25 июля стартует фестиваль «Архстояние». В этом году ивент пройдет уже в 20-й раз, и на нем будет множество удивительного арта.
SRSLY поговорили с художницей Дарьей Ивашкиной, которая сделала для фестиваля инсталляцию «Лифт» — первый объект на пути в белый город, которым обернется Никола-Ленивец в этом году.
Твой лифт встречает всех на «Архстоянии». Можешь рассказать об инсталляции?
Мой лифт — это такой немного сюрреалистичный, даже можно сказать абсурдный, объект. Сами подумайте: вдруг неожиданно где-то в поле вы видите лифт, при том что этот лифт — реальный. Он с Щербинского лифтостроительного завода, и приедет на фестиваль не один: вместе с ним прибудет еще и инженер-конструктор завода, который будет дежурить на фестивале, чтобы лифт все время проработал.
А сама инсталляция — это некий телепорт, который переносит в другую реальность.
А что происходит, когда человек входит в лифт и двери закрылись? И в чем задумка?
Я, честно говоря, могу бесконечно говорить о задумке и о том, что вкладываю в свои проекты. Я по образованию архитектор.
Часто за затем визуальным, аудиальным, всяким шумом, который существует вокруг, мы забываем о чувствах которые делают нас отличными от других существ. Все люди, мы погрязли в неких социальных задачах, в голосах, которые мы слышим с экранов, телевизоров, в голосах, которые мы слышим во время учебы в школе, в институте. А главное: все они говорят нам одно и то же.
И вот в моем лифте тоже будут голоса. Пока человек едет в самом настоящем лифте, он слушает спектакль, который происходит то ли в этой кабинке, то ли у него в голове, то ли он вообще стал свидетелем некоего переноса и слышит, как кто-то из параллельной реальности с ним общается.
А говорить этот голос будет на две темы: стремление вверх и неизбежное падение, так как лифт будет ехать вверх и вниз. Эти две темы будут развиваться в коротких спектаклях, которые будут идти около 4-х минут. Они будут посвящены вечным вопросам, и, я надеюсь, позволят человеку призадуматься, кто я, для чего я, куда я, а что, если это действительно конец, что, если все кончено, то куда я шел, и пришел ли я туда или не пришел.
Это только один из вопросов, которые я поднимаю в этом спектакле. Все остальное зрители переживут уже внутри кабинок. Для этого мы с командой делаем максимально реалистичный лифт, который стоит на отдельном фундаменте и для которого спроектирован и создан специальный короб, чтобы все было точно располагало к впечатлению, что ты входишь в некий портал, в некую иную реальность с помощью этого лифта.
Скажи, а были какие-то изменения в проекте в процессе реализации или все в итоге получилось так, как ты задумывала?
Изначально я задумывала спектакль на 20–30 минут с погружением, чтобы были голоса реальных людей, которые бы рассказывали свои истории про социальный подъем, то есть лифт был бы некой социальной метафорой. Это в тему elevator speech: есть такое задание на всех бизнес-тренингах, когда тебе нужно рассказать самое главное о себе и своем проекте во время поездки в лифте с очень значимым человеком.
И сперва объект предполагалось сделать про «подъемы» людей, которые пришли ни с чем, но верили в свой бизнес и вкладывались, а со временем стали действительно какими-то масштабными личностями. Это в том числе можно сказать и про организаторов фестиваля, потому что я видела, как когда-то «Архстояние» начиналось. А теперь уже юбилейный 20-й фестиваль!
Какие объекты коллег с фестиваля в твоем топ-3?
Назову работы двух коллег! Во-первых, это объекты Александра Штанюка, я считаю, что он гений масштабных инсталляций в среде. Он делает их с такой смелостью и таким размахом и не боится экспериментировать с разными материалами и разными техническими возможностями — вот это круто! Его работы всегда имеют очень сильное визуальное воздействие.
Еще мне очень нравятся работы Артема Укропова. Не только на «Архстоянии», а в принципе все его творения, связанные с градостроительными элементами.
Кстати, ты сделала знаменитую лужу грязи на фестивале. Очень классная идея! Можно перепачкаться с ног до головы — и не бояться, что тебя отругают.
Да, проект «Грязь» был на фестивале 3 года подряд. Изначально эта лужа была задумана как некая черная дыра Никола-Ленивецкого уезда (деревни называли дырами). Но в целом «Грязь» тоже имеет некие психологические основы под собой. Мы придумывали этот проект для взрослой аудитории «Архстояния» как возможность перейти некую черту. Это тоже такой трансформационный объект, как телепорт.
А какая еще твоя работа стала так же популярна?
У меня был очень хороший проект «Капсульного отеля», который появился задолго до аналогичного отеля в Шереметьево. Я тогда не представляла, что люди реально будут спать в шкафах. И сейчас, когда я останавливаюсь в капсульных отелях, я в ужасе из-за того, что я сама придумала это как аттракцион, а он стал реальностью!
С одной стороны, весело, что ты можешь придумать сценарий, который где-то приживется параллельно с твоей задумкой. Но, с другой стороны, хочется что-то такое сделать совсем нереальное для людей, чтобы вырвать их из рутины и чтобы они максимально эмоции свои прокачали.
Подглядела в соцсетях, что у тебя есть двое детей. Как опыт материнства и наблюдение за взрослением ребенка влияет на творчество?
Не знаю, мне сложно сказать, насколько дети помогают или влияют на творчество. Скорее, мое творчество не про детей и не для детей. То, что я делаю в проектах своих, это скорее мой опыт созревания как человека, становления как личности, опыт занятий психологией, опыт работы, проживания каких-то травм, опыт взросления. Пока я не скажу, что он про материнство, скорее это какие-то общечеловеческие ценности. Вот так я бы это обозначила.
Но опыт материнства — это классный процесс, просто тебе нужно находиться в ипостасях мамы и художницы и делать так, чтобы эти жизни друг другу не мешали, а давали пространство реализоваться и там, и там, словом, чтобы тебе не мешали оставаться счастливой. Вот это важно.
Откопала в твоем портфолио инфу о том, что ты работала с Бартеневым и Полуниным. Каково трудиться бок о бок с такими гигантами?
Бартенев в 90-е был одним — а может быть даже единственным — из тех людей, благодаря которому мы узнали что вообще так можно: он прямо освободил наш мозг от социальных условностей своим поведением на экране. Это было действительно круто. Он многих смог воспитать.
Полунин тоже такой колоссальный гигант. Главное, что я поняла, пока мы у него жили на желтой мельнице, это то, что он живет внутри собственного спектакля.
То есть, когда говорят, что весь мир театр, это правда. Ты можешь создать театр своей жизни в хорошем смысле слова «театр», а не в плане наигранности людей.
И финальное: тема фестиваля в этом году «Мое главное». Расскажи, что сейчас самое главное для тебя?
Мое главное по жизни сейчас — и оно сказывается в работе — это жить максимально увлекательную жизнь. И все происходящее я воспринимаю как специально созданный этой вселенной и этой жизнью сюжет, который призван меня развлечь, отвлечь, подарить мне новый эмоциональный опыт. И поэтому для людей тоже я придумываю тот эмоциональный опыт, который я сейчас переживаю или уже пережила.