Интервью, Образ жизни — 24 июля 2025, 15:10

Архитектор человеческих эмоций. Художница Дарья Ивашкина — об арт-объекте для «Архстояния», черной дыре Никола-Ленивецкого уезда и стремлении «жить максимально увлекательную жизнь»

25 июля стартует фестиваль «Архстояние». В этом году ивент пройдет уже в 20-й раз, и на нем будет множество удивительного арта. 

SRSLY поговорили с художницей Дарьей Ивашкиной, которая сделала для фестиваля инсталляцию «Лифт» — первый объект на пути в белый город, которым обернется Никола-Ленивец в этом году. 

Концепт арт-объекта «Лифт» Дарьи Ивашкиной

Твой лифт встречает всех на «Архстоянии». Можешь рассказать об инсталляции? 

Мой лифт — это такой немного сюрреалистичный, даже можно сказать абсурдный, объект. Сами подумайте: вдруг неожиданно где-то в поле вы видите лифт, при том что этот лифт — реальный. Он с Щербинского лифтостроительного завода, и приедет на фестиваль не один: вместе с ним прибудет еще и инженер-конструктор завода, который будет дежурить на фестивале, чтобы лифт все время проработал. 

А сама инсталляция — это некий телепорт, который переносит в другую реальность.

А что происходит, когда человек входит в лифт и двери закрылись? И в чем задумка?

Я, честно говоря, могу бесконечно говорить о задумке и о том, что вкладываю в свои проекты. Я по образованию архитектор. 

И уже несколько лет ощущаю себя архитектором не пространства, а человеческих эмоций, потому что эмоции — это одна из основных составляющих жизни человека. 

Часто за затем визуальным, аудиальным, всяким шумом, который существует вокруг, мы забываем о чувствах которые делают нас отличными от других существ. Все люди, мы погрязли в неких социальных задачах, в голосах, которые мы слышим с экранов, телевизоров, в голосах, которые мы слышим во время учебы в школе, в институте. А главное: все они говорят нам одно и то же. 

И вот в моем лифте тоже будут голоса. Пока человек едет в самом настоящем лифте, он слушает спектакль, который происходит то ли в этой кабинке, то ли у него в голове, то ли он вообще стал свидетелем некоего переноса и слышит, как кто-то из параллельной реальности с ним общается. 

Концепт арт-объекта «Лифт» Дарьи Ивашкиной

А говорить этот голос будет на две темы: стремление вверх и неизбежное падение, так как лифт будет ехать вверх и вниз. Эти две темы будут развиваться в коротких спектаклях, которые будут идти около 4-х минут. Они будут посвящены вечным вопросам, и, я надеюсь, позволят человеку призадуматься, кто я, для чего я, куда я, а что, если это действительно конец, что, если все кончено, то куда я шел, и пришел ли я туда или не пришел.

Это только один из вопросов, которые я поднимаю в этом спектакле. Все остальное зрители переживут уже внутри кабинок. Для этого мы с командой делаем максимально реалистичный лифт, который стоит на отдельном фундаменте и для которого спроектирован и создан специальный короб, чтобы все было точно располагало к впечатлению, что ты входишь в некий портал, в некую иную реальность с помощью этого лифта

Скажи, а были какие-то изменения в проекте в процессе реализации или все в итоге получилось так, как ты задумывала?

Изначально я задумывала спектакль на 20–30 минут с погружением, чтобы были голоса реальных людей, которые бы рассказывали свои истории про социальный подъем, то есть лифт был бы некой социальной метафорой. Это в тему elevator speech: есть такое задание на всех бизнес-тренингах, когда тебе нужно рассказать самое главное о себе и своем проекте во время поездки в лифте с очень значимым человеком. 

И сперва объект предполагалось сделать про «подъемы» людей, которые пришли ни с чем, но верили в свой бизнес и вкладывались, а со временем стали действительно какими-то масштабными личностями. Это в том числе можно сказать и про организаторов фестиваля, потому что я видела, как когда-то «Архстояние» начиналось. А теперь уже юбилейный 20-й фестиваль! 

И, конечно, «Лифт» — это истории про всех нас, что мы все хотим быстро как-то стрельнуть, быстро подняться вверх, но, как показывает опыт, это возможно только благодаря усилию и терпению.

Какие объекты коллег с фестиваля в твоем топ-3?

Назову работы двух коллег! Во-первых, это объекты Александра Штанюка, я считаю, что он гений масштабных инсталляций в среде. Он делает их с такой смелостью и таким размахом и не боится экспериментировать с разными материалами и разными техническими возможностями — вот это круто! Его работы всегда имеют очень сильное визуальное воздействие. 

Концепт арт-объекта Polygon Александра Штанюка

Еще мне очень нравятся работы Артема Укропова. Не только на «Архстоянии», а в принципе все его творения, связанные с градостроительными элементами. 

Концепт проекта «Площадь церемоний» Артема Укропова

Кстати, ты сделала знаменитую лужу грязи на фестивале. Очень классная идея! Можно перепачкаться с ног до головы — и не бояться, что тебя отругают.

Да, проект «Грязь» был на фестивале 3 года подряд. Изначально эта лужа была задумана как некая черная дыра Никола-Ленивецкого уезда (деревни называли дырами). Но в целом «Грязь» тоже имеет некие психологические основы под собой. Мы придумывали этот проект для взрослой аудитории «Архстояния» как возможность перейти некую черту. Это тоже такой трансформационный объект, как телепорт.

Дарья Ивашкина и ее проект «Грязь»

А какая еще твоя работа стала так же популярна?

У меня был очень хороший проект «Капсульного отеля», который появился задолго до аналогичного отеля в Шереметьево. Я тогда не представляла, что люди реально будут спать в шкафах. И сейчас, когда я останавливаюсь в капсульных отелях, я в ужасе из-за того, что я сама придумала это как аттракцион, а он стал реальностью! 

С одной стороны, весело, что ты можешь придумать сценарий, который где-то приживется параллельно с твоей задумкой. Но, с другой стороны, хочется что-то такое сделать совсем нереальное для людей, чтобы вырвать их из рутины и чтобы они максимально эмоции свои прокачали.

Подглядела в соцсетях, что у тебя есть двое детей. Как опыт материнства и наблюдение за взрослением ребенка влияет на творчество?

Не знаю, мне сложно сказать, насколько дети помогают или влияют на творчество. Скорее, мое творчество не про детей и не для детей. То, что я делаю в проектах своих, это скорее мой опыт созревания как человека, становления как личности, опыт занятий психологией, опыт работы, проживания каких-то травм, опыт взросления. Пока я не скажу, что он про материнство, скорее это какие-то общечеловеческие ценности. Вот так я бы это обозначила. 

Но опыт материнства — это классный процесс, просто тебе нужно находиться в ипостасях мамы и художницы и делать так, чтобы эти жизни друг другу не мешали, а давали пространство реализоваться и там, и там, словом, чтобы тебе не мешали оставаться счастливой. Вот это важно.

Откопала в твоем портфолио инфу о том, что ты работала с Бартеневым и Полуниным. Каково трудиться бок о бок с такими гигантами?

Бартенев в 90-е был одним — а может быть даже единственным — из тех людей, благодаря которому мы узнали что вообще так можно: он прямо освободил наш мозг от социальных условностей своим поведением на экране. Это было действительно круто. Он многих смог воспитать. 

Полунин тоже такой колоссальный гигант. Главное, что я поняла, пока мы у него жили на желтой мельнице, это то, что он живет внутри собственного спектакля. 

То есть он придумал свой мир, свои правила и существует в этих декорациях, в этом разукрашенном мире — таком, каким он хотел бы его видеть каждый день.

То есть, когда говорят, что весь мир театр, это правда. Ты можешь создать театр своей жизни в хорошем смысле слова «театр», а не в плане наигранности людей.

Дарья Ивашкина

И финальное: тема фестиваля в этом году «Мое главное». Расскажи, что сейчас самое главное для тебя?

Мое главное по жизни сейчас — и оно сказывается в работе — это жить максимально увлекательную жизнь. И все происходящее я воспринимаю как специально созданный этой вселенной и этой жизнью сюжет, который призван меня развлечь, отвлечь, подарить мне новый эмоциональный опыт. И поэтому для людей тоже я придумываю тот эмоциональный опыт, который я сейчас переживаю или уже пережила. 

Фото: личный архив художницы
Новости — 19:30, 25 июля
«Мы с тобой друг друга не узнали, мы не встретимся вновь»: слушаем сингл «Дорога домой» группы Beautiful Boys
Новости — 17:45, 25 июля
Коля Редькин и художник Gonya7 выпустили комикс о музыке 2010-х «Нужна только искра!»
Новости — 16:10, 25 июля
Начались съемки сериала «Время Счастливых» с Тихоном Жизневским и Ольгой Лерман
Новости — 15:00, 25 июля
По книге Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» выйдет аудиосериал с Милой Ершовой и Львом Зулькарнаевым
Новости — 13:00, 25 июля
Mirèle выпустила альбом «Тревожный тип привязанности». На фитах ЛСП, Слава КПСС и Бонд с кнопкой