем, конечно, расскажем.



«Спа» (Thalasso)

Программа «8 1/2 фильмов»


Мишель Уэльбек неохотно соглашается немного поотвисать в модном спа-отеле на берегу моря. Пить тут строго-настрого разрешено только воду, к тому же Уэльбеку врач сообщает, что про вино можно ненадолго забыть, ваша печень устала. Вскоре несанкционированное выкуривание сигаретки на веранде (это также воспрещено!) сводит писателя с Жераром Депардье, который уже немного в теме всех талассо-процедур, но тоже не привык не курить и не пить. За сигареткой выяснится: с криокамерой надо быть аккуратнее, одному французу так отморозили член. Депардье добавит, что они вообще тут все только дипломы получили, ослы и идиоты. Будь осторожен.

Сам Гийом Никлу, автор нестабильный, но, безусловно, талантливый и сомневающийся, в «Спа» оказывается очень нежен, режиссерски обходителен, как сотрудники спа-центра. Уморительный поначалу квазипостдок, от которого просто невозможно оторваться, незаметно (будто вы проваливаетесь в сон во время массажа, точно герой Уэльбека) становится все более серьезным. Казавшиеся еще пару сцен назад персонажами классического слэпстика Уэльбек и Депардье вдруг начинают рассуждать о смерти и жизни, Талмуде, реинкарнации. Сны-вкрапления Томасом Манном маячат по выхолощенной лечебнице, где белые халаты не врачебные, а красивые, отельные. Это действительно удивительный спектакль человеческих слабостей, страстей и мольеровских коридорных интриг. Блестящая, в общем-то, находка отборщика программы Петра Шепотинника, настроение которой поразительно точно и кокетливо пересекается с названием другой фестивальной секции. Это эйфория наваждений. Жонглирование смыслами, заигрывание с теориями и попытки многозначительно анализировать арт-объект из сложенных друг на друга чемоданов в гостиничном сьюте оказываются безоружны, витальны, горячечно слезливы перед террором, заглядывающим в отель-чистилище. Невидимо-видимое, грустное, мудрое и серьезное посмертное послание французской интеллигенции в «Батаклане» и «Шарли Эбдо». Например. У нас есть только ум. Есть тела. Есть фильмы и книги. А есть le monde plus grand, где каждая пуля страшно посчитана. Dieu est là où habite l'amour — «Где любовь, там и Бог». А значит, все, должно быть, уже спасены.

[STAT_ART_4.0]


«Спайс бойз»

Программа «Фильмы, которых здесь не было»


Четверо друзей (Александр Головин, Александр Аверьянов, Игорь Шугалеев, Александр Тарасов) с целью провести мальчишник более или менее весело решают закупиться наркотиками, но в белорусской деревне под Гомелем ничего кроме спайса не находится, поэтому берут его. Спайс, понятно, приведет к полному безумию. Полетят головы и ноги. Вся деревня утонет в кровавом беспределе. Расхлебывать придется пахану (Владимир Сычев), мелкому дилеру (Алексей Маслодудов) и доблестной полиции.

«Спайс бойз» позиционируется как ироничный комедийный слэшер, такое квасное «Солнцестояние» в оторванном от мира дачном поселке, где никто не услышит твой крик. Впрочем, от кадра к кадру кино все более болезненно муссирует зрителя совсем несмешными и в корне неправильными для жанра ужасающими сценами, которые просто не вписываются в задуманную режиссером систему координат черной комедии, поскольку картина говорит на очень страшные темы. К тому же зачем-то совсем несаркастично (что еще более тошнотворно) отсылает к реально произошедшим событиям 2014 года, где примерно все показанное на экране имело место. Если вы когда-то видели видео на ютьюбе с подробностями последствий употребления спайса, то можете себе представить, что такое «Спайс бойз», и, надеемся, никогда его не включите. Так просто нельзя. Нельзя и все.

[STAT_ART_0.5]


Новости — 16:05, 22 ноября
Стивен Кинг анонсировал новую книгу — в ней вернется Холли Гибни
Новости — 13:40, 22 ноября
Новый роман по «Ведьмаку» будет про юного Геральта
Кино — 13:10, 22 ноября
«Сердце должно гореть у всех». Олег Савостюк — о сериале «Дайте шоу», парадоксальности страхов и воспитании внутреннего критика
Новости — 11:31, 22 ноября
Электроника и этно-мотивы: дуэт LAVBLAST выпустил второй альбом More
Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками