Обзоры, Кино — 26 сентября 2020, 12:18

«Ундина», «Удалить историю» и «Первая корова»: фильмы Берлинале, которые уже можно посмотреть

Текст:
Денис Виленкин,
кинокритик

70-й Берлинский кинофестиваль, прошедший в конце февраля, постепенно становится доступным для зрителей. В онлайн-прокат уже вышли «Неизбранные дороги» Салли Поттер, к выходу готовится «Сибирь» Абеля Феррары и «Женщина, которая убежала» Хон Сан-су, «Дни» Цай Минляна уже показывал Garage Screen (и еще покажет 1 октября), а впереди крупные премьеры на ММКФ. Мы предлагаем обратить внимание на три конкурсные картины, которые можно увидеть уже сейчас.

«Ундина» (Undine)

Берлин. Наши дни. Ундина (Паула Бер) водит экскурсии, рассказывая об устройстве архитектуры Западного и Восточного Берлина. Однажды она знакомится с водолазом Кристофом (Франц Роговски), для которого девушка становится воплощением гения чистой красоты, его любимой нежной русалочкой. Однако Кристоф патологически не способен любить, и мечты о будущем потихонечку начинают идти на дно.


Многие, посмотревшие фильм в Берлине, отметили, что «Ундина» для режиссера, последователя берлинской школы (Ангела Шанелек, Марен Адэ, Ульрих Келлер) — в общем-то не откровение, а разве что кино чуть более зрительское, чем обычно. Но на самом деле это в большей степени индустриальная сказка, нежели даже, казалось бы, формально отвечающие этому эпитету и «Тони Эрдманн» Адэ, и «В моей комнате» Келлера. Петцольд проводит параллели между градостроительством и фундаментом чувств, неолиберальным капитализмом и эскапистским желанием понять что-то про себя, спрятавшись в романтическом наряде водолаза, как из какого-нибудь «20000 лье под водой» по Жюлю Верну. Это фильм-приключение в четырех стенах и немножечко под водой. Эмоционально сухой, но прагматично (как это часто бывает у Петцольда) чувственный. «Ундина», может быть, немцу кажется даже чересчур французским кино, вместо Баха порой невольно ждешь Азнавура, но тем интереснее понимать, что Петцольд — все же режиссер не одноколейный и, на удивление, исследующий мир, точно опытный геодезист или, простите, ныряльщик со стажем. 

Когда: в кино с 24 сентября


«Удалить историю» (Effacer l’historique)

Для начала стоит отметить, что режиссерский тандем французов Бенуа Делепина и Гюстава Керверна со временем превратился в эдаких «Кукрыниксов», фестивальных любимчиков, которые метко и едко травят разные социальные приколы. Допустим, вы не знакомы с их кино, но представьте себе, что у Стефана Бризе вдруг появилось чувство юмора. И если в «Сент-Амуре: Удовольствиях любви» — участнике Берлинале 2016-го — доставалось прежде всего зыбкому институту семьи, а в фильме «Мне по кайфу» с Дюжарденом — глобализации, капитализму и всему мировому злу, то в «Удалить историю» как в настоящем ярком юмористическом соцпамфлете шутовское настроение отразилось на всех бедах современного сознательного гражданского общества. Исходя из названия фильма, в смерти всего живого стоит винить Клаву К. (то есть интернет, соцсети и голосового помощника, в которого влюбляется один из героев), но по сути же причина в человеческой неприспособленности к миру, где ежеминутно происходит очень много всего, что отвлекает от возможности жить и дышать.


В итоге главные герои оправляются на поиски хакера по кличке Бог, который будто бы может все исправить. Идеально было бы отменить Uber, знакомства по интернету, виртуальный секс и другие важные вещи, которые мешают дочитать очередной роман Уэльбека на бумаге (и, конечно, круто было бы отменить все электронные книги! Все же их ненавидят). В двух важных смешных и дурацких камео появляется сам Уэльбек, а Бенуа Пульворд играет курьера, ненавидящего свою работу. 

Когда и где посмотреть: 26 сентября в Garage Screen, с 15 октября в кино


«Первая корова» (First Cow)

Америка. XIX век. Где-то в орегонских лесах бородатый еврей (Джон Магаро) спасает от сумасшедших русских охотников за пушниной китайца Лю (Орион Ли). Вместе парочка начинает строить планы, как им дальше жить и чем зарабатывать, а поскольку во времена завоевания Америки мигранты зарабатывали кто чем горазд, дуэт, недолго собирая орехи, принимается печь пончики, быстро находящие отклик у покупателей. Молоко берут у милой ворованной коровы. Все идет по плану, пока трудяги не сталкиваются с прозорливым мэром (Тоби Джонс).


«Первая корова» Келли Райхардт — идеальный фильм для того, чтобы встретить осень. Обескровленная версия «Братьев Систерс», меланхоличная, эстетская и гуманная. Кино, мягко говоря, неторопливое и изысканное, как трюфели. За камерой не раз работавший с Райхардт Крис Бловелт, который подарил нам в том числе уютные миры «Не волнуйся, он далеко не уйдет» Ван Сента и «Середины 90-х» Джоны Хилла, в очередной раз убаюкивающе нежится с картинкой. Его горы, листья, деревья, сумерки, землистые лица выстраиваются в монохромный ряд натюрмортов и портретов американского Запада, любовно воспеваемого Райхардт практически во всех ее фильмах («Несколько женщин», «Обход Мика», «Венди и Люси»). А для самой Райхардт «Первая корова» становится в некотором смысле переизобретением жанра вестерн, гастрономическим экскурсом в жизнь сиплого и голодного, но прирученного и будто совсем не дикого Запада.

Когда и где посмотреть: 30 сентября в Garage Screen


Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова