Это называется «аудиотур». Или silent adventures — по аналогии с silent disco. А хотите, можете называть это «иммерсивным флешмобом». Или просто — часом счастья. Как ни назови, это, возможно, самый сильный источник положительных эмоций в посткарантинной Москве.
Выглядит это так. Вы приходите в условленное место на входе в парк Горького. Вам выдают беспроводные наушники с функцией приемника. В вашей группе — несколько десятков людей разного возраста. Бывает до ста. Гиды в фирменных футболках помогают поймать сигнал, и дальше начинается чудо.
На протяжении всего тура в ваших наушниках — голос модератора, наушники которого снабжены микрофонной гарнитурой. Модератор — плотный, но очень подвижный мужчина с пластикой танцора Дмитрия Красилова из клипа Uno группы Little Big и явным талантом в области стендапа.
Наушники включаются, и вы попадаете в другое измерение. В ушах — только команды модератора и поп-хиты, русские и зарубежные. Коммуникация теперь только при помощи жестов. Но гиды ухитряются мгновенно превратить толпу в команду. Небольшая разминка — и ваша группа в буквальном смысле врывается в парк, сметая все на своем пути. Комплексы как ветром сдувает.
Искусство раскрепощать — возможно, главное достоинство команды «Пой, танцуй». Люди, сопровождающие вас, работают в театральной компании «Импресарио» (Remote Moscow, «Твоя игра», «Кандидат», «Я не хочу это видеть» и другие), говорящей на языке эксперимента, азарта и вовлечения. Гиды создают среду, в которой вы без каких-либо проблем превращаетесь в секретного агента или балерину. Происходит это прямо в парке, среди других людей — в кафе, на волейбольной площадке или у фонтана. Как вы уже, наверное, догадались, окружающие при этом не слышат ни музыку, ни команды модератора, они видят группу странных людей, которые синхронно танцуют, играют на невидимых гитарах или хором выкрикивают припев известной песни.
Если я начну погружаться в подробности, это будут сплошные спойлеры. Но удержаться сложно. Представьте себе двух подруг, которые встретились в кафе музея «Гараж». Они мило болтают за кофе, но вдруг замечают снаружи, за стеклянной стеной музея, что-то странное. А именно — сто человек, которые несутся прямо на них со свирепыми выражениями лиц и невидимыми самурайскими мечами в руках. Мирный солнечный день. Вокруг охрана. Но срабатывают инстинкты, и девушки машинально вскакивают из-за стола, а новоявленные самураи заливисто смеются и убегают дальше, распевая Don’t Stop Me Now легендарной Queen.
Аудиотуры в духе «Пой, танцуй» вообще очень распространены в Великобритании. Но одно дело — смотреть из окна отеля, а другое — самому участвовать.
Надо сказать, в этом формате получаешь удовольствие на трех уровнях. Во-первых, ты поешь и танцуешь без всякого стеснения. Во-вторых, смотришь на то, как без всякого стеснения делают это твои «товарищи по счастью». В-третьих, наблюдаешь за реакцией окружающих. И еще неизвестно, что больше радует и кто больше стесняется.
В Англии silent adventures — популярная история. Но для России любой аттракцион с участием зрителей — сложная ситуация. Мы все еще живем в мире, где не принято улыбаться на улицах. Даже в обычном цирке не каждый здешний зритель примет игру клоуна или дрессировщика. Что уж говорить об иммерсивном театре по типу Sleep No More, который отнюдь не сразу нашел свое место в российском театральном процессе.
«Пой, танцуй» в этом смысле — удивительный пример того, как быстро проект, обеспечивающий полный эффект присутствия, погружающий в виртуальную среду, обращает в свою веру. Оказывается, все мужчины неплохо танцуют диско. Оказывается, все девушки мечтали хоть раз проорать во всю глотку «Районы-кварталы» или спеть в «тихом караоке» «Знаешь ли ты? Вдоль ночных дорог…». Оказывается, сеанс медитации посреди асфальтовой набережной — это то, о чем мы все мечтали.
«Пой, танцуй» — не бог весть какой театр, скорее — сезонная забава для уикэнда. Но по настроению это идеальный выход из карантинной депрессии. И теперь надо спешить. Самоизоляция, может, и не вернется. Но лето точно кончится.