Интервью, Бизнес — 21 августа 2020, 16:54

Как устроен яхтинг в России. Интервью с креативным директором «Силы ветра» Александром Сколковым

«Силе ветра» уже больше 10 лет, и она, пожалуй, до сих пор остается самой известной яхтенной школой страны. Мы поговорили с креативным директором компании Александром Сколковым о развитии яхтинга в России, парусном спорте в эпоху пандемии и о том, как проходит обучение в школе капитанов.

Расскажи немного о себе. Как получилось, что ты профессионально занялся яхтингом?

Под парусом я хожу относительно недавно, примерно семь лет. До этого долго занимался виндсерфингом: я вырос в Ейске, где этот вид спорта сильно развит. Пробовать заниматься яхтингом начал, когда еще работал главным редактором издания FURFUR. Постепенно стал воспринимать его с точки зрения хоть и небольшого, но бизнеса.

Обучался яхтингу в своем родном городе и там же запустил первые яхтенные курсы для всех желающих. Сначала на них пришло только пять человек, а через год — уже сто. Дело постепенно развивалось. Потом мы познакомились с Максом Пинигиным, который создал «Силу ветра». На тот момент она была довольно закрытым сообществом людей, ходивших на регаты. Занятия в школе капитанов тоже не были масштабными: там проводились курсы «для друзей», когда опытные капитаны учили теории новичков для дальнейшего получения шкиперской лицензии в международных школах.

Потом я сдал на международные права в Черногории, и мы организовали первую регату «Силы ветра» на Мальте. После запустили тренировки в Москве и объединили всю нашу деятельность под брендом «Сила ветра», превратив ее в полноценный бизнес.

А кто ты по образованию?

По образованию я конструктор-технолог. Отучившись пять лет в МГТУ имени Баумана, понял, что это не мое, и ушел в журналистику. На начальном этапе это был очень интересный опыт, который позднее перестал интересовать меня в чистом виде, превратившись в вечную гонку за просмотрами. Однако мне до сих пор нравится делать медийные продукты, этим я отчасти занимаюсь и в «Силе Ветра» — рассказываю красивую историю о мечте, за которой люди с нами ходят. Но это прикладная часть, которая помогает привлекать аудиторию, а не конечная суть проекта.


Какие переходы были для тебя самыми экстремальными?

Совсем страшных историй у меня, к счастью, не было. Когда становишься капитаном и начинаешь за все отвечать, то грань, при которой тебе комфортно или некомфортно, постоянно меняется. Когда ты только сдал на капитанские права, тебе кажется, что ветер 10 узлов — это нормально, а 15 — уже страшновато. Проходит несколько лет, восприятие становится другим, и когда дует уже 40 узлов, то кажется — идем, и хорошо. Поэтому моменты, сложные на первых этапах, сейчас уже кажутся смешными.

А какие у тебя любимые места для яхтинга?

Мне очень нравятся Канары — архипелаг испанских островов. Благодаря тому, что это открытый океан, здесь всегда хороший ветер и комфортный климат. Яхтинг, по своей сути, — мир контрастов, где есть минимальные бытовые решения и огромный кайф, когда ты оказался на берегу в новом интересном месте. С воды открывается иной взгляд, ты по-другому воспринимаешь путешествия.

Канары наиболее выражены в плане контрастов: красивые европейские города, вулканические пустыни и буйство красок. Одновременно есть океан с большой волной и хорошим ветром, так что этот регион — всегда настоящее приключение.

Ты смог бы отправиться в кругосветку?

В кругосветку не ходил, и пока не очень хочется, поскольку придется на пару лет выпасть из жизни. Сейчас в планах перейти Атлантику, хотя из-за непонятной ситуации с коронавирусом не очень понятно, когда это произойдет.

Как происходит обучение в школе капитанов?

Все обучение проходит в формате вебинаров. Есть и очные занятия в Москве, но онлайн-курс — классная опция, которой могут воспользоваться слушатели по всей России.

Курс состоит из тринадцати двухчасовых занятий с преподавателем и включает всю теорию, которую необходимо знать начинающему капитану. Потом нужно пройти практическую часть, когда ученики едут на яхте с инструктором. Для нее количество участников ограничено — не более пяти человек в группе, иначе фокус будет размываться. Теорию инструктор может рассказывать хоть для сорока человек одновременно, но в практическом формате обучение более интенсивное, потому что вы выполняете упражнения, не похожие ни на регаты, ни на экспедиции. Тут нужно научиться парусной практике: спасать человека, который упал за борт, швартоваться, читать прогнозы погоды, строить маршруты, ходить ночью и так далее. После этого инструктор подтверждает твою шкиперскую лицензию. Практическая часть проводится либо в Средиземном море, либо на Канарах. Практику в России пока что не проводим. Для этого необходим регион, где люди потом смогут ходить сами. С точки зрения капитанской практики здесь подходят Италия или Турция, потому что там понятны и марины, и то, как устроен диалог с властями, и вся навигация. В России же из-за отсутствия марин, яхт и индустрии как таковой все иначе, и обучать сложнее. Само обучение тут окажется чуть менее эффективным, поэтому лучше сразу проходить его в том регионе, где вы сможете брать лодки. 

Самый долгий и сложный путь — это превращение в опытного капитана. Сначала ты идешь на лодке в качестве капитана и тебе боязно, потом становишься увереннее, а после уже хочешь взять лодку в регионе посложнее — например, в Шотландии, где сильные приливы и другие навигационные сложности.

Получить сами права не сложнее, чем сдать на водительское удостоверение в России. Просто при вождении автомобиля ты сразу встраиваешься в плотный поток, и процесс сильно отрегулирован из-за количества машин. Яхт все-таки не так много, да еще и само водное пространство не ограничено. Со временем может прийти понимание, что тебе некомфортно попадать в сильный ветер, приливы или выходить в открытый океан, и можно будет просто брать лодку для себя и своих друзей для прогулок по красивым итальянским островам. Что само по себе сказочно.

Что для вас является приоритетным направлением с точки зрения монетизации — экспедиции, школа капитанов или, возможно, корпоративные мероприятия?

Мы создаем целую экосистему. Наша задача — сделать клевый продукт во всех сферах, включая спортивный яхтинг и экспедиции. Ты можешь тренироваться на одноместном «Луче» (спортивный болид, напоминающий виндсерф) в Подмосковье, поехать в Италию на регату или отправиться в экспедицию в Шотландию, а можешь сдать на права в школе капитанов и пересечь Атлантику.

Мы стараемся показать людям разные грани этой системы и обьяснить, что яхту наполняет смыслом сам человек. Ты можешь поехать просто кататься на озере, отправиться на яхте на музыкальный фестиваль, а можешь стать капитаном и за все отвечать самостоятельно. У нас нет такого понимания, что вот этот продукт самый крутой, а все остальное — побочное.

С точки зрения бизнеса, экспедиции и выездные регаты приносят нам основную часть прибыли — примерно 70%. В этом году все поменялось, потому что люди никуда не могут поехать и фокусом стали подмосковные тренировки. Но в целом компания живет за счет выездных мероприятий и приключений на яхтах.


Насколько яхтинг эффективен как бизнес именно в России? Ведь из-за климатических особенностей сезон и география, где в принципе можно ходить под парусом, довольно ограничены.

Путешествовать на яхтах в России — непростая задача. У нас есть экспедиции на Камчатку и походы по Финскому заливу, но учитывая количество морской территории России, это довольно небольшие точки. В Италии или Греции намного больше марин.


Самой индустрии здесь как таковой нет, но существуют парусные школы вроде нашей, которые занимаются обучением и вывозят людей заграницу. Мы бы с удовольствием занимались организацией большего количества мероприятий в России, но для этого необходимы порты и флот, который можно арендовать по нормальным ценам. К сожалению, ни того ни другого в достаточном количестве в нашей стране нет. Но с точки зрения организации выездных мероприятий в России и, скажем, в Германии, индустрия мало отличается.

Возможно, из-за культурного ДНК русскому человеку сложно привить, что яхтинг — это для него. Поэтому наша основная деятельность в плане маркетинга — развеивание мифов. Всем ошибочно кажется, что яхты — это безумно дорого и увлечение только для олигархов.

А в действительности насколько это дорогое увлечение? 

Яхтинг — это абсолютно недорого. По цене это как жить в гостинице и взять напрокат машину.

Все зависит от того, насколько роскошную лодку или дорогой отель ты выберешь. В классическом понимании обычная чартерная средиземноморская яхта — весьма доступное удовольствие. Средний чек нашей регаты — это 600–700 евро, не считая билета на самолет. Но все равно ты экономишь, поскольку живешь на лодке: а это и средство передвижения, и отель в одном флаконе.

На яхтинге экономишь и на затратах на еду, поскольку вместе с командой можешь готовить на лодке (если ты останавливаешься в гостиницах, то все-таки вряд ли будешь себе готовить). Кроме того, тут можно периодически ходить в ресторан — например, когда вечером пришвартовываешься в марине. В этом есть много кайфа, поскольку ты находишься в довольно комфортных условиях, но все равно чуть-чуть в походе. А в Скандинавских странах ребята вообще ловят рыбу и жарят ее прямо на лодке.

Сколько стоит небольшая яхта? 

Стоимость будет напрямую зависеть от типа лодки: спортивной или круизной. Например, мы сами строим спортивные лодки в Нижнем Новгороде — SV20 (сокращение от «Сила ветра 20 футов». — Прим. SRSLY), десять таких лодок стоят в Строгино. Это спортивный гоночный болид с двумя основными парусами, стакселем и гротом, и третьим — геннакером, для полного курса. SV20 стоит миллион рублей. Чтобы ею управлять, требуется команда из четырех человек. То есть, если приобрести такую лодку на команду, то получается очень выгодно — всего 250 тысяч рублей на человека. Хороший навороченный виндсерф будет стоить тех же денег.

Если говорить про большие круизные лодки, то, во-первых, в России они не производятся, и везти их надо из-за рубежа. Во-вторых, учитывая сложности с растаможкой и сезонным хранением, это представляется довольно бессмысленным занятием. Поэтому если купили лодку, держать ее надо также за границей. Турция или Черногория будут самыми выгодными в плане хранения и обслуживания яхт. При покупке новой качественной лодки ориентироваться надо на 200 тысяч евро. Но индустрия аренды в Средиземном море настолько развита, что приобретать свою лодку не имеет особого смысла. Новая яхта — это все-таки роскошная покупка, примерно как дом.

На вторичном же рынке можно купить яхту подешевле, такую лодку, скорее всего, не найдешь в чартере, поскольку она устаревшая и не столь комфортная. При этом все-таки можно подыскать б/у лодку за 3000-5000 евро и отправиться на ней в кругосветку. Ведь это суперпопулярная история в других странах, когда пенсионеры продают недвижимость, покупают лодку и отправляются путешествовать.


Насколько корпоративные регаты популярны в России? Какие компании обычно к вам приходят с такими запросами?

Большинство наших конкурентов зарабатывают на корпоративах, у нас же несколько другой формат с фокусом В2С. Мы стремимся, чтобы люди приходили к нам в частном порядке и приводили своих друзей. Но корпоративные мероприятия мы также проводим. Не так давно делали их для «Рамблера», МТС, Банка «Открытие».

Корпоративные мероприятия по формату абсолютно разные — можно поехать на день в Строгино или собрать компанию на неделю на озере Гарда. В плане организации корпоративы только легче: когда есть готовый заказчик с готовой аудиторией и ты уже заранее знаешь формат. Мы делаем классный продукт с гораздо большим количеством неизвестных, а тут энтропии меньше и результат лучше.

Как развивается «Сила ветра» в этом году — вы будете проводить все запланированные мероприятия?

В этом году мы сделали больше продуктов внутри страны. Закрыта иностранная часть, но суть проекта не изменилась. Нашей аудитории, которая поверила в наши мечты и прониклась яхтенной культурой, хотелось дать возможность где-то походить этим летом. Поэтому мы сделали небольшие бюджетные продукты, вроде двухдневных походов по Финскому заливу, походов по островам в водохранилищах Подмосковья. Например, выходишь из Пироговского водохранилища по каналу имени Москвы в сторону Ушинского водохранилища, и там есть необитаемый остров, где можно остановиться в палатках, а потом вернуться на яхтах. Это два дня настоящего приключения. Мы проводим экспедиции в заповедники Белого моря и на Камчатку, где удивительная природа и можно встретить китов и морских котиков.


Где в Москве и области можно ходить под парусом? 

У нас есть три базы в Москве и три базы по России. В Москве это Строгино, яхт-клуб «Березки» на Пироговском водохранилище и яхт-клуб «Вотерхаус», где у нас проводится обучение на «Лучах».

Тут нужно отметить, что парусный спорт — это одно, а культура капитанского опыта — совсем другое. При тренировках на «Лучах» прокачиваешь понимание паруса, но не приобретаешь капитанский опыт. В Строгино ты научишься гонять на них, но это примерно как ходить в бассейн — капитанский опыт так не приобретешь.

Конечной целью обучения на капитана является возможность доставить лодку безопасно и с удовольствием из пункта А в пункт Б. В гонках же часто необходимо провоцировать небезопасные ситуации, и, в общем-то, в этом их суть. Провоцировать небезопасные ситуации с точки зрения капитанского опыта — весьма дурная традиция.

Яхтинг — сезонный спорт. А как вы получаете доход в зимнее время?

Зимой мы также проводим массу выездных мероприятий: например, спортивные лагеря на «Лучах» в Дахабе и на Кипре, «гоночные клиники» на спортивных яхтах, похожих на SV20, всю зиму активно проходят занятия в школе капитанов. Осенью и зимой лучше всего учиться, чтобы сдать на права и следующим летом уже ходить капитаном. Зимой у нас всегда есть экзотические направления вроде Таиланда, Сейшел или Канарских островов. В этом году, возможно, будут Карибы. Количество выездных направлений сейчас сокращается, и фокус временно переводится в сторону обучения.


Как, на твой взгляд, на яхтинг повлияет пандемия? Станет ли она препятствием для экспедиций в будущем?

Яхтенная индустрия слишком классическая и неповоротливая, как и отельный бизнес. Если говорить о ней с широкой точки зрения, то она вряд ли поменяется. Появится чуть больше фокуса на какие-то онлайн-формы, но суть остается в том, чтобы человек оказался на лодке, покатался и получил удовольствие. Сама ситуация с пандемией этому сейчас сильно препятствует. Кто-то закрылся, кто-то переживает сложный период, но яхтенную индустрию в глобальном плане это никак не изменит.

Какие твои любимые художественные произведения и фильмы о море?

Мы недавно переводили фильм Chasing Bubbles про брокера, которому в определенный момент надоела его работа, он купил небольшую яхту, книжку Sailing for Dummies (в переводе с английского «Мореходство для начинающих». — Прим. SRSLY) и отправился в путь. Потом понял, что путешествовать одному скучно и прикольнее делиться этим опытом с другими людьми, поэтому превратил свою яхту в подобие Airbnb, куда вписывались его друзья и случайные попутчики. Эта хорошо сделанная документалка не столько про яхтинг, сколько про такого уникального человека.

У меня масса любимой литературы про море, поэтому расскажу о том, что прочитал недавно. У издательства Corpus вышла книжка «Времена моря» норвежского публициста Мортена А. Стрекснеса — классное произведение о том, как море и морская культура меняет взгляд на жизнь. Книга биографическая: главный герой едет к своему другу на Лофотенские острова. Там существует легенда про огромную гренландскую акулу, которую можно поймать в Северном море. По сути, это забавная книга о том, как повзрослевшие Том Сойер и Гекльберри Финн выходят на приключения.



Фото: предоставлены школой «Сила ветра»
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова