О золотых временах «Дягилева», танце с Наоми Кэмпбелл и вечеринках после коронавируса. Интервью с шоуменом Эдиком Якутом
Текст:
Ольга Родина
Якута в тусовке знают все. Уже 20 лет он организовывает вечеринки в Москве, а также далеко за ее пределами. Именно Эдик в 2000-х вывозил целыми бортами богатых соотечественников на тусовки в Монако. А начинал Якут с того, что торговал кассетами в музыкальном ларьке на окраине Санкт-Петербурга. Мы поговорили с Эдуардом о том, как с годами менялась клубная индустрия, что с ней происходит сейчас и почему стали популярны вечеринки на теплоходах.
Эдуард, это правда, что свое первое мероприятие — танцевальный фестиваль для школьников — ты организовал в 14 лет?
Да. Я жил в маленькой деревне в Якутии. Тогда по телевизору смотрел английское шоу, в котором школьники соревновались в танцевальных и вокальных данных. Мы с друзьями (у нас был очень активный и творческий класс) скопировали формат и провели фестиваль между школами. В то время мы сами учились танцевать, смотрели видеокассеты с клипами наших кумиров — Майкла Джексона и MC Hammer.
Ты уже тогда понял, что хочешь быть шоуменом?
Наверно, да. Хотелось делать какие-то яркие праздники. Мне очень нравился тот факт, что, когда ты являешься организатором, можешь сам ставить на дискотеке музыку, которую любишь, а не то, что выбирает диджей. Потом появилась мечта стать режиссером. После школы я переехал в Санкт-Петербург, где поступил в Институт кино и телевидения. Так как мои родители — люди небогатые и денег не было, сразу пошел работать.
Днем учился, а вечером — с шести до 11 часов — торговал кассетами в ларьке возле станции метро Купчино. Это дыра Санкт-Петербурга. Когда люди поднимались из подземки, я визуально пытался угадать, какая музыка может понравиться тому или иному человеку. Если проходил взрослый чувачок, то включал группу «Лесоповал» или Шуфутинского. А если какая-нибудь девушка — ставил последнюю песню «Руки вверх!» (например, «Студент»). Часто прохожие спрашивали: «А что это звучит?» И затем покупали.
У тебя чутье!
Оно может появиться, если каждый день по пять часов сидишь в ларьке, смотришь в маленькое окошечко и понимаешь, что у тебя стоит задача продать, ведь ты получаешь процент. Однако институт в Петербурге я не окончил. 90-е стали тяжелым временем не только для кино. Ленфильм был развален, никто в кинотеатры не ходил. И я, будучи 16-летним парнем, засомневался в своем выборе. В итоге отучился два года, переехал в Москву и поступил в Высшую школу рекламы, которую впоследствии окончил с дипломом специалиста по пиару.
На мое решение повлиял Юрий Грымов — одиозная личность, режиссер кино и театра, продюсер. Он снял более 600 рекламных роликов. Его лицо постоянно мелькало по телевизору. Я смотрел на него и понимал, что не хочу выпрашивать деньги на кино, а хочу сам зарабатывать. Поэтому выбрал направление рекламы. После института работал в одной звукозаписывающей компании.
Тогда же познакомился с Андреем Губиным и именно для него впервые организовал гастроли. Губин рассказал, что его отец открывает свою звукозаписывающую компанию и ему требуется сотрудник. Я прошел собеседование и начал там работать. Так познакомился с большим количеством звезд. А затем стал заниматься еще и организацией вечеринок.
За 20 лет ты побывал на бесчисленном количестве тусовок. Что тебе особенно запомнилось?
Много всего было. Но давай расскажу про Наоми Кэмпбелл. Лет десять назад большой популярностью пользовались вечеринки в Монако. Одна из них была посвящена громкой победе санкт-петербургской команды «Зенит»: в 2008 году клуб стал обладателем кубка УЕФА, обыграв в финале «Глазго Рейнджерс» со счетом 2:0.
Помню, мы вывозили целыми бортами состоятельных болельщиков, красивых девушек, танцовщиц go-go. Затем ездили по всему Монако с флагами России и «Зенита».
И вот на вечеринке, где присутствовали мировые звезды, я был очень красив и немножко пьян, поэтому решил пригласить на танец Наоми Кэмпбелл. Она не поняла, кто я (наверно, подумала, что какой-то безумно богатый казах), и согласилась.
В помещении и так было жарко, а тут еще и руки от волнения потели… Под конец танца я был весь мокрый. Увы, тогда еще не существовало айфонов, и никто нас не сфотографировал.
Другой случай произошел в Москве, когда меня пригласили вести юбилей одного очень богатого человека. Но именинник начал пить еще за два дня до праздника и на третий просто не смог подняться. А банкет на 200 человек и выступления звезд были уже оплачены. В итоге мы с женой заказчика повезли его в больницу в надежде откачать с помощью капельниц. Увы, безуспешно. Когда врачи узнали, что он пил третьи сутки, да еще и, как выяснилось, в баню ходил, то лишь развели руками.
Тогда мы решили праздновать без главного виновника торжества. Наверно, это было одно из самых сложных моих мероприятий. Гости быстро поняли, что именинника не будет, и уже часам к девяти почти все разошлись. В огромном зале осталось человек двенадцать: организаторы, жена и еще несколько ее подруг. Для нас пели «Блестящие» и куча других групп. Под занавес официантов усадили за столы, потому что еда тоже была оплачена. От удивления они растрогались, немного напились и стали обниматься. Душевный праздник получился. Конечно, жалко было без главного героя стрелять в небо салют стоимостью в миллион рублей, но вот такая история.
А часто тебе приходится заниматься совершенно несвойственной организатору и ведущему работой?
Всегда. Нормальный организатор вместо уборщицы что-то подправит и склеит, отведет, споет, откачает напившегося гостя или спрячет красивых официанток от сильно нетрезвого заказчика, который откровенно к ним пристает. Это издержки профессии.
Ты рассказывал, что организовал праздник в Дубае, где закопал танцоров в специальную яму под столами гостей для эффекта неожиданного появления. Можешь вспомнить свою самую сумасшедшую (в хорошем смысле) выходку?
Однажды вместе с заказчиком и компанией летели праздновать его день рождения. Мы специально спрятали в передней части самолета Вадима Галыгина и Пашу Волю. Когда воздушное судно попадало в зону турбулентности, выходил Галыгин и говорил: «Ребята, я штурман этого самолета. Не беспокойтесь, командир за всем следит». Затем из кабины пилота появлялся Воля. Сначала народ не понимал, потом смеялся. В общем, долетели на адреналине.
Откуда черпаешь креатив?
Езжу на разные интересные мероприятия. Например, ежегодно в Лионе проходит Праздник света. Там же есть и театральный фестиваль. Несколько раз бывал на «Коачелле» в Америке. Хотел в этом году добраться до Burning Man, но не смог по понятным причинам. Остальные ивенты — не очень крупные и более театральные. Зато оттуда можно почерпнуть идеи для декора.
Ты работаешь в развлекательной индустрии 20 лет и многое видел. Расскажи, как за это время поменялись вечеринки?
Сильно. По сути, у нас не осталось ночных клубов как таковых.
В золотые времена «Дягилева» и «Оперы» (их конец пришелся примерно на 2008 год) каждый день на сцену выходило 30–40 артистов — танцовщиц, жонглеров, певцов, а люди тратили по 10 тысяч долларов на аренду вип-ложи.
На эти деньги ставилось шоу, создавались декорации. Все настолько продумывалось, что даже одежда и грим официантов каждую вечеринку должны были быть разными и соответствовать концепции мероприятия.
Затем настало время техно, когда уже не нужно было наряжаться, идти в красивые места и смотреть яркое шоу. Люди в одежде кэжуал просто приходили послушать музыку и потанцевать без какого-либо визуального сопровождения. Конечно, это не очень хорошо сказалось на клубной истории.
Третий этап пришелся на тот период, когда клубы превратились в рестораны. До 11 вечера люди сидели и ели, затем в этом же заведении включалась громкая музыка и гости танцевали около столика, либо на нем, а ближе к часу все расходились. Раньше было по-другому: до 11 вечера ужинали в ресторанах, а после специально ехали в клуб. Видимо, народ разленился. Классический пример клуба-ресторана — «Облака», где все заставлено столами и ты танцуешь в тесном проходе.
А теперь, если вы заметили, даже танцы между столами пропали: есть только бары, где народ просто пьет. Конечно, остались заведения, которые открываются под определенные вечеринки. Но нет системности, как в то время, когда почти каждый день в Москве что-то происходило. Условно, ты знаешь, что во вторник все собираются в клубе «Мост», в среду — в «Гараже», в четверг — в «Сказке», в пятницу наступает время «Оперы», в субботу — «Дягилева», а в воскресенье все снова в «Гараже». Сейчас такого нет.
Наверно, народ перебесился в свое время. И легких денег не стало, и курс доллара раньше был нормальным. Пожар в «Дягилеве» произошел в 2008 году. Тогда же в России случился финансовый кризис.
А как поменялись вкусы и предпочтения после самоизоляции?
Народ научился жить вне социума. Взрослые люди стали больше времени проводить дома, у них уже нет желания каждые выходные куда-то вылезать. Но опять же, если крупные мероприятия запретили, то прогулки на корабле — нет. В этом году бал Midsummer Night’s Dream состоялся как раз на теплоходе 15 августа.
У молодежи сейчас в тренде небольшие мультиформатные тусовки под названием Encore. Собственно, мы их с коллегами и делаем.
Как правило, гости приходят в какое-то специальное, нестандартное место, обычно это двор чего-либо. Там можно поиграть во фрисби или автоматы, поваляться на траве, послушать музыку, посетить маленькие фудкорты — поесть бургеров или попить смузи, если ты веган. Это такая уменьшенная версия «Пикника Афиши». Только платишь всего 1000 рублей за вход, а получаешь при этом свой маленький «Диснейленд». Конечно, на вечеринке человек все равно тратит деньги, так как в данном месте проводит довольно много времени. Такой формат подходит даже для неконтактных людей: можно просто стоять в углу и наблюдать за красивой молодежью.
Вообще, после начала пандемии очень поменялась психологическая составляющая. Это заметно по тому, как, например, просел новогодний рынок корпоративов. Если раньше начинали готовиться к праздникам с февраля–марта (а этой весной мы помним, что произошло), то сейчас все иначе. Если обзвонить крупные площадки, которые в былые времена нужно было бронировать чуть ли не за год, то они почти все свободны.
Люди думают так: зачем тратить деньги сейчас, раз осенью может случиться вторая волна и снова придется сокращать персонал на 20–30 процентов. Какой уж тут новогодний корпоратив!
С друзьями
Какие «антиковидные» меры сейчас принимают во время организации мероприятий?
Температуру измеряют всегда и везде. А совсем недавно мы делали мероприятие для одного магната. Так вот в день события все должны были сдать тест на коронавирус, причем в определенных клиниках, которые он проплатил. То есть липовые справки не прокатили бы. В результате заказчик только на тесты потратил 500 тысяч рублей. С другой стороны, риск потерять миллиарды во время новой волны несоизмерим с этой суммой.
Известно, что ты и сам любишь потусить. В какие места ходишь?
Если приезжают богатые друзья из-за границы или регионов, то идем в высокий ресторан Birds, расположенный в башне «ОКО» в «Москва-Сити». В нем, кстати, есть и элементы клуба — красивые инсталляции, отдельный танцпол: не приходится танцевать между столами. А вообще, стараюсь больше времени проводить на улице, надоело находиться в помещениях и барах.
Интервью — 21 марта 2020, 10:20
«Понтов стало сильно меньше». Большое интервью с Андреем Фоминым