Уэйд Уилсон aka Дэдпул (Райан Рейнольдс) давно не появлялся в спандексе на публике, не разминал суставов своего сарказма и, очевидно, соскучился по супергеройским выходкам. Его попытки вписаться на работу к Мстителям не приносят успеха, а лишь отказ в мягкой форме от Хэппи Хогана (Джон Фавро). Уэйду приходится устроиться продавцом в автосалон, но годы спустя мир вспоминает о болтливом наемнике.
Мистер Парадокс (Мэттью Макфэдиен, «Наследники») — глава Управления временными изменениями, организации, которая стирает ненужные таймлайны, убедительно просит Уэйда избавиться от его родной вселенной, потому что после смерти Логана (фильм «Логан» Джеймса Мэнголда) в ней все пошло наперекосяк. Уилсон отказывается, ломает Парадоксу нос, но возвращается с Росомахой (Хью Джекман) из другой версии: мол, забирай и вали подальше от моих друзей. Мотивы Парадокса оказываются чуть увесистее, чем симпатия к Джеймсу Хоуллету aka Росомахе, и, озверев от злости, он отправляет двоих супергероев в Пустоту — пустыню, содержащую остатки различных временных линий и напоминающую мусорный полигон, чтобы те серьезно задумались о своем поведении.
Зачем все это его Кевину Файги, Райану Рейнольдсу и Хью Джекману — решительно понятно. Студию никак не пришвартует ни к одному из причалов. То ставки на модных инди-авторов не срабатывают (от Хлои Чжао и «Вечных» до Нии ДаКосты и «Капитана Марвел 2»), то Джонатана Мейджорса отменяют ровно перед началом злодейского бенефиса в саге о Канге, то внутристудийные убеждения предполагают полумеры. Вместо хоррора про Доктора Стрэнджа от Скотта Дерриксона мы посмотрели на карнавального Франкенштейна от Сэма Рейми. Поэтому самоирония на тему того, что вселенную надо уничтожить, а историю переписать, — звучит как крик о помощи.
И в действительности Кевин Файги в этот раз играет ва-банк: бадди-муви с двумя классными актерами и друзьями в жизни, свежий впрыск ностальгических флюидов (от количества камео и пасхалок кружится голова у фаната, неподготовленный зритель может уйти с вертиго), курс на мутантов, с которыми целую декаду вообще непонятно было, что делать (права принадлежали 20th Century Fox).
С Дэдпулом за шесть лет отсутствия в сущности ничего не произошло, но ненароком он стал все больше походить на раздражающего одноклассника на встрече выпускников, который не просто не вырос, но и чуть отупел. Репризы ему достаются иногда настолько наглые, что удивляешься смелости корпоративного маркетинга. На внедорожник KIA герои приземляются после слов о его надежности и разбивают всмятку, а Honda Odyssey, найденная посреди зарослей кукурузы, вызывает у Дэдпула приступ истерики — «Я на этом не поеду». Продажи Honda, кстати, на хайпе выросли. Конечно, смелости ради, как бы от лица Уилсона раздаются некомплиментарные приветы студии экс-владельцу (fuck you, FOX почему-то — хотя, в общем-то, если бы не FOX, то всего этого благотворительного праздника для MCU не произошло бы.)
И, по сути, «Дэдпул и Росомаха» — концерт по заявкам, финальный тур наследия «Фоксов». Кого тут только нет! В свои лучшие мгновения картина заряжается энергетикой любимого всеми мультсериала «Люди Икс» (1992–1997), который недавно, руководствуясь все теми же чувствами ностальгического заработка, в «Марвел» решили ремонетизировать (кстати, вполне неплохо), или повторяет экшен-эпизоды финальной схватки из самого недооцененного фильма про мутантов «Последняя битва» (2006). Потребовалось 18 лет, чтобы признание дошло до студийных боссов. То есть это такой же фансервис для поклонников Иксменов, как и «Человек-паук» для фанатов Паука, но с непрошеным довеском в виде Дэдпула, который живет своим отдельным фильмом и даже на уровне энергетик не мэтчится с главной злодейкой — Кассандрой Новой (великолепная Эмма Коррин).
Шон Леви из постановщиков, всегда талантливо умевших менеджерить муравьиные конструкторы («Ночь в музее», «Главный герой»), и зрелище у него, особенно в IMAX, работает исправно: кости и брызги крови летят в зал не стеснительнее «Пункта назначения», но за два часа все равно ощущаешь себя зрителем джем-сессии. В фильме есть энергетика, есть удачные шутки (Дэдпул про телепата Нову, орудующую пальцами в башке: Fingers inside me but not in a good way), есть неудачные (Дэдпул откапывает скелет Росомахи и машет им как куклой из ручного театра, или про запасы белых порошков у Кевина Файги — ну фу). Но главная же, пожалуй, проблема даже не в дистональности фильма и диспропорции фанского контента к драматическому содержанию и ржомбам.
За шесть лет «Дэдпул» никак художественно не повзрослел. Вместо Селин Дион нам включают The Lady in Red Криса де Бурга. Мир меняется, а Дэдпул нет. Такое ощущение, что у Файги есть отдел, который не пропускает на экран приметы времени. Навалите тиктока, купите трек Сабрины Карпентер, поймайте в рилс Дэдпула на улице и заставьте его выбирать между нунчаками и катаной. Тренд на высмеивание экшена в пустыне в этом году отработали «Каскадеры» Дэвида Литча (режиссера «Дэдпула 2»), где Безумного Макса, Пола Атрейдеса и Фуриосу в одном лице играет Джейсон Момоа. Поэтому и Пустота, которая должна была выстрелить как пародия первой пробы, смотрится немножечко вторично. Да и с болтливыми наемниками на экранах все куда интереснее: финчеровский киллер в исполнении Майкла Фассбендера и ассасин БО от Хармони Корина из Aggro Dr1ft (2023) — герои несущегося времени, едва успевающего собираться в метамодернистские коллажи. И, по-хорошему, все, чем бы хотел быть Дэдпул и Росомаха, уже сделал Мэттью Вон в великом кинокомиксе «Пипец» (2010).
Если Хью Джекмана, красиво попрощавшегося с ролью, притащили в этот all stars reunion, аРоберту Дауни младшему уготовили роль Доктора Дума, то что мешает выдать теорию, что это тот таймлайн, где Старк стал Думом. Кажется, что и фанаты стали относиться терпимее к импровизациям. В 2013 году Шейна Блэка за вольности с интерпретацией Мандарина в «Железном человеке 3» чуть не растерзали на цитрусовые корки, теперь же это называется честным фансервисом. Да будет так.
[STAT_ART_2.5]