Обзоры, Образ жизни — 22 марта 2020, 10:35

Как кураторы, художники и арт-консультанты отличают хорошее современное искусство от плохого

Текст:
Даша Скачкова,
редакторка, SMM
Мы приходим в музей на разрекламированную выставку современного художника. Долго стоим в очереди, покупаем билет, расталкиваем людей, подходим к экспозиции — и понимаем, что нам это совсем не нравится. Тогда мы думаем: «Может, это со мной что-то не так и я недостаточно умный, образованный или классный?» Мы опросили пятерых людей из индустрии, чтобы узнать, как они отличают достойное современное искусство от того, которое не заслуживает нашего внимания. 

Осторожно! В тексте много раз повторяется слово «насмотренность»!
Юлия Гамольская, арт-консультант

Прекрасный вопрос для философских рассуждений. Очевидно, что хорошо и что плохо — это весьма субъективные категории. И, отвечая на него, легко уйти из плоскости эстетических критериев в морализаторство. Если говорить о старом искусстве, то со временем возник некий консенсус. И мы легко можем отличить «хорошее» от «плохого» хотя бы потому, что почти все хорошее собрано в музейных коллекциях. Когда же мы сталкиваемся с искусством современным, оно требует от нас определенных знаний, насмотренности, способности рассуждать. То есть, конечно, современное искусство ничего не требует, но если хотите разобраться, без такой базы будет сложно.

Есть критерии, на которые мы не можем не обращать внимание. Например, качество исполнения работы, убедительность высказывания, соблюдение традиций стиля и одновременно с этим привнесение чего-то нового. Но вместе с этими вполне четкими критериями, всегда есть еще один — и, на мой взгляд, он самый важный. Это что-то, что мы не можем до конца объяснить словами. Самые важные вещи в искусстве проговорить не получается, они не артикулируются. Но их присутствие и отличает по-настоящему большое и важное от тех работ, которые не заслуживают нашего внимания. Поэтому, опираясь на знания, нужно больше смотреть, стараться чувствовать и слушать себя. Если работа вас трогает, наводит на какие-то мысли или просто успокаивает, если вы не хотите отвернуться от скуки, проверить оповещения на телефоне или сбежать, то перед вами уже неплохое искусство. Хотя, пожалуй, самый объективный критик — это время. И оно все покажет.


Михаил Овчаренко, куратор выставки American Dream в Zuzeum

Для того чтобы отличить хорошее искусство от плохого, необходимо обладать достаточным зрительным опытом, насмотренностью и желательно чувством вкуса. И то, и другое, и третье может развить каждый, хотя на это могут уйти годы, ведь сам процесс безумно интересный и захватывающий. Если вы еще не обладаете подобным опытом, но желаете приобрести нечто стоящее, обратитесь к услугам арт-консультантов: они рано или поздно помогут создать ваши собственные критерии. Очень важно, чтобы человек, которому вы доверите свое погружение в мир искусства, был опытный и смог направить вас, а не просто навязать свое мнение.

Еще хорошую работу можно почувствовать. Художник рассказывает какую-то историю — и очень важно, чтобы его изобразительный язык отличался точностью подачи, был понятен и интересен. Уже на этом этапе можно определить, складываются ли у вас отношения с этим произведением или нет. Не менее важно и то, какие вопросы затрагивает искусство, несет ли смысловую нагрузку или же это просто удачный предмет интерьера. Техника часто бывает вторична, но в России, например, любят, чтобы было видно, что художник хорошо владеет ремеслом, что он картину «ручками сделал». На Западе же все чаще искусство ценится за идею, техника исполнения отходит на второй план. В конечном счете «хорошесть» искусства определяется тем, вызывает ли оно у вас эмоции и заставляет ли задуматься о чем-то.

Александр Бланарь, куратор, директор WLH Art Consultancy

Я не сторонник деления искусства на «хорошее и плохое», по большей части это вопрос вкуса. И, как я часто повторяю, насмотренности и знаний. Только посмотрев множество выставок и познакомившись с биографией художников, вы можете увидеть, когда идея не цитируется, а просто копируется, бездумно повторяется. Для каждого есть свое «плохое и хорошее», но чем больше знаний и опыта, тем проще для себя понять, что есть что.


Полина Козлова, искусствовед, сотрудница ММОМА

Критерии хорошего и плохого — как в искусстве, так и во всем остальном — субъективны и часто зависят от глаза смотрящего. Профессионалы отличают хорошее искусство от плохого с ходу, но если вы новичок и хотите погрузиться в мир искусства, в котором пока плохо ориентируетесь, есть несколько очевидных маркеров и советов.

Прежде всего, необходимо действительно много смотреть и читать, ориентироваться в истории искусства и стараться следить за происходящим сейчас. Музеи, галереи и аукционные дома, в которых вы наблюдаете искусство, имеют свою программу и определенную политику. Институции с хорошим именем, как правило, делают большие сложные проекты, в которых всегда можно найти для себя что-то новое. Если вас заинтересовал конкретный художник — изучите его CV, проследите развитие и обратите внимание на то, какие кураторы с ним работали, в каких галереях и музеях он выставлялся, кто близок его кругу — так вы постепенно начнете разбираться и понимать, какое искусство нравится именно вам. Воспринимать искусство как инвестицию не стоит: есть множество куда более очевидных и надежных способов заработать деньги, а коллекцию лучше собирать с любовью и интересом. И, конечно, старайтесь больше времени проводить на выставках и с самими работами, задавать себе вопросы «О чем это?» и «Для чего?». Настоящее искусство говорит сложным, но доступным многим языком, старается аккуратно цитировать, а не копировать идеи предшественников, и апеллирует к глобальному и важному.


Евгения Воронова, художница

Очень важны здесь опыт, насмотренность и образование. Человек, который получил профессиональное образование в сфере культуры, анализирует и воспринимает работу исходя из структуры и непрерывной линии развития искусства. Ее нужно знать, чтобы сейчас видеть продолжение истории, понимать, почему сегодня искусство выглядит так и как к этому пришло. Необходимо знать историю искусства, философию. Нужно посмотреть много выставок. Все это позволяет проанализировать работу глубже.

Еще стоит отличать критерий «мне нравится» и «мне не нравится» от «плохое произведение» и «хорошее произведение». «Мне нравится» — это не критерий хорошего произведения искусства, а, скорее, личные, субъективные предпочтения. Тем более, что они имеют свойство меняться: сегодня нравится одно, завтра — другое. Произведение, скорее, нужно пытаться понять, разгадать; попробовать увидеть, о чем оно и зачем. Хорошее произведение искусства имеет несколько «слоев», оно открывается постепенно — в этом и есть его ценность.
Фото: Unsplash.com
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова