Прокат в Москве открывается, а Санкт-Петербургу еще придется потерпеть. Но однозначно здесь можно сказать одно: большое кино возвращается на большие экраны.
«Мой шпион» (My spy, реж. Питер Сигал)
Джей-Джей — спецназовец (Дэйв Батиста), побывавший, кажется, во всех горячих точках на свете, начинает работать спецагентом ЦРУ. На задании в Припяти ему не очень везет, дипломатические навыки дают сбой и приходится расправляться с террористами и торговцами оружием по старинке: кулаками и ногами. Хуже этого только то, что девятилетняя Софи (Хлоя Коулмэн), у которой в доме по понятным ЦРУ причинам ведут слежку, находит скрытую камеру и выходит на Джей-Джея. Грозному увальню приходится заключить с девочкой договор: он учит ее всяким шпионским приблудам в обмен на ее молчание. Джей-Джей еще не понимает, как же круто ему повезло с новой подружкой.
«Мой шпион» — достаточно редкий для современного Голливуда пример семейной экшн-комедии, созданной, во-первых, не под прицелом стримингов, а во-вторых, сшитой по классическим теплым лекалам похожих вхсных историй из 90-х. Из обаятельного горемыки Батисты, который в последние годы смело наступает на пятки Дуэйна Джонсона, но точно не Джона Сины, вышел классный детсадовский полицейский, а Коулмэн, известная по «Большой маленькой лжи», уверенно его дополняет. Линии героев довольно схематичные, их преображения едва ли тянут на какую-то эволюцию характеров в жанре, шутки предугадываются. В общем-то, все эти вещи привлекали нас тридцать лет назад, и глупо было бы отказываться от одной подобной комедии в год. Пустоватой и лениво придуманной, но местами симпатичной.
[STAT_ART_2.0]
«О бесконечности» (Om det oändliga, реж. Рой Андерссон)
«О бесконечности» титулованного шведа Роя Андерссона — очередная картина импровизированного цикла о тусклом бытии, прозаических жизнях не то пчел, не то улиток, не то сизых, как голуби, людей, равноценно бессильных перед вечностью. В сущности, для Андерссона, от фильма к фильму меняющего синонимы, вечность на бесконечность, лица и ужимки, но никогда подход, «О бесконечности» — такая же зарисовка длительностью в час с небольшим, как и предыдущие три картины.
Любопытно, что Андерссон как художник, но, по сути, модельер, ушел в тень на 30 лет после «Гилиапа» в 1970 году, чтобы перенастроить свой киноязык и, вернее будет сказать, дизайн своего кино. Он отточил стиль и пришел к закономерной стагнации, когда настало время изобрести свой экранный мир заново. Многие на Венецианском фестивале это поняли и приняли «О бесконечности» не слишком тепло. Однако приз за режиссуру можно рассматривать как титул за верность себе, ведь эта самая авторская стагнация иронически оказывается признаком мастерства. Удобно быть демиургом, когда твой мир не больше самого большого набора LEGO. Неудобно лишь то, что к очередному разговору о бесконечности классик подошел без откровений.
[STAT_ART_2.0]
«Морские паразиты» (Sea fever, реж. Ниса Хардиман)
Шивон (Гермиона Корфилд) — студентка, изучающая морскую биологию. Она присоединяется к экипажу судна, чтобы вместе с ним исследовать глубины. Однако глубины хранят в себе страшных существ (тех самых морских паразитов), готовящихся впиться в глаза моряков. Существа эти похожи на зубастых медуз, сделаны не без оглядки на самых разных кинематографических монстров последних лет сорока: от «Чужого» до «Пираний 3D», в чем нет ничего удивительного. Сложно ожидать откровений от полутелевизионной копродукции. Режиссер фильма Ниса Хардиман, до того снимавшая сериалы «Джессика Джонс» и «Сверхлюди», в «Морских паразитах» пытается с помощью подручных средств, среди которых страшные личинки, попадающие в людей через душевую воду, и внезапная слепота (от этих самых личинок) нагнетать страх в замкнутом пространстве на протяжении полутора часов. Смотреть на развитие событий непросто, экранное время течет настолько мучительно медленно, что кажется, морские гады пробираются тебе буквально под кожу. С одной стороны, почему бы и нет. С другой, нет, абсолютно точно, нет, ведь фильм ничем не награждает дождавшегося конца зрителя. Ни сюжетным парадоксом, ни поразительной разгадкой генезиса кусачих тварей.
Фильмы про рыбно-морские опасности, будь они про пираний («Пиранья» 1978 года, те же «Пираньи 3D» Александра Ажи) или про хищных акул («Челюсти», «Синяя бездна»), всегда в равных пропорциях имеют пугающие подробности охоты, человеческой жатвы и драматические сцены (или же, наоборот, комичные), в которых персонажи раскрываются. Кажется, что и в «Морских паразитах» все сделано по законам жанра. Но это только на первый взгляд. Редкие шокеры, бьющие зрителя в неожиданные моменты, оказываются не столь неожиданными, а разговоры не помогают никому из героев сообщить нам чуточку больше, что помогло бы выявить в них живых людей.
Главная особенность картины — социально-антропологическая. Судно, куда проник вирус и где он беспощадно расправляется с экипажем, подозрительно напоминает круизный лайнер Diamond Princess, ставший крупным переносчиком коронавируса в конце января в водах Китая. Впрочем, это все исключительно наши критические интерпретации, которые позволяют хоть как-то раскрасить монотонных «Морских паразитов» и придать им капельку значимости. Из неожиданностей: в фильме большую роль исполняет датская звезда Конни Нильсен («Гладиатор», «Демон-любовник»), и ее редкие поклонники, конечно, могут попробовать свои силы в борьбе со сном, раздражением, усталостью, всеми теми человеческими чувствами, что намного сильнее «Морских паразитов».
[STAT_ART_0.5]