«Вампиры средней полосы» выходят на финишную прямую — 1 ноября на START начался показ финальной главы саги про семейство обаятельных смоленских кровопийц. В новом сезоне облик Женьку подарил Тимофей Кочнев. Мы поболтали с актером о том, какие еще перемены ждут героя в грядущих сериях, а заодно обсудили сверхспособности, вкус искусственной крови и людские дела.
Выходит третий сезон «Вампиров средней полосы», к которому ты недавно присоединился. Как себя чувствуешь?
Переживательно и необычно. С момента утверждения и до сих пор сложно уложить в голове, что я являюсь частью истории. Но внутри понимаю, что это очень круто.
С чем связаны твои переживания?
В первую очередь с необычным контекстом моего появления. Везде привожу такой пример: оно похоже на неоригинальную озвучку сериала, которая может кого-то подбешивать. Я уже смирился (в хорошем случае), что все произошло таким образом, готов к разным отзывам зрителей. Посмотрим, какими они будут.
Команда помогала тебе адаптироваться, успокаивала?
Да. Первой это сделала Анастасия Стежко, которая сама прошла через подобный опыт (актриса заменила Екатерину Кузнецову в роли Анны. — Прим. SRSLY). Но все же в моем случае переход случился более резкий, потому что у нас с Глебом Калюжным разная типажность.
Многие любят сериал прежде всего за тандем деда Славы и Женька, и по первой серии мне показалось, что эта химия осталась неизменной. Да и на самом перевоплощении героя не делается сильного акцента, так что все выглядит органично.
Я еще на пробах спрашивал у режиссера Алексея Акимова, как планируется обыграть воскрешение, ведь во втором сезоне Женек остался немного не в себе. Но было решено переключиться на момент, когда он уже окреп. Мне казалось, что без перехода ситуация чуть усложнится, будет выглядеть топорно, но здорово, если все работает.
Было проще сниматься с Юрием Стояновым, учитывая ваш предыдущий совместный опыт работы?
Да. Легче работать с человеком, когда вы уже знакомы. Ты уже видел его на площадке, привык к нему (оба актера играли в сериале «Мамонты» 2024 года. — Прим. SRSLY). Плюс Юрий Николаевич подсказывает, накидывает всякие идеи, может дать совет. Очевидно, иногда лучше прислушаться, чем сопротивляться и говорить, что сам лучше знаешь. У меня не так много гордости, чтобы вести себя подобным образом. К тому же Юрий Николаевич помогает аккуратно, по-доброму. Картина ведь общая, так что хотим сделать как лучше.
Ты видишь разницу между актерами старой школы и своими сверстниками?
Порой разнятся подходы, какие-то принципиальные взгляды. Например, старая школа выступает за образование, а молодые актеры более лояльно к нему относятся. Я не говорю, что это плохо. Просто существуют разные точки зрения, которые я пока что выслушиваю. Сам смотрю, как быть дальше. Правильного пути нет, в нашей профессии уж тем более. Все делают как хотят и умеют.
Как определяешь, что правильно для тебя? Я имею в виду направление, в котором тебе хочется двигаться.
У меня есть глобальные и промежуточные цели. Я бы хотел, чтобы авторский художественный фильм с моим участием попал на Венецианский или Каннский фестиваль. А награды не так важны. Они лишь подтверждает статус, но зрительское признание куда важнее.
Я все смотрю на твою классную футболку. Кто на ней? Русалка?
Да, Тася (актриса Таисья Калинина, жена Тимофея. — Прим. SRSLY) сделала нам парные. Есть еще вторая с Лешим.
Тема мифологических существ интересовала тебя до «Вампиров средней полосы»?
Вообще, я с детства верю в чудеса и допускаю, что такие создания могут быть. Просто они выглядят иначе, не как мы привыкли их описывать. Например, существуют люди, которым из-за редкого заболевания нельзя выходить на солнце. Они чуть ли не начинают гореть, поэтому избегают света. В каком-то смысле их можно назвать вампирами.
А некоторых называют энергетическими вампирами. Сталкивался с такими?
Да, я чувствительный к негативу в этом плане. Иногда такие люди попадались даже в работе. Было вдвойне неприятно понимать, что находиться с ними сейчас в одном помещении — моя обязанность.
Если от обычных вампиров спасаются чесноком и святой водой, то чем защищаться от таких?
Надо меньше контактировать с ними. Лучше вообще не общаться, отстраниться и заниматься своими делами.
Правда, что искусственная кровь на вкус похожа на компот или морс?
Скорее на ягодный кисель, все зависит от консистенции. Я узнал, что всего у нас на съемках было пять видов крови. Одна для одежды, которую потом было легко отстирать. Другая по виду максимально приближена к настоящей крови, как она выглядит на трупе или на израненном человеке. И несколько вариантов крови, которую мы пили: послаще, покислее, погуще.
Не странно было пробовать ее в первый раз?
Во время просмотра сериала со стороны казалось, что это очень вкусно. А когда уже попал на площадку, то начало немного глючить: «Так, я сейчас буду пить кровь. Что?!» И в процессе уже начинаешь верить, что это реальная кровь, и она для тебя вкусная, потому что ты вампир.
В новых сериях Женек развивает еще и телекинез. Какой сверхспособностью ты бы сам хотел обладать?
Останавливать время и выбирать человека, который может пребывать со мной в моменте, когда для остальных все замирает. И я бы пофиксил эту способность, чтобы во время ее активации не старел. А так она крутая, благодаря ей можно все успеть.
Тебе не хватает 24 часов в сутки, чтобы все успевать?
В последнее время нет. Но когда знаешь, к чему идешь и ради чего работаешь, то все не напрасно. Просто порой хочется сесть поиграть на гитаре, но появляются более важные дела.
В таком случае хотел бы стать бессмертным?
Если мы говорим про бессмертие, которое можно прервать, то да. И поделился бы такой способностью с другими. Хотя во многих фильмах уже объяснено, почему вечная жизнь — проклятие. Страшно же, что ты можешь провести бесконечное количество времени на Земле. А еще ученые подсчитали, что «оперативной» памяти нашего мозга хватает приблизительно на 400 лет. И если играть по таким правилам, то абсолютное бессмертие будет бессмысленным.
Чем бы тогда занимался все эти годы?
У нас огромная планета, поэтому для начала я бы полностью ее изучил. А еще освоил любой навык в совершенстве. Попробовал бы какие-то вещи, которые никогда не сделал в обычной жизни. Например, спрыгнул с самой высокой точки Земли или выскочил из самолета без парашюта.
Любишь экстрим?
Да! Я божаю скорость и кататься на всем. Скучаю по горным лыжам, а еще больше по сноуборду. Аттракционы тоже люблю, хотя в детстве очень боялся, прям страшно было, меня тащили силком. Но это такое дело, что один раз попробуешь, получишь адреналин и дальше будет проще.
Сейчас у тебя есть какие-нибудь страхи?
Кстати, есть один необычный — уснуть, проснуться спустя много лет и понять, что кусок жизни украден. Такая необыкновенная моментальная кома.
Похожий сюжет тоже часто используют в фильмах и книгах. С одной стороны, интересно наблюдать, как человек восстанавливает пробелы, пытается интегрироваться в жизнь. Но тут возникает философский вопрос: а стоит ли оно того, если ты здесь уже чужой?
Все зависит от того, что тебе нужно. Если у человека есть цели, мечты, любовь, то найдутся причины вернуться.
Женя как раз считает, что раз он воскрес, значит, для него приготовлена другая миссия. Какая, как тебе кажется?
Он взрослеет, становится мудрее. Наверное, чувствует, что любовь дает дополнительную ответственность. Я так себе объяснил поведение Женька: раз уж он выжил, то ему надо кем-то стать и кому-то помочь. Когда хочешь оставаться рядом с тем, кто тебе дорог, начинаешь понимать свое предназначение.
Кажется, что это очень мэтчится с тобой.
Так и есть. Я пытаюсь заполнить персонажа своим пониманием. Ранее уже была показана его неудачная история любви, пусть тогда теперь будет по-взрослому. Все еще в стиле Женька, но с другим подходом.
Девушка, которая нравится Женьку, интересуется славянской мифологией. А вы с Тасей недавно сыграли свадьбу в русском стиле. Почему выбрали именно такую стилистику?
Тася сразу сказала, что хочет свадьбу без лишнего шика, в русском стиле. Я поддержал идею, мы стали искать костюмы, одна подруга помогла с тортом, другая знакомая — с караваем. Нас очень многие поддерживали, поэтому получилась по-родному теплая свадьба.
Ты чувствуешь, что сейчас тема фольклора становится актуальной?
Конечно. Русский стиль становится популярным, возвращается мода на традиционный ковер, национальную одежду. Тася вообще любит все это, и такой интерес мне в ней тоже очень нравится, поэтому я подключаюсь.
Тебе, наверное, в последнее время часто приходилось слышать, что такой осознанный подход к построению семьи в юном возрасте — большая редкость?
У меня есть хорошие примеры: мои родители и их родители. Благодаря им сформировалось понимание, что такое семья и проявление любви. И отчасти помогло взросление, ведь я рано начал работать и зарабатывать деньги, появилась ответственность. Для меня семья — это в первую очередь родные и близкие люди, к которым ты всегда можешь вернуться откуда угодно и в любом состоянии. Неважно, случается провал или успех, они всегда будут за тебя. Таким людям отдаешь всего себя и не боишься показаться слабым, ради них можешь работать сутками.
Одно из преимуществ «Вампиров средней полосы» — его семейная атмосфера. Проявляется ли она за кадром?
Да, правда, ощущение семейности в команде выделяет этот проект. Многие работали над ним еще с пилота, поэтому кайфуют, приходят на работу как домой.
Когда Женек впервые видит себя с измененным лицом, то говорит, что теперь выглядит как лошара из «Папиных дочек» — другого семейного сериала с твоим участием. Эту отсылку придумали сценаристы?
Да. На самом деле я очень рад, что она прозвучала.
Такую отсылку мало кто мог ожидать, но даже если бы она не была прописана, я бы сам хотел предложить нечто подобное. Ведь если во вселенной «Вампиров» существуют сериалы, которые герои сами могут смотреть по телику, то почему бы этим не воспользоваться?
Есть ли что-то, что объединяет этих героев? Кроме твоего лица, конечно.
Наивность. Что бы они ни делали, делают с добром и искренне хотят, чтобы все сложилось хорошо.
Кажется, что эти качества свойственны многим твоим персонажам. Не хочется ли тебе сыграть антагониста?
Да, очень! Я бы даже сказал, гения в своем деле, но антагониста. У таких героев иногда разгон побольше для проявления характера, они интереснее, по-другому существуют. Антагонист ведь хочет максимально навредить главному герою, а значит, есть миллион способов, как это сделать, можно по-разному с этим играться.
У тебя есть любимые антагонисты в массовой культуре?
Вот если бы Шерлок Холмс был антагонистом, то я назвал бы его.
Кстати, в сериале с Камбербэтчем он далеко не самый положительный герой.
А я беру себе в пример фильм с Робертом Дауни-младшим. Он там очень круто показан, с холодной рассудительностью. Есть, конечно, и Мориарти, но мне бы хотелось взять именно Шерлока и обыграть его с более злодейской стороны.
Что ты смотришь, когда появляется свободное время?
Когда много работы, хочется чего-то расслабляющего. В последнее время смотрел в основном комедии с Джимом Керри, которые еще не видел. Есть люди, которые не считают его артистом, говорят, что он просто кривляется. Я не разделяю такое мнение. Комедия не просто так считается самым сложным жанром, умение рассмешить человека — это искусство.
Где для тебя проходит эта грань между артистом и не артистом? И отличаются ли для тебя понятия «актер» и «артист»?
Нет. Возможно, в самих словах есть реальная историческая разница, но я воспринимаю их одинаково. «Артист» звучит статуснее, а «актер» — просто описание профессии. Для меня актером считается каждый человек, который уже был в кадре. Даже если у него не главная роль, нет образования или он плохо сыграл. Это все не отменяет факта, что человек пришел на площадку и что-то сделал. Есть ведь актеры массовых сцен. По мнению некоторых, они ничего не делают, это не так. Они являются важной частью большой картины, без них многое не будет работать. Каждая деталь в нашей профессии — чужой труд, который надо уважать, как и любую другую работу.
Если бы у тебя в жизни появилась возможность начать все заново — с новым лицом, как в случае Женька, или с чистого листа — сделал бы ты ты что-то иначе?
Точно нет. Может, мне повезло, но у меня все хорошо. Мне нравится исход событий, который со мной произошел. Ценю и люблю свою судьбу за то, кем и почему я стал.