Семья — это бабушка, дедушка, мама, папа. Дедушки, правда, уже не стало. Вся семья у меня учителя: папа — физкультуры, уже бывший, мама — алгебры и геометрии, бабушка — начальных классов, дедушка — русского языка и литературы и моего родного языка — кумыкского.
Каким было твое детство? Может быть, у тебя сохранилось какое-нибудь яркое воспоминание?
Мы жили не особо богато, но и не бедно. Не шиковали, у отца девять лет была машина — «Жигули», сейчас он ее уже поменял — это я ему подарил. В детстве я ходил в школу, работал на виноградниках, сливу собирал. Убегал из дома, на речку ходил с пацанами. Сигарету первую покурил в 11 лет, получил за это. Хулиганил, короче, по мелочи. Но в школе учился на «отлично», меня называли «палочкой-выручалочкой», потому что я на все мероприятия соглашался и там что-то пел, участвовал, активным был, короче.
Самый эмоциональный момент детства связано с ложью. Я занимался вольной борьбой, и тренер сказал, что мы едем на соревнования завтра-послезавтра. Мне было где-то 12–13 лет, я у отца попросил 50 рублей на дорогу, пришел на тренировку, а нам сказали, что все отменилось. А я, до того, как зайти в зал, подготовился, купил все необходимое. Мне было стыдно признаться отцу, что я потратил все эти деньги, мы ведь жили скромно. Начал выдумывать всякие боевые приемы, рассказывать, как я всех победил. С этой историей батя пошел к маме, мама пошла в школу, рассказала ее там. У нас еще есть как традиция, когда что-то хорошее случается, то всем раздают конфеты и т. п. И вот мама раздала конфеты учителям, и мы поехали в соседнее село — бабушке рассказали, там это тоже разошлось. В итоге меня, конечно же, поймали на вранье, потому что со мной занимался одноклассник, и мама у него тоже работала учительницей. Батя меня жестко после этого отрихтовал, так сказать. И, чтобы мне было стыдно, он постоянно, когда к нему приходили друзья на тусовки, эту историю рассказывал. Это, наверное, сильнее всего отпечаталось в памяти.
Как обстоят дела с твоим образованием? Некоторое время назад ты говорил, что поступил в институт. Удается совмещать работу и учебу?
Смотри, дело было так. Я поехал учиться в Волгоград на стоматолога, в процессе понял, что это не мое и я хотел бы заниматься музыкой. Но эта мысль была какой-то неподходящей для моей жизни и для того места, где я родился. Думал: «Ну пускай как мечта, как хобби будет». Но все-таки загорелась эта лампочка в голове, что надо попробовать. После этого меня батя никуда не отпускал. Потом мы еще поехали в Астрахань — поступать на судоводителя. Не знаю, мне без разницы было, куда поступать, лишь бы отец от меня отстал и дал разрешение, чтобы я уехал. Но в итоге я ни на кого тогда не отучился, а сейчас поступил в юридический.
Для тебя в принципе важно получить образование в жизни? Что насчет музыкального?
В принципе, для меня — нет, это больше для родителей, наверное. Я в школе был смышленым ребенком, учился хорошо, и все говорили: «Он одаренный». Эти «хорошие» ярлыки с самого начала были на меня повешены. Я такой думаю: «Зачем оно мне?» Со временем понял, что система образования в целом для меня очень скучная какая-то. Сидеть и постоянно повторять одно и то же… Решил, что для меня сейчас это не в приоритете.
Я понимаю, что с теми знаниями будет проще писать музыку, но мне нравится вот эта загадка в творчестве. Может, я оправдываю свою лень, кто знает. Хочется просто творить.
А как ты вообще пришел к музыке? Когда понял, что тебе хочется написать песню? В какой момент это произошло?
На самом деле, как и у всех остальных: просто стал следить за артистами, которые мне нравятся. Брат мне подарил гитару. В моменте я замечал, что, когда мы вечером с пацанами ходили гулять, то я первый из компании уходил домой. Перед сном сидел, по два-три часа играл. Так со временем, даже сам того не замечая, пришел к тому, что сейчас делаю.
На гитаре ты тогда уже умел играть?
Нет, но я смотрел видосы на ютьюбе и так учился. А когда освоил пару аккордов, то постепенно начали вырисовываться и мои песни. Я самоучка и максимально плохо играю на гитаре. Когда попал в лейбл, то там уже стал развиваться в ином направлении.
А как ты оказался в Legacy Music? Сам захотел именно туда пойти или тебя позвали-написали?
Меня никто не звал, я сам стучался во все двери лейблов, потому что как раз тогда вернулся с позором из Волгограда. Отличник не стал учиться и приехал обратно к родителям, и все такие: «Камбулат здесь, смотрите, смотрите!» Я думал: «Ну уж второй раз ударить в грязь лицом не хотелось бы». Поэтому задал себе вопрос: «Ладно, что я из себя представляю? Я умею сочинять песни, окей, давай я буду это делать». Собрал трек, подготовился, начал искать информацию по лейблам, стал изучать, как вообще продвигать свою музыку. Понял, что есть такая система, куда можно прийти со своим материалом, и на процентной основе тебя могут поддерживать. Я принялся писать, отреагировали как раз пацаны из Legacy. Вначале — отказом, я даже разозлился чуть-чуть и сказал: «Я лучше ваших артистов, вот, посмотрите». Через два месяца еще раз их дернул, мне ответили как ни в чем не бывало, и я поехал.
Каким лейблам ты еще отправлял треки?
Zhara Music, Gazgolder. Помню, мне ответили битмейкеры, которые сделали Матрангу бит на «Медузу», предлагали тоже продюсерский какой-то контракт, я отказался — понял, что это сомнительная какая-то штука. Но я писал многим лейблам, по факту — всем, что знал. В итоге — Legacy.
С кем-то дружишь из Legacy?
Дружу со всеми, кого называю командой. Атмосфера у нас в коллективе приятная, каждый занимается своим делом, и я считаю, что все ребята на своих местах. У нас много общих увлечений. Например, мы часто катаем в PUBG сквадом (кто в теме — поймет), можем засесть в FIFA турнир поиграть. Некоторые ребята из команды ходят со мной на рыбалку. В общем, тусовка у нас далеко не московского разлива. Люблю своих пацанов!
Первую большую популярность ты получил в 2020 году благодаря трекам «Полюбила дурака» и «Томас Шелби». Как сильно изменилась твоя жизнь с того времени?
Максимально изменилась, но тогда я этого не осознавал. Жил в моменте и мне не с чем было сравнивать, только недавно это ощутил. Ну, знаешь, как… У меня были сложные отношения с родителями в плане того, что они всегда возлагали на меня какие-то надежды. А мне хотелось другим заниматься: «Вы не понимаете, что я хочу, зачем вам направлять меня, если вы сами не знаете, что надо делать?» Я уехал, когда первые треки залетели в топ-чарты, думая, что так и должно все в целом быть. Конечно, я возвращался домой, ездил (и езжу) туда-обратно… Но в последние визиты стал осознавать, что у меня ход мыслей максимально поменялся, ценности совсем иные стали, и вроде людей понимаю, но чувствую себя совсем другим уже. Как человек я сильно изменился, как мне кажется, остались только какие-то базовые моменты.
Ты сказал, что ценности поменялись. А какие они у тебя сейчас? Что в данный момент самое важное?
Смотри, пока я жил с родными, для меня было очень сильно значимо чье-то мнение. Взять хотя бы историю с отцом, когда он меня поругал и всем потом рассказывал, что «вот он соврал, я так его наказал» и т. п. Мне казалось, что если большинство думает в одном направлении, значит, это правильно. Со временем пришло осознание, что мое собственное мнение должно быть важнее и значимее, чем какое-то чужое. Сейчас я никого не слушаю, даже когда по музыке мне дают какие-то советы — особенно мнение хейтеров не волнует.
Ты сейчас сказал про хейтеров — что тебе чаще всего пишут? Просто, когда я смотрел твои клипы и читал комментарии под ними, там в принципе ничего плохого и не было. Как считаешь, за что тебя могут захейтить?
Чаще всего пишут, что старый Камбулат был лучше, чем новый. У меня же сейчас поменялся вектор музыкальный, потому что ранние треки — это скорее кальянный рэп, сейчас я взял другое направление, которое мне больше нравится. В чем я себя хотел видеть, в том сейчас и двигаюсь. Старые слушатели, конечно, просят: «Верни старого Камбулата» и все такое. Был момент, когда мне кто-то написал из Дагестана: «Пацан не может петь, зачем ты это делаешь?» И все в этом роде. Там же суровые еще такие ребята. Всех учат быть скромными, не выделяться. И когда такой пацан-одногодка, почти как они, чего-то добивается в сфере, с которой они не знакомы… Если бы я был, допустим, спортсменом, то это ок, а когда я музыкант — это вызывает больше вопросов. Но сейчас я замечаю, что земляки тоже респектуют за музыку.
Мне все это не кажется странным, я же рос там и знаю, как люди к этому относятся. Оставайся я на родине подольше, то аналогично бы к этому относился. Поэтому я и говорю: понимание этих обоих миров у меня есть, так что я, получается, посередине.
Ты сейчас для себя осознаешь, чем ты так сильно полюбился своим слушателям? Потому что у тебя есть какая-то феноменальная популярность. Ты выпускаешь трек, он сразу залетает в чарты. За что ты нравишься людям?
Просто за то, что я искренний, наверное. Мои тексты не направлены ни на кого, я пишу так, будто бы к себе обращаясь, и люди в этом находят что-то для себя. Мне самому интересно, что же это. По поводу какого-нибудь другого музыканта я могу сказать: «Вот это артист», а себя пока никак не могу причислить к ним.
Как думаешь, какую самую важную эмоцию или мысль ты даешь своим фанатам? Что ты хочешь, чтобы их трогало в твоем творчестве?
Не могу выделить какое-то свое качество, если честно. Например, я просыпаюсь, что-то делаю, и такой: «А что во мне вообще интересного?» Я же, типа, ничего из себя не представляю. Не сказать, что у меня плохая самооценка, но я вот реально не понимаю, я просто пишу и существую.
В интервью для «СИНГЛ PODCAST» (выпуск № 32) ты говорил, что считаешь себя артистом не из музыкальной индустрии. А кто ты тогда?
Я — человек, который постоянно ищет себя. В процессе поисков я делаю заметки, которые потом превращаются в треки. Так, я пытался понять, что же для меня любовь, что я сделал не так, — и все эти заметки, с копанием в сути этого чувства, выливались у меня в песни.
Сейчас я читаю много книг, и мне нравится визуализировать. Еще недавно появилась мечта снять самому какой-нибудь фильм бюджетный. Сегодня я себя проверяю, могу ли написать сценарий к фильму как музыку, как песни полноценные. У меня получается. Мне пишут, говорят: «Среди молодых артистов твои песни приятно слушать, потому что их можно визуализировать». И мне в принципе интересно, на что я способен. Поэтому всегда экспериментирую.
Я тебя сейчас слушаю, и мне кажется, что в жизни ты очень меланхоличный, немного в себе и даже грустный человек. Все же — какой ты?
На самом деле, когда я с кем-то, у меня сама по себе проявляется вторая личность, которую я не контролирую. Я не то чтобы по жизни заводила в компании, но в какие-то моменты я начинаю больше всех шутить, что-то активно делаю, кому-то помогаю. Я активный чел, но как только мне в голову приходит какая-то непонятная мысль или на меня наваливается тяжелое настроение, то все, я могу вообще закрыться на месяц. Ко мне будут подходить, говорить: «Ты не то делаешь, не так общаешься, не то смотришь», а мне вообще по барабану, потому что я уже закрылся.
Порой я сам себя пытаюсь поймать. Например, еду в такси, и у меня в голове мысль: «Что будет, если сейчас машина куда-то не туда свернет и, ну, мы попадем в ДТП?» И я отвечаю сам себе: «Мне все равно». Бывает, что у меня просто мысли летают где-то, и я не могу себя ощущать живым. Не знаю, наверное, это какое-то расстройство.
Заметил, что у тебя почти все песни о любви. Что для тебя вообще любовь? Она у тебя какая-то печальная и не совсем удавшаяся.
Я часто об этом задумывался и недавно пришел к выводу, что лично для меня любовь — это когда ты ставишь какую-то цель. Когда ты представляешь не себя одного рядом с этой достигнутой целью, а еще и человека, которого любишь, — вот это настоящее чувство. Любовь — это добиваться чего-то не только для себя, но и ради человека. Проходить путь вместе, вместе к чему-то стремиться.
В одного я не умею играть. Я люблю одиночество, но если выбираю любовь, то выбираю ее полностью — с ног до головы отдаюсь человеку.
В Сети ты почти ничего не говоришь про свою личную жизнь, но многие догадываются от твоих отношениях.
Это не секрет, я рассказывал, что первые песни были посвящены моей первой любви в Дагестане. Я был очень влюбчивый, постоянно с кем-то встречался-расходился — вот этот подростковый период, когда то одна девушка, то вторая, то третья, и у каждой получалось вдохновить меня на песню… Я отбитый чел в том плане, что иногда я специально начинал отношения, чтобы вдохновиться на какой-то трек.
В конце апреля у тебя вышел свежий альбом — Usemikent. Расскажи о том, как он писался.
Я сел за альбом, потому что устал делать синглы, хотелось чего-то большего. Плюс я узнал, что человек, который со мной работает, планирует уехать и, скорее всего, навсегда. А мне очень нравился его подход, и я давно думал записать диск именно под его продакшеном. Поэтому заколлабились — и сделали это. Причем то, что он уходил, никто не знал, до меня просто в какой-то момент дошли слухи. Записав Usemikent, я спас себя от сожалений, что мы не успели сделать пластинку, хоть и работали вместе шесть лет. Кстати, я до последнего не говорил ему, что знаю о его уходе.
А почему именно под его продакшеном?
На момент создания альбома он чувствовал и легко воспроизводил то настроение, которое я хотел транслировать в своей музыке. Каждая песня писалась с большим воодушевлением как с моей, так и с его стороны. Я не умаляю заслуги других ребят, с которыми сотрудничал ранее, они тоже крутые, конечно же, но на тот момент мне близок был по вайбу Envtn. Получилось знаково: мы сделали трек со строчкой «детство закончилось, а я не заметил», и это была последняя работа с человеком, с которым я познакомился в начале своего пути. То есть детство закончилось.
Что значит Usemikent?
В альбоме я собрал все самое значимое в моей жизни: траблы, надежду на лучшее завтра, деньги, любимую музыку, мечты о космосе, далекое детство и дом. Все это для меня Usemikent. А вообще, это название моего села в Республике Дагестан.
У себя в телеграм-канале ты писал про фит «Детство» с T-Fest, «который не релизнули площадки». Но на Usemikent тоже есть трек «Детство». Короче, немного запутались — прояснишь ситуацию?
Изначально Кирилл (это настоящее имя T-Fest. — Прим. SRSLY) написал мне в директ — ответил на рилс с треком «Лифты». Сказал, что хочет на него фит. Трек уже был выпущен, и я предложил поработать над другими проектами. Отправил ему пару вариантов, остановились на песне «Детство», которая уже была написана. Работали дистанционно — он отправил свой парт, лично на студии не сидели. В принципе, многие фиты сейчас так и пишутся. Выпустить не получилось, так как не успевали по срокам все утвердить. В итоге я релизнул отдельно, но мы с Кириллом остались в хороших отношениях и условились, что еще поработаем над новой музыкой.
Альбом выпущен. Какой дальнейший план действий — клипы, тур? Может быть, еще какие-то фиты?
Дальше планирую работать над промо пластинки. У нее сейчас хорошие показатели, но я считаю, что можно еще лучше. Осенью планирую два сольных концерта — в Москве и Санкт-Петербурге, 19-го и 20-го октября. Хочется закрепить успех главного трека «Детство» качественным клипом. Пока обсуждаю с командой, не утряс еще этот момент. В любом случае активности будут, следите за моими соцсетями.
Про соцсети, кстати. Ты ведешь свой телеграм-канал с 2020 года — кажется, еще до того, как это стало мейнстримом у артистов. Какая у тебя там аудитория? Пересекаетесь ли с ней на концертах?
Я раньше любил транслировать мысли и в ВК, и в Telegram, но проще и лучше все же в телеге. Там я общаюсь со слушателями — могу приколы их понять, могу кого-то в бан отправить. В общем, это место, где я являюсь самим собой, без каких-то образов. Аудитория телеграма ходит на концерты, появляется в моем мерче и в принципе самая лояльная. Они любят меня даже больше как человека, я в этом убежден.
Каким бы ты хотел видеть себя артистом через несколько лет? К чему бы хотел прийти, что понять и чего достичь в идеале?
Я хотел, чтобы у меня вышел запоминающийся альбом, чтобы к нему возвращались через время, слушали, и такие: «Блин, вот это была хорошая музыка. Вот песни какие делали».
Я хочу, чтобы люди смотрели на меня и осознавали, что я был действительно самодостаточным артистом, который вел свое творчество в собственном векторе и вместе с тем что-то новое привносил в музыку.
Я хочу прийти к легендарности, но при этом чувствовать, что все делаю в кайф. Я не стремлюсь вот к этому: «Блин, я стал легендой, надо пойти застрелиться». Мне важно делать от души, чтобы моя душа была легендарной.
А деньги, не деньги — без разницы. Я не ставлю для себя большие задачи: вот у меня была цель — купить бате машину, помогать семье. Появились деньги — я не задумываясь купил. Если у меня будет возможность помогать и дальше, то уже достаточно. А на эти яхты, майбахи — вообще пофиг. Я на велике.
Помимо музыки и написания текстов, что ты любишь делать?
Люблю рисовать, еще недавно делал пепельницу себе из глины. Самокрутки кручу просто потому, что мозг у меня торопится, мысли куда-то улетучиваются. И я нервничаю такой, думаю: «Надо руки занять». Вот когда у меня руки чем-то заняты, то мозг отдыхает, поэтому я люблю какую-нибудь дотошную, кропотливую работу. У меня тапочки, например, старые были, они порвались, мне хотелось уже поскорее найти материалы и сшить новые. Короче, я люблю практически что угодно делать, главное — просто так не сидеть.
А еще очень мне нравится ловить рыбу на сапе. И смотреть английский футбол.
Почему именно английский футбол? За какой клуб болеешь?
Я в детстве часто смотрел с дедушкой Лигу чемпионов — помню, как ее показывали на НТВ. Тогда мне было безразлично, я просто хотел посидеть рядом с дедушкой. Но с возрастом появился большой интерес к футболу, и я начал углубляться в эту тему.
Английский футбол нравится своей зрелищностью. Там самый неоднозначный чемпионат (Чемпионшип Английской футбольной лиги. — Прим. SRSLY), где андердог может обыграть чемпиона. Много крутых команд, атмосфера на стадионе. Конечно, немецкий и турецкий футбол местами круче по поддержке фанатов, но игра мне нравится именно английская. Любимая команда — «Манчестер Юнайтед». Сначала я болел персонально за Харри Магуайра. Это футболист, который часто становится мемом, но я вижу в нем стремление и считаю его одним из главных игроков команды. Вот так странно я начал болеть за человека, а потом и за клуб.
Что читаешь сейчас?
Я фанат Чарльза Буковски, у меня вот тут две книги лежат — «Почтамт» (1971) и «Фактотум» (1975). Еще есть у него «История обыкновенного безумия» (1983), мне тоже нравится. Люблю Чака Паланика.
Что из недавно просмотренного (фильм, сериал, видео) тебя тронуло или просто вызвало какие-то эмоции?
Я не большой поклонник кинематографа. Люблю читать книги либо слушать подкасты с умными, образованными людьми. Из них могу выделить Kuji — его я смотрю всегда и везде. Хочу также разделить стол с Андреем Коняевым и Тимуром Каргиновым.
Любимое место на Кавказе?
Это однозначно родной дом. Слышать голоса своей семьи за круглым кавказским столом. Речку Гамри-озень люблю, поля виноградные, персиковые сады, посиделки с одноклассниками. Могу долго перечислять, советую просто приехать и посмотреть на это своими глазами.
На что тратишь деньги?
Трачу обычно на бесполезную фигню какую-то, просто развлекаюсь. Копить я не умею, меня этому не учили. Из последнего приобрел электровелосипед с запасом хода от одной батареи в 180 км. Ну и в Таиланд на сдачу слетал. Кстати, дома лучше, как оказалось.