Мы уже говорили с Черной в 2021 году о зумерах и академической музыке, но решили, что пора обновить данные. В этот раз беседа с Марией зашла о ее любимых музыкальных героях и перфекционизме, плюс мы узнали, можно ли ходить в Концертный зал им. Чайковского в худи.
Расскажи про программу «Интерстеллар», которую будешь играть 27-го: как долго ты отбирала для нее произведения, репетировала, гармонизировала между собой произведения?
Можно сказать, что эта программа рождалась естественным образом — я часто играю саундтреки и ищу все более новые не игранные ранее треки. Не могу назвать точного срока.
Кого из композиторов из своего лайнапа ты особенно любишь?
Тирсен — любовь с детства благодаря фильму «Амели» (2001), конечно. А под Эйнауди можно и самой заплакать, пока играешь. Найман — тоже до слез. Я вообще часто играю то, от чего могу сама и на концерте заплакать.
У нас в стране есть симфоническое шоу саундтреков Cinema Medley, в рамках которого большой оркестр играет того же Ханса Циммера, Джона Уильямса и произведения других больших кинокомпозиторов. Была ли когда-нибудь на таком? Как к такому формату в принципе относишься?
Пока не слушала их вживую, но знаю хорошо. Конечно, это здорово, что у нас много оркестров, которые собирают большие стадионы своей игрой! Это супер!
Твои гилти плеже в классике? Какое произведение любишь, которое вроде как зазорно/избито любить?
«Детский альбом» (1878) Чайковского.
На чей концерт ты сама недавно ходила? Прям любого жанра.
Очень редко хожу, в этом году была на премьере «Пяти барочных стратегий» Настасьи Хрущевой (программа впервые была сыграна 26 января 2024-го. — Прим. SRSLY).
Когда ты последний раз переживала музыкальный катарсис?
На своем недавнем концерте в мае в Петербурге (Мария играла в Планетарии № 1 концерт «Мелодии вселенной: музыка кино». — Прим. SRSLY).
Когда мы с тобой говорили в прошлый раз (в 2021 году. — Прим. SRSLY), как раз вышел сингл «Русские тупики» Настасьи Хрущевой в твоем исполнении. Может быть, у тебя что-то планируется сейчас к выходу?
Маленький секрет :)
Ты преподаешь онлайн фортепиано и сольфеджио. Кто, как правило, твои ученики? Насколько ты к ним требовательна?
В основном это молодые девушки и совсем юные ученики музыкальных школ. Я требовательна в зависимости от задач. Например, онлайн подтянула сольфеджио у мальчика с двоек до пятерок за полгода, и дальше мы продолжаем с ним заниматься, вместе делаем домашние задания. Не скажу, что я применяю какие-то специфичные методы, строгость, но и с учениками мне везет — занимаются только те, которые действительно хотят заниматься.
Ты перфекционистка?
Иногда. Мне нравится одновременно приятный и ужасный момент в пианизме — когда учишь часами небольшие такты, эпизоды из пьесы и потом уже по частям собираешь, обкатываешь. Момент до обкатки целиком самый трудозатратный, но азартный. Ты как с нуля лепишь скульптуру.
Категории/жанры классической музыки как-то соотносятся с твоим настроением? Допустим, что включаешь, когда злишься, а что — чтобы расслабиться?
Скорее я вообще не слушаю сейчас классическую музыку «для удовольствия». Я что-то включаю для того, чтобы технически прослушать деталь или оценить новые записи Юджи Ванг или Марты Аргерих — моих фавориток среди пианистов.
Когда расслабляюсь — включаю любые версии прокофьевских фортепианных концертов тех же Аргерих или Юджи. А когда злюсь — вообще ничего не слушаю.
Некоторые творческие и креативные люди специально что-то не слушают, не смотрят и т. д., чтобы не дай Бог ненароком что-то не «украсть», позаимствовать для себя. У тебя как с этим? Бывало ли, что ты случайно перенимала манеру игры любимого пианиста?
Мне повезло. В нашем деле правда нереально что-то украсть. Максимум — задирание головы или еще какие поверхностные детали, но это и будет сразу смешным казаться в повторе.
Так как мы каждый раз играем вживую, то каждый раз играем по-разному. И, как мне кажется, манерность бывает зачастую безвкусна, лучше не о ней думать, пока играешь, а о смысле музыки.
Кстати, кого из коллег по цеху ты особенно котируешь?
Из тех, кто рядом совсем, в России, — Настасья Хрущева, Владимир Мартынов, а из зарубежных (извините за повтор, но для меня эти женщины гениальны) — Марта Аргерих и Юджи Ванг.
Есть что-то, что тебя бесит в профессии?
Да, непостоянство и большое эмоциональное вложение (в моем случае так, потому что я сама человек эмоциональный).
Ты думала о композиторстве?
В детстве даже сочиняла. Сочинила свой «Детский альбом» по типу Чайковского. Помню, что сделала обложку из желтого картона, все оформила, вклеила, и там были пьесы, например, «Лошадка № 1», «Лошадка № 2». Меня в музыкальной школе взяли в композиторский класс, увидев, как я быстрее всех написала какой-то диктант на сольфеджио (учитель по композиции в тот день замещал нашего педагога по сольфеджио). Но я проучилась недолго, начались конкурсы по фортепиано, и все это сочинение закончилось. Но желания большого у меня и не было. Сейчас тоже не тянет.
Тебя периодически спрашивают про твои концертные наряды, всегда очень изысканные и в какой-то степени смелые, по мнению академической среды. Как ты пришла к ним? В чем ты играла на заре карьеры?
Спасибо! Мне комфортно в этом играть. На концерты я надеваю платья без рукавов, потому что мне удобнее, когда я не чувствую ткани на руках. Концертные наряды должно быть комфортными, а не давить своим академизмом.
А начинала как многие: классические туфли, платья с длинными юбками, прически (чего только ни делали для объема, но лучшим вариантом тогда было заплетение косичек на ночь), капроновые телесные колготки — и готово.
Как относишься к тому, что люди приходят на классические концерты в условную филармонию в джинсах?
Вообще «за». Я сама ходила на концерты в худи, в филармонию в обычных штанах. Конечно, может, не стоит быть в пляжной одежде, но что касается стилей одежды — пусть все носят, что хотят.
Ты говорила, что сон — твое главное лекарство для восстановления после концерта и вообще. Что тебе обычно снится? Каким был твой последний сон?
Сон я обожаю, это очень важная часть моей жизни. Снятся эпизоды из жизни вперемешку с фантазиями. Недавно я прыгала с пирса и гладила дельфина где-то на юге.