Репортаж, Образ жизни — 8 августа 2024, 14:07

Город-лабиринт, гипнотическая музыка и пирамида из арбузов. Как прошло «Архстояние» в 2024 году

С 26 по 28 июля в арт-парке «Никола-Ленивец» прошел ежегодный фестиваль «Архстояние». Исследовать новые ландшафтные объекты, наслаждаться живой музыкой в лесу и искать ответ на вопрос «как договориться и найти точки соприкосновения друг с другом?» отправились авантюристы и авторы SRSLY — Антон Рожков и Даша Вертинская. Что из этого вышло, читайте в их подробном репортаже.

Мы, «Архстояние». День первый

Антон: Выезд на «Архстояние» уже который год сопряжен для меня с ощутимым трепетом. Сборы вещей, поиски палаток, спальников, фонарей и резиновых сапог — события, ставшие своего рода трекером лета, напоминающим о скоротечности этого прекрасного времени, которое нельзя упускать. 

В этот раз наши фестивальные скиллы были заметно прокачены: мы впервые собрались на «Архстояние» уже не на сутки, как раньше, а приехали почти на весь основной блок — с пятницы по воскресенье. И не на трансфере, а на авто, забитом под завязку барахлом очень нужными вещами (что стоит взять с собой на фестиваль, рассказали у себя в Telegram. — Прим. SRSLY).

Даша: Для меня это «Архстояние» стало третьим. Продолжив традицию 22-го и 23-го, я в привычной компании единомышленников (с которыми мы встречаемся раз в год — на фестивале) отправилась в «Никола-Ленивец».


Антон: Тема «Архстояния» в этом году — «Мы». Местоимение, в данном случае означающее не просто объединение людей, а нечто гораздо большее — самые глубокие смыслы социальной природы человека. В тексте «мы» будет встречаться довольно часто, потому что он про нас с вами, наши эмоции и чувства, которые могут вызвать подобного рода события.

На фестиваль мы добирались из Москвы около пяти часов. Всегда любил долгие роуд-трипы, для меня это очень сплачивающая история — в самом начале пути ты уже как будто часть того самого «мы», общей целью которого совсем скоро станет ощущение свободы от будней, рутины, дедлайнов и самих себя. 

Даша: Дорога на фестиваль выдалась крайне живописной. Мы не торопились, наслаждались пейзажами, останавливались, где хотели, слушали треки музыкантов из лайнапа и решали, на чьи выступления хотим попасть.

Антон: Оказавшись в арт-парке, сразу обратил внимание на прогрессию, с которой фестиваль трансформируется во все более адаптивный, комфортный, но при этом не менее аутентичный организм.

Свою «трехкомнатную» палатку-пентхаус мы поставили уже вечером прямо под одинокой березой на «Масленичной поляне», примеченной нами годом ранее. Вокруг — кэмпинги сообществ и участников: море палаток и гамаков с флажками, гирляндами, светящимися фонарями в виде мухоморов и другой причудливой иллюминацией. Еще одна примечательная особенность фестиваля — все стараются сделать свое пусть и временное жилье заметным, осязаемым, уютным и не похожим на другое.

Даша: Часть нашей компании расположилась в одном из шатров на подиуме. Максимально комфортное жилье с двумя спальными местами — особенно удобный вариант, когда нет возможности везти с собой палатку, спальные мешки и прочее барахло.

Всем, кто оказывается на фестивале, приходится смириться с тем фактом, что успеть посмотреть все — практически невозможно. Зато абсолютно точно каждый найдет что-то себе по душе.

Ставить палатку, обустраивать общую зону со стульями, столом и мангалом (убедились в уровне подготовки?) мы начали на закате и делали это под пронзительное выступление Элли на маковом поле. После нашего быстрого разговора с Викторией перед фестивалем я мечтала насладиться ее пением под фортепиано в полной мере, но рада, что хотя бы смогла послушать концерт удаленно — все благодаря отменной акустике на сцене «Обратная сторона Ротонды».



Антон: Затем у нас случился первый архстоянческий шашлык и приготовленные заранее битые огурцы по-московски, а ближе к полуночи — первое касание музыкальной программы. Дорога к «Акустической поляне» всегда была отдельным фантасмагоричным приключением. Путь лежал через сцену «Мебиус», где в 2022-м мы слушали группу «Свидание», обнимались и были счастливы. 

Даша: Локация, расположенная в центре естественной ландшафтной чаши и вмещающая в себя огромное количество зрителей, идеально подошла для танцев под хиты Zoloto — «Грустно на афтепати», «Улицы ждали» и новый трек «Капалавада». Продолжили ночь мы на сете izhevski, игравшем на самом атмосферном танцполе — Leveldva Chillrave. Гипнотическая музыка, неоновое освещение, благовония (и это посреди леса!) переносят в параллельную вселенную, где все движутся в одном ритме.


Площадка лейбла-коммьюнити Leveldva — мастодонт моноритмической эклектики и главная техно-сцена фестиваля. Огромный диско-шар в березовой роще выглядит метафорически сказочно, — Антон.

Даша: После танцев решили дойти до нескольких новых арт-объектов. Сразу скажу, что ночью, при неоновом освещении, они кажутся еще более таинственными и странными, чем днем. Первый объект из триптиха для общения с природой «Дома Земли» художника Андрея Сяйлева — башня «Инсекто-фаланстер» — появился на пути из ниоткуда. Понаблюдать за жизнью пчел ночью, может, и не случилось, а вот услышать ее — вполне. Забираясь на вершину строения, собранного из множества оконных рам, ощущала, как жужжание усиливалось, а гул проникал в сознание и давал почувствовать себя частью роя. Саму башню можно было разглядеть среди деревьев издалека — все благодаря ее передней части, сделанной в виде огромного светящегося камертона, который будто тысячекратно усиливал жужжание. Нечто магнетическое!


Последним объектом, до которого удалось дойти во время ночной прогулки, стал загадочный город-лабиринт, сотканный из множества снежных нитей. В нем можно было блуждать, подобно арктическому ветру, слушать его вой и истории, которые он приносит норильчанам. «Ветер такой же горожанин, как мы. Наш сосед», — делится от лица жителей Агентство развития Норильска. Этот умиротворяющий проект оказался частью программы культурных институций на «Архстоянии» в этом году. Именно здесь удалось отпустить тревожные мысли, представив, как их уносит на север ветер.


Антон: Спустя час мы словили рассветный туман и разбрелись спать. Съеденный ночью хот-дог был очень кстати.

Мы, «Архстояние». День второй

Даша: Утро фестиваля — на мой взгляд, самое показательное время, когда видна вся проделанная работа, связанная с инфраструктурой. Горячая вода в душе, рукомойники с зеркалами в поле (буквально), чистые уборные — все это делает пребывание на фестивале максимально комфортным. Да, много очередей — это то, с чем придется свыкнуться или использовать смекалку. Зато именно в очередях наглядно видно разнообразие аудитории фестиваля — здесь присутствуют все без исключения поколения, семьи с детьми всех возрастов (от грудничков до подростков), огромные компании друзей и одиночки, которые непременно найдут единомышленников.

Антон: Завтракать (или уже обедать) мы традиционно отправились к фуд-тракам с кофе, булочками пян-се, бургерами, пельменями, поке и другими едальнями. А дальше продолжили исследовать новые арт-объекты.

Даша: Мне не терпелось продолжить ночное изучение двух оставшихся объектов «Дома Земли». При посещении «Птичьей колокольни» нам посчастливилось застать второй перформанс спектакля «Сонастройки» под названием «Репетиция свободы». В рамках спектакля девушки с помощью хорового пения стремились на эмоциональном уровне соединиться с пернатыми и научиться их свободе и легкости. Выступление оказалось для меня настолько проникновенным, что местами делалось не по себе. Однако ощущения непередаваемые. 


Заключительным объектом триптиха стал «Театр природы». В постройке, представляющей собой коллаж артефактов, созданных из элементов деревянного зодчества и обломков городской и сельской бытовой среды, собрали растения-эндемики «Никола-Ленивца». Они вместе с гостями, забравшимися на башню и занявшими место, выступали слушателями и создателями звукового произведения. Лично мне объект напомнил здание с уютными балконами многоэтажки и навеял ностальгические воспоминания из детства. 

Антон: Спустя несколько часов начался свирепый ливень, и «Никола-Ленивец» накрыла гротескная черная тьма. В этот момент к нам пришло коллективное — мы словили совершенно новый левел существования на фестивале. Жарить картошку на мангале под навесом от палатки, гонять по мокрой траве соседского хаски Тошу и наслаждаться прохладой после дождя с громом — почти мантрический и еще более объединяющий всех нас процесс, которому невозможно, да и не хочется сопротивляться.

Глубоким вечером дождь все же утих, небо снова заиграло закатной пастелью, а мы выбрались-таки на огненный перформанс «Будем как искры, будем как солнце». Здесь традиционно запалили огромное кострище и устроили хоровод вокруг быстро сгорающих деревянных фигур. Поддавшись этническим вайбам, все разбрелись к десяткам маленьких костров, расположенных у огненной сцены. Кто-то грелся у огня, кто-то молча залипал на пламя, кто-то искал в небе новые созвездия, а мы жарили маршмеллоу. 



Ротонда перед лесом в этот раз произвела на меня совсем другое впечатление и показалась какой-то совсем уж аллегорической. На здание были направлены цикличные лучи, и мне подумалось, что оно, одиноко стоящее в ночи посреди поля, — образ потерянного человека. Иллюминация чередовала на фасаде черные и белые полосы, словно соглашаясь с тем, что и у нас в жизни бывают хорошие и плохие дни. Подсвечивающиеся изнутри окна — это травмы, которые мы пытаемся заполнить, а теплая печь внутри ротонды — сердце, которое, несмотря на обстоятельства, продолжает нас согревать.


Дальше нас ждала «жидкая дорожка» — так назвала маршрут до музыкальных сцен в лесу наша подруга Настюшка и была чертовски права. После ливня лесные тропы превратились в скользкое грязевое месиво. Пробираясь к «Акустической поляне», мы встретили несколько новых арт-объектов, возникающих в темноте внезапными сгустками неона и причудливой архитектурной эклектики.

Даша: Из-за дождя днем мы пропустили несколько выступлений (не попали на «Бонд с кнопкой» и Mirèle), поэтому пришлось наверстывать музыкальную программу ночью. К главной сцене мы пришли ради Николы Мельникова и Biicla, которые не просто сыграли по крутейшему сету, но и вместе представили свежий трек, специально написанный для «Архстояния» и отсылающий к теме этого года. 




Огромная поляна была заполнена едва различаемыми силуэтами и туманом от остывающего после дождя леса. А столько звезд на небе я, кажется, никогда еще не видел, — Антон.

Антон: Ночь продолжалась, продолжалось и «Архстояние». И вот мы снова пробираемся через лес к сцене Leveldva, где уже звучат узнаваемые мотивы Geju. В этом компактном, атмосферном пространстве ритмика, дым-машина, биты, люди и мы вместе с ними слились в один большой калейдоскоп странноватых вайбов. Пожалуй, это одно из самых запоминающихся здесь мест. А сеты Geju — еще одна традиция, к которой мы возвращаемся на фестивале каждый год. 


К рассвету мы выползли из леса к кэмпам — уставшие, грязные, но неизменно счастливые. 

Мы, «Архстояние». День третий

Антон: Утро воскресенья выдалось размеренным и немного грустным — возвращение в привычную реальность маячило неподалеку. Обойти все фестивальные объекты и площадки практически невозможно, поэтому всегда приходится выбирать. И выбор этот пал на новое пространство «Баня-форум» от Николая Полисского. Расстройство из-за того, что мы не пришли на локацию раньше, сменилось восхищением от увиденного — здесь в лесу из липы, хвои и орешника собрали настоящую парную с прозрачным тентом. При виде этой постройки в голову пришла неизбежная аналогия на сюрреалистические мотивы из игр Хидэо Кодзимы — баня по своей конструкции и задумке напоминала одновременно органичное и чужеродное этому месту сооружение. 


Помимо прямого предназначения, здесь работал лекторий с воркшопами, темы которых крайне гармонично вписывались в тематику этого «Архстояния». Из примечательного: лекция «Чуткое тело» и соматическая танцевальная практика под руководством танц-художника Сусанны Воюшиной», лекция философа Полины Гаджикурбановой «Дебаты о сомнении», и даже воркшоп «Голая правда» о сторителлинге и письменных практиках. Парения, к слову, тоже были оригинальными — с использованием междисциплинарных практик, таких как звукоцелительство и теплые медитации. Попасть туда нам уже не удалось, но по преисполнившимся лицам людей, выходящих из бани, все было понятно без лишних слов. 

К середине дня мы вернулись в кэмп, чтобы собираться. Загрузившись в машину, заметили людей с арбузами. Оказалось, это стенд участников из города Камышина, которые установили неподалеку от «Масленичной поляны» пирамиду из знаменитых камышинских арбузов. Нам выдали два больших полосатых плода, которые мы с большим удовольствием забрали с собой.


Как писал американский журналист и колумнист журнала New Yorker Джон Сибрук в своей книге Nobrow, «в культурном ландшафте современного общества стираются границы между элитарной и массовой культурами». «Архстояние» — похожий на ноубрау-феномен, тоже стирает те самые границы между искусством, архитектурой, музыкой и самопознанием, — здесь ты биовид, человек без каких-либо иерархий. Фестиваль, уникальный по своему «контентному» наполнению, по-прежнему остается территорией свободы и редких смыслов, где, как и сказано в его манифесте, можно танцевать среди сотни костров и рассветного тумана. 

Даша: «Архстояние» для меня — другая вселенная, место, где можно замедлиться, заземлиться и дать проявиться своему альтер эго (в моем случае — любителю техно, костров, танцев до утра и блесток на лице). Фестиваль меняет восприятие и расширяет границы. Передать атмосферу этого удивительного места в тексте сложно, но мы очень постарались. Одновременно хочется, чтобы про «Архстояние» узнало как можно больше людей и не знал никто. Прощаюсь, но обещаю вернуться. 



Фото: пресс-служба
Новости — 19:15, 16 сентября
Стилизация народных песен в «Фолке» — новом альбоме группы «Звери»
Кино — 18:26, 16 сентября
81-й Венецианский кинофестиваль, записки с острова Лидо: «Вторжение младенцев», «Жатва», «Я все еще здесь»
Новости — 17:37, 16 сентября
«Сегун», «Медведь» и «Олененок»: названы победители «Эмми»
Новости — 16:06, 16 сентября
Прикосновение к легенде: Сергей Лазарев — о ремейке песни «Олимпиада-80»
Новости — 14:00, 16 сентября
Объявлены победители кинофестиваля в Торонто-2024