Влияние «ГОСТ Звука» на уровень отечественной электроники — одна из главных изначальных целей, оправданность которой уже давно стала общепризнанным фактом. Какие, по твоему мнению, самые значительные изменения произошли со сценой за этот период?
На мой взгляд, за последние десять лет локальная музыкальная электронная сцена как раз окончательно оформилась — в первую очередь в ракурсе взгляда мирового сообщества. Из редких точечных явлений в 90-х, которые скорее воспринимались как проблески зарождающейся новой культуры, сформировался стремительный и непрерывный поток. Секция с нашей музыкой теперь есть практически в каждом рекорд-сторе по всему миру, я постоянно вижу треки ребят в миксах и сетах моих любимых артистов, поэтому я бы сказал так: за эти десять лет российская сцена оформилась в полноценный культурный слой и стала частью мировой музыкальной культуры. Как бы это громко ни звучало, но это факт.
Кого ты рекомендуешь послушать, чтобы сложить представление об актуальном состоянии электронной музыки в России?
Ооо, это непросто! Селекция всегда дает только точечное представление, да и ограничиваться электронной музыкой никак не хочется. Думаю проще назвать несколько лейблов, чей каталог хорошо эту задачу решит: NV Rec, Udacha, «ГОСТ Звук», Detox, Beatriz, Tsarapka, Laskar, «Картаскважин», Hanagasumi.
А если теперь попробовать заглянуть вперед: какой может стать электроника в ближайшем десятилетии?
AI-Core — так мы называем это между собой. Мне кажется, что это будет сплав разных медиумов, аудиально-визуально-сенсорных объектов, что-то очень лаконичное. Звук сам по себе как будто не работает больше — только как часть кросс-дисциплинарного произведения. Мне кажется, звук останется значимым только в формате live-выступления, там, где есть непосредственно исполнитель, а лучше — группа исполнителей. Думаю, будет скачок интереса к акустической музыке, живым тембрам, мастерству владения инструментом и групповому музицированию и, конечно же, голосу. Тем зонам, в которых человеческое/живое/персональное является доминирующим фактором, влияющим на звучащее в зале, — там, где энергия каждого исполнителя максимально ощутимо проявляется для слушателя.
Авангардная электроника стремится к союзу с мультимедиа и новыми технологиями, так как порог вхождения в нее требует слушательского времени, а временной отрезок внимания даже искушенного потребителя творчества стремительно уменьшается, поэтому нужны сцепки с дополнительными измерениями для удержания фокуса. Танцевальная электроника давно стала народным жанром. Думаю, тут все так и останется.
Твоя деятельность имеет внушительное количество самых разных сфер — ты работаешь со звуком, визуальным искусством, преподаешь саунд-дизайн в Школе дизайна НИУ ВШЭ и выступаешь в роли продюсера разных отечественных музыкальных проектов. Расскажи о последнем — чем ты руководствуешься в своем выборе и есть ли у музыки постсоветского пространства свои отличительные черты?
С моей стороны все относительно просто — достаточно эмоционального отклика на творчество партнера и обоюдного желания совместной работы. Про отличительные черты сцены в общем мне сложно сказать, но все, с кем я работал и работаю, на мой взгляд, всегда имеют свой уникальный художественный язык. Это как раз и привлекает.
Ваш совместный с Яной Кедриной проект Kosaya Gora, кажется, самый нехарактерный для тебя — фолковый, лиричный, ретроспективный. Какие музыканты больше всего повлияли на тебя при его создании?
Ижевская сцена 90-х, рок-группа «Джунгли», творческая группа «Новые художники», авангардные панки «Тупые», группа «Колибри», певица Марина Капуро, Юрий Морозов, Георгий Гурьянов и Настя Полева — список бесконечный.
Твоим музыкальным проектам всегда сопутствует очень трепетное отношение к визуальной части — какую роль в твоей жизни она играет?
Очень важную роль, так как я изначально художник, а только потом музыкант. Звук для меня стал важен с подросткового возраста, а рисую я всю жизнь. Но это же просто языки выражения, а суть одна. Если человек открыл в себе страсть к созданию, форма выражения редко одна, часто она меняется, соединяется с соседними или взаимозаменяется. Многие музыканты писали картины, снимали фильмы, режиссировали постановки или писали книги.
Что касается визуального оформления моих работ — это весьма естественный ход вещей, ведь музыку я всегда воспринимал визуально, и зачастую образ приходит даже раньше окончания звуковой части. Если звук начинает оживлять визуальные образы в моей голове, это хороший признак, такие треки надо выпускать.
За последние годы инструментарий современных творческих людей оброс самыми разными инновационными методами. Расскажи о своем отношении и опыте работы с нейросетями.
Последние пару лет ИИ, пожалуй, основной мой инструмент — комбинация разных AI-тулов дает невероятный результат. Причем если раньше электронная музыка ассоциировалась с чем-то синтетическим, искусственным, то AI-инструменты как раз стремительно эту грань стирают, создавая близкие к органическим текстуры и звуки. Меня очень трогает осознание того, что максимально искусственным способом я могу получать «живые» сущности — так стремительно из года в год совершенствуются алгоритмы. Плюс с помощью этих инструментов максимально эффективно решается огромный список чисто технических задач со звуком. Искусственный интеллект действительно имеет такого уровня влияние на развитие — далеко за пределами звукового искусства. Можно смело сказать, что мы сегодня живем в будущем.
Вернемся к тому, что ты преподаешь саунд-дизайн в Школе дизайна НИУ ВШЭ — поделись мыслями о том, как экспериментальное искусство соседствует с системным академическим подходом.
Да прекрасно существует и существовало давно, весь ХХ век — сплошное доказательство этому тезису. Формулировка в понятные инструкции собственных подходов лишний раз позволяет осознать и сделать творческие методы более эффективными и экономящими время. Это как никогда актуально, время — самый ценный ресурс.
Ты успел поработать с немалым количеством лейблов — «ГОСТ Звук», Udacha, Asyncro. Как ты пришел к тому, чтобы создать ANWO RECORDS? В чем миссия твоего лейбла?
Основная движущая сила тут — 100%-ная независимость, как творческая, так и операционная. Я очень давно имел в планах запуск своего лейбла, но наличие готовых релизов — это меньшая часть работы. Очень важна налаженная производственная инфраструктура, дистрибуция, плюс куча своих нюансов, если работать с винилом — Ильдар Low808 мне очень помог с этим. ANWO стоит ровно на тех же рельсах, что и «ГОСТ Звук», только благодаря этому у меня получилось его запустить.
Миссия изначальная предельно простая — реализация собственной музыки и коллабораций, однако за годы существования (проект был запущен в 2017 году. — Прим. SRSLY) проект начал естественным образом трансформироваться из рекорд-лейбла скорее в творческую студию. Под именем ANWO STUDIO я занимаюсь сейчас не только выпуском пластинок, но и графическим оформлением, аудиовизуальными и звуковыми инсталляциями, дизайном мерча, работая уже не в одиночку, а с единомышленниками. Поэтому миссия на сегодня — масштабировать эту деятельность по всем направлениям, превратив ANWO в полноценный творческий кластер, обладающий ресурсом для реализации более широких творческих проектов.
Расскажи о своих творческих буднях, в чем секрет продуктивности?
Стараюсь не тратить время впустую, каждый день что-то создавать и изучать новое. Нет никаких секретов особых: если балансируешь себя, путь становится отчетливо виден.
В апреле прошлого года у тебя вышел полноформатник Intuitive Word. Как бы ты описал эту большую работу?
Как отдых от сложных девелоперских щей! Работа объемная, но создавалась она очень легко, в свободные минуты от другой звуковой работы RAILZ (2021), в которой я страшно мучился, примеряя рандомные резонансы и обтачивая форму месяцами. В Intuitive Word все происходило очень органично, как музыка, которая просто играет на фоне, сопровождая ежедневную рутину. Этот альбом случился как будто сам собой, за это я очень его ценю!
Уже 3 августа «ГОСТ Звук» выступит с приуроченным к своему 10-летию шоукейсом на фестивале «Планета К-30». Поделись небольшим тизером того, что готовит лейбл.
Будет представлено петербургское крыло «ГОСТ Звук»: лайв от Fama87 и сеты от Hoavi, Dices, Горизонта Событий (Nocow x DJ Designer), Кузьмы Палкина и DJ SLON. Мы с Ильдаром Low808 готовим b2b-сет — в основном из материала друзей и собственного неизданного.