Обзоры, Бизнес — 12 августа 2020, 19:51

Как работает Reels и зачем он нужен, когда есть TikTok. Большой обзор SRSLY

TikTok не дает покоя и кружит голову не только миллионам подростков по всему миру, но и людям постарше (как уже показывает статистика, аудитория приложения сильно повзрослела), и огромным компаниям вроде Microsoft и Twitter, и главам государств вроде Трампа и Моди. На фоне новостей о возможной блокировке приложения в США и уже свершившемся бане в Индии Facebook в лице Instagram начал активную экспансию на рынок сразу целого ряда стран своего сервиса Reels, который многие называют клоном TikTok. В России он пока недоступен, а потому редакция SRSLY решила работать на опережение и сделать обзор сервиса до того, как он появится у нас. 

Как работает Reels?

Все просто до умопомрачения: пользователи Instagram могут записывать короткие ролики до 15 секунд (а это даже меньше, чем в TikTok), монтировать их, добавлять музыку, эффекты и маски и делиться ими в ленте. Выглядит это сейчас так:

 

В целом, для создания видео в Reels доступна вся галерея эффектов и масок Instagram, что удобно.

 

Для удобства монтажа короткого видео, как и в TikTok, есть функции ускорения/замедления и таймер. 

Это если смотреть на Reels глазами создателя контента. Если оценить пользовательский опыт, то сервис интегрировался в Instagram, как это в свое время сделал IGTV, но не повторяя ошибки с созданием отдельного приложения под эту конкретную функцию. На странице «Для Вас» (For You Page) появились рекомендации из Reels. Если контент топовый и оригинальный, Instagram пометит его таковым (Featured), и видео будет показываться чаще. 

«Если ваше короткое видео (reel) попадет в рекомендованные, вы получите отдельное уведомление об этом», — пишет Instagram в своем блоге на сайте.

Судя по тому, что пишут в американских блогах (например, на Later.com), за несколько дней с момента запуска функции десяток брендов сумел набрать миллионы просмотров всего на нескольких видео. В пример хочется привести Louis Vuitton, который решил показать в Reels свою круизную коллекцию и собрал на этом 5 млн просмотров. 

 

Есть несколько соображений, как LV это удалось. Можно податься в теории заговора и предположить, что Instagram в стремлении прорекламировать достоинства своего сервиса в ручном режиме стал чаще рекомендовать пользователям контент брендов, которые по совместительству являются топовыми рекламодателями. Таким образом, приложение могло простимулировать бренды и дальше пользоваться Reels. Другой вариант более прозаичен и менее конспирологичен: контент-то действительно топовый. LV нельзя отказать в чувстве стиля и вкусе, что перенеслось и в контент-менеджмент модного дома для социальных сетей. Выглядит стильно, привлекает внимание, становится магнитом для лайков, показывается чаще в рекомендациях — выглядит очень логично. 

Алгоритм пока не прочувствован, но кажется, что он очень похож на TikTok: в рекомендациях показываются ролики, подобранные на основе ваших лайков, просмотров по глубине и вашему местоположению. 

Как отметила креативный продюсер сервиса more.tv Евгения Брагина, комментируя новости для редакции SRSLY, TikTok, кроме своих разнообразных фич, прославился алгоритмами, которые позволяли людям с нулевой аудиторией выходить в рекомендации, набирать сотни тысяч, а то и миллионы просмотров и становиться популярными. То же самое было, кстати, и с Instagram, но только в самом начале его пути. Сейчас Брагина видит два варианта развития Reels: 

«Если алгоритм останется тем же и пользователям будут показывать в рекомендациях только популярных блогеров, то этот сервис не выстрелит. Но есть и другой путь: Instagram позволит новеньким выбиваться, что будет особенно ценно для авторов и исполнителей песен — они, например, смогут сами запускать челленджи на свои же треки».

Возникает закономерный вопрос — зачем нужен Reels, если уже есть TikTok? Видеосервис с многомиллионной аудиторией по всему миру тоже задается этим вопросом. Так сммщики приложения отреагировали на новость о запуске Reels в США. 

«Ну… выглядит знакомо».


Кстати, у главы Facebook Марка Цукерберга как-то раз спросили «Зачем компания копирует фичи других приложений?». Он так и не смог вразумительно ответить, повторяя из раза в раз одно и то же разными словами: «Мы адаптируем полезные фичи для наших пользователей». Тогда вопрос касался Snapchat, и речь шла о том, что американский гигант социальных медиа сначала клонирует интересные продуктовые решения своих конкурентов, а затем начинает угрожать им и в конце концов покупает целый бизнес. Так, по словам конгресследи, которая брала показания Цукерберга, произошло с Instagram: сначала Facebook, увидев успех приложения, пытался создать нечто похожее, оно не выстрелило, тогда компания, надавив на владельца, купила успешный оригинал и забросила свою копию. 

Кстати, о Snapchat. Автор телеграм-канала «Русский маркетинг» Семен Ефимов пишет, что в свое время Instagram скопировал сторис у Snapchat, «и о последнем у нас, например, уже несколько лет ничего не слышно». Но он никогда и не был популярен в России, при этом в Европе и особенно в США Snapchat чувствует себя неплохо. По данным аналитической компании eMarketer, в 2018 году хотя бы раз в месяц приложением пользовались больше 16 млн американских подростков, а это выше, чем показатели Facebook и Instagram на несколько миллионов.

Далее Ефимов пишет, что не верит в то, что Reels убьет TikTok:

«Подобного здесь точно не будет: у последних большая посещаемость и узнаваемость, да и в инфополе они светятся намного чаще».

Подтвердить или опровергнуть это мнение редакция SRSLY попросила тиктокера Машу Огай (@mashaogaii). 

«Не знаю, посмотрим. У Instagram два "заимствования" — Stories и IGTV, у них очень разные результаты. После первого Snapchat "упал", а YouTube вполне хорошо себя чувствует. Зависит от того, как реализуют».
 

Отвечая на вопрос о планах по использованию новой функции, Маша ответила, что хотелось бы, чтобы Instagram давал иную почву для контента, нежели TikTok, так как у первого намного более мягкие условия пользования, и «они не кидают детей в теневой бан». Но TikTok — это определенно новая ступенька, большой рывок в развитии социальных платформ.

Как бы то ни было, прогнозировать успех Reels в России, как и в мире, очень сложно. Маловероятно, что он выдавит TikTok с рынка: все же у Instagram есть рамки, которые сдерживают его эксперименты с форматами, а китайскому видеосервису заметно легче импровизировать — сказывается возраст сервисов и специфика ЦА. Вполне возможно, что в конечном итоге они просто органично поделят аудиторию.

Фото: Getty Images
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости — 19:40, 20 ноября
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости — 16:00, 20 ноября
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым