Блогер, который говорит о мертвом и мертвых. Интервью с автором исторического канала Redroom Егором Зыряновым
Текст:
Ольга Родина
«Вы на канале Redroom, где говорят о мертвом и мертвых — об истории», — так Егор Зырянов представляет свой ютьюб-канал. Его аудитория насчитывает уже 438 тысяч человек, а историю подают «без слишком серьезных щей», с иронией и, что важно, понятно. Мы поговорили с Егором, почему для описания канала он выбрал такую формулировку, как развивал Redroom (и с какими сложностями при этом столкнулся) и над какими историческими событиями смеяться трудно.
Ты всегда интересовался историей?
Да. Я считаю, что это очень хорошая наука, зная которую, мы потом можем заниматься другими гуманитарными дисциплинами — будь то политология или философия. Любая наука, если вдуматься, начинается с того, что мы изучаем ее историю. Конечно, почти как все мальчишки, в детстве я читал какие-то книжки про солдатиков. И когда стал старше — тоже.
А в школе тебе нравился этот предмет?
Начнем с того, что в школе многие вообще не любят учиться. Наша система образования порядком устарела, но существует до сих пор, потому что ей пока не нашли полноценную альтернативу. Нам есть над чем работать. Думаю, практически все согласятся с тем, что в России большие проблемы с мотивацией у учеников. Предмет истории в данном случае — не исключение, но и других дисциплин это тоже касается. Я делаю такие выводы, глядя на комментарии под нашими выпусками.
Моя аудитория — это люди, которые ранее не интересовались историей, вернее, той формой, в которой ее подавали в школе или институте. Однако им нравится наша подача и контент. На самом деле, научпоп бывает разный: есть более глубокий — для тех, кто и так увлечен какими-то науками, а есть, как у Жени Тимоновой, которая на своем канале «Все как у зверей» рассказывает про животных для тех, кому они никогда не были интересны. Точно так же существует огромное количество людей, никогда не увлекавшихся историей.
Что тебя подтолкнуло к созданию канала?
Шесть лет назад моя девушка Алена, с унынием глядя на то, как я в очередной раз в компании друзей на кухне вещаю об истории, сказала, что это нужно как-то монетизировать. Она уже тогда профессионально занималась видеосъемкой и монтажом. В общем, мы до сих пор работаем вместе. Алена контролирует весь процесс продакшена, режиссирует монтаж, рисует крутейшие анимации. Оказалось, все не так страшно. Кстати, диплом бакалавра я защитил, рассказав о собственном канале. Вышло очень удачно.
Поначалу я не относился к этому серьезно и мог месяцами ничего не выкладывать. Учился и параллельно писал в разные издания, например, в «Афишу». Занимался редакторской работой и даже был гострайтером (ghostwriter — автор, пишущий за другого человека. — Прим. SRSLY) — той самой обезьянкой, которая выдает бесчисленное количество текстов. А потом понял, что все это ерунда, и стал развивать свое дело.
Я задумался: кто вообще на ютьюбе занимается историей, как работают алгоритмы платформы, как оптимизировать СЕО видосов, откуда рождаются просмотры? Ответы на все эти вопросы помогли мне в дальнейшей работе. За последние два года канал вырос. За это время мы набрали еще 200 тысяч подписчиков, и сейчас их больше 400 тысяч.
Насколько сложно развивать канал? И как быстро ты набрал первые 100 тысяч фолловеров?
Первые 80–100 тысяч подписчиков появились через три года. Когда ты делаешь канал с нуля — без инвестиций и знаний — это долина слез, которая затягивается на годы. Набор первого пула аудитории — очень сложная задача. Монетизироваться до этого времени без патреона (patreon.com — краудфандинговая платформа, на которой можно распространять свой контент по подписке. — Прим. SRSLY) практически невозможно.
А вообще, если бы маленькие каналы отдавали себе отчет в том, что они маленькие, и делали ставку не на увеличение аудитории любыми путями, а на работу с подписчиками (неважно, сколько их), которым они уже интересны, то ютьюб был бы куда более интересным.
Кстати, сейчас рекламодатели все чаще предпочитают работать с микроблогерами, потому что там получается более точный таргет. Когда у блогера 30 тысяч подписчиков, легче понять, кому ты интересен и кто твоя аудитория. Мне кажется, что это хороший тренд.
Мы же несколько лет назад запустили патреон с посылом типа: «Ребята, вас немного, но вы есть. Мы понимаем, что делаем очень нишевую штуку и вряд когда-нибудь начнем зарабатывать большие деньги на рекламе, но будем рады, если вы нам поможете».
Оказалось, что наша основная аудитория — это мужчины 18–25 и 25–35 лет. Среди них много программистов. Это довольно обеспеченные и участливые люди, которые готовы жертвовать деньги на интересный им проект. Постепенно их становилось все больше. Разумеется, это нас мотивировало. А теперь наши патроны участвуют еще и в создании контента, голосуя за ту или иную тему, о которой мы снимем следующий выпуск.
А что можешь сказать о партнерской рекламе в ютьюбе?
Она приносит копейки, но тоже нужна. Это американские блогеры много зарабатывают на партнерке, у нашего населения низкая платежеспособность, потому рекламодателям невыгодно платить много денег за рекламу и трафик.
Обычно когда ты переходишь некий барьер (кажется, в 10 тысяч человек), то оформляешь партнерскую рекламу с ютьюбом, после чего она начинает появляться перед сюжетом или внутри него. Но плюс в том, что таким образом ютьюб продвигает твои ролики. В общем, с миру по нитке, как говорится.
Недавно мы подписали контракт с агентством «Авторские Медиа», которое работает с Ильей Варламовым, Андреем Космосом и другими блогерами. На осень у нас уже выстроен рекламный план, так что все складывается хорошо. Тем более надо содержать команду — я же не один генерю контент.
Расскажи про свою команду. Сколько вас?
Пятеро. Как я уже говорил, Алена занимается всей технической частью (монтажом, анимациями). Еще работаем с Ильей — он тоже монтажер, король резки и склейки. Со сценариями мне помогают Максим и Сережа. Первый вместе со мной собирает фактуру, а второй профессионально занимается фактчекингом.
По какому алгоритму снимаете видео?
Мы выпускаем семь роликов в месяц. Сначала выбираем темы в нашем общем рабочем чате. Многие события приходится обходить стороной, так как их нечем иллюстрировать, потому что об этом не снимали кино. А у нас все-таки развлекательный контент, а не образовательный. Собрав темы, в пятницу высылаем список на голосование нашим патронам. На выходных получаем результаты и снова проводим планерку. Потом до среды собираем фактуру с ребятами.
В четверг я на основании того, что мы наконспектировали, пишу два сценария (как правило, делаем два видео по одной теме). Вечером материал отправляется на фактчекинг, а в пятницу утром проходит финальную редактуру. Я отсылаю его монтажерам, они отмечают весь закадровый текст. В пятницу вечером это записывается и уходит в продакшен. И так по кругу. В итоге делаем сетку на месяц вперед.
Где снимаешь?
Дома. В моей уютной норе есть несколько приятных углов. Бывают и полевые съемки, но сейчас с ними имеются некоторые проблемы.
Ты сам придумал слоган «Говорю о мертвом и мертвых — об истории»?
Да. Нам всегда хотелось рассказывать об истории цинично, потому что это смешно. Как правило, о ней говорят с восхищением, пиететом, занудно, чересчур серьезно… При этом если посмотреть на разные исторические процессы, то зачастую они заканчивались провалом или трагедией. Мне всегда казалось, что чем патетичнее и сакральнее звучит риторика вокруг какой-то исторической темы, тем дальше мы уходим от сути, а с другой стороны — тем больше приближаемся к каким-то манипулятивным или просто неверным интерпретациям.
Мы иронизируем на тему разных исторических событий не потому, что хотим высмеять чьи-то идеалы (вот сегодня ругаем Пол Пота и Сталина, а завтра с таким же упоением будем издеваться над ситуацией в Чили), напротив — такая позиция позволяет максимально абстрагироваться от любой идеологии.
Отмечу, что мы не проводим исследования. Мы занимаемся компилятивной работой.
Над какими историческими событиями трудно смеяться?
Недавно выпустили сюжет про политическое движение красных кхмеров, лидером которых был Пол Пот. Готовил я его в четыре раза дольше, чем любой другой материал. Получилось не без иронии, но вообще, сложно хихикать над режимом, который за четыре года уничтожил треть собственной страны. Чем новее история, тем труднее о ней рассказывать.
А Россия?
Пока о ней стараемся не говорить. Хотя, возможно, в будущем мы выпустим ролик о том, что Россия все-таки не являлась страной развитого капитализма, как ее любят представлять современные правые монархисты. Я, например, понял, что российская империя по уровню экономического развития была ближе к Японии. Все не так однозначно.
Егор на фестивале парадоксального научного юмора «Парадоксач»
Почему Redroom?
Это фонетическая анаграмма слова murder. В фильме «Сияние» один герой все время повторял, что redrum (там оно так читалось) — зеркальное отражение слова murder. Но, на самом деле, это домыслы подписчиков. Все иначе.
Существует еще один прекрасный миф, который я с удовольствием транслирую: якобы в теневом интернете по тегу «редрум» можно найти стримы, на которых публично проводят пытки, убийства и прочий треш. И мы, рассказывая о мировой истории, как будто ведем такой стрим о бесконечной жестокости и зверствах. Мне нравится это объяснение — по-моему, очень изящно.
Помнишь, о чем был первый сюжет?
Он был посвящен Гнею Помпею Великому (древнеримский военачальник. — Прим. SRSLY). Написали его буквально за один вечер, воспользовавшись ссылками и прочими открытыми энциклопедиями. В ролике я рассказывал о том, что хоть Помпей и был Великий, но великого не было ни в одном его действии. Время от времени пересматриваю этот ролик и думаю о нем так: «Нам не стыдно, хотя и неловко».
Кстати, а у тебя, человека, искушенного историей, есть любимый герой?
Шарль Морис де Талейран-Перигор — выдающийся французский дипломат и политик, который пережил шесть правительств, потому что всегда мыслил утилитарными категориями и был предан себе и государству. Очень необычная фигура, которую любят демонизировать. Хотя я считаю, что Шарль Морис прекрасен и в своих недостатках.
Интервью — 3 июня 2020, 20:00
О сотрудничестве с «Эрмитажем», черном пиаре и печенегах. Интервью с главным редактором журнала «Дилетант» Виталием Дымарским