Интервью, Кино — 2 апреля 2024, 23:49

О фильме «Предчувствие», Лее Сейду и куклах. Интервью с режиссером Бертраном Бонелло для SRSLY

4 апреля в российский прокат выходит «Предчувствие» с Леей Сейду и Джорджем Маккеем, футуристическая (еще и ретро) мелодрама о неминуемой встрече мужчины и женщины в разных эпохах, — в каждой из которых им все равно тревожно. По случаю, наш кинокритик Антон Фомочкин поговорил с режиссером фильма Бертраном Бонелло
Вы как-то говорили, что в начале работы над новым фильмом важно найти правильную точку входа. Что было точкой входа в случае «Предчувствия»? И на каком этапе вы подумали о «Звере в чаще» Генри Джеймса (новелла автора, по мотивам  которой снят фильм. — Прим. SRSLY)?

Я прочитал «Зверя в чаще» (1903) какое-то время назад, но не думал, что захочу его экранизировать. После «Ноктюрамы» (2016) я задумался над следующим проектом. Хотел снять что-то мелодраматичное, что мог бы смешать с жанровым кино. Эта мысль и вернула меня к книге Генри Джеймса: для меня это лучшая дискуссия о взаимной тоске двух людей. Я вернулся к книге и зацепился за проблематику сюжета. Ведь большая часть новеллы перешла во вступительную сцену фильма, которая происходит в 1910 году. После этого я почувствовал свободу в том, чтобы развивать историю, миксовать разные вещи и добавлять что-то свое. Та смесь страха и любви, которая ощущается в картине, идет из первоисточника. Я просто решил выкрутить ее посильнее. Идея того, что страх зверя — это страх любви, для меня лучшая стартовая точка для этого фильма



В «Предчувствии», как мне кажется, есть вайбы фильмов Алена Рене («В прошлом году в Мариенбаде», 1961) и Джона Карпентера («Хэллоуин», 1978). К каким фильмам или текстам вы возвращались, когда писали сценарий? Помимо Генри Джеймса, конечно же. 

Перед съемками я посмотрел «Эпоху невинности» (1993) Мартина Скорсезе и «Когда звонит незнакомец» (1979) Фреда Уолтона — не такой популярный, но хороший американский фильм конца 1970-х годов. Знаете его?

Да, конечно! 

Здорово! Потому что у нас его сложно достать, официально он во Франции не выходил. За полгода до старта мы со съемочной группой начали слать друг другу иллюстрации — картины, фотографии, арт-проекты. Так мы смастерили гигантский мудборд для фильма. И музыка! Она всегда важна для меня при подготовке. В «Предчувствии» играют не только треки сторонних артистов, но и мои — я композитор. Мне важно закончить работу над саундтреком перед съемками: не люблю думать об этом, когда монтирую фильм. Обычно я начинаю писать композиции одновременно со сценарием. Для меня музыка — не приложение к сцене, она сама по себе нарратив, должна говорить собой что-то. Я делюсь музыкой со своими оператором и сет-дизайнером, присылаю им сразу песни и оригинальный саундтрек. 

Соответственно, связь с «В прошлом году в Мариенбаде» и вступительной сценой появилась спонтанно?

Да, только когда мы закончили фильм, мне часто начали говорить об этом. На самом деле, есть еще одна картина Рене, о которой я правда думал…

«Люблю тебя, люблю» (1968)?

Да, верно! 

Джордж Маккей и Леа Сейду в фильме «Предчувствие»
 

Почти в каждой вашей картине заметны элементы хоррора. Какой ваш любимый ужастик

О! Их много. Какие-то я посмотрел еще подростком, именно они привили мне любовь к жанру. Если нужно выбирать сейчас — «Техасская резня бензопилой».

Да, это потрясающий фильм!

Прекрасный и безумный фильм!

В каких еще жанрах вы бы хотели поработать? Может, что-то совсем внезапное, вроде вестерна?

Это было бы замечательно, но сложно снимать вестерн, если ты не американец. (Смеется.) Подумываю о мистическом и политическом кино, но пока оно отчетливо не сложилось у меня в голове. 

По сюжету «Предчувствия» муж Габриэль делает кукол из целлулоида. Это прекрасный образ, который в одной детали для меня будто бы объясняет суть кино. Вы изначально закладывали эту идею в фильм? 

Когда пишешь сценарий, что-то добавляешь осознанно, а что-то нет. Некоторые вещи замечаешь только на монтаже — когда соединяешь кусочки материала и появляется идея, о которой ты не подозревал, но, если подумать, именно так ты и хотел раскрыть историю. Эта деталь — одна из таких вещей. 

Мне нравится, что в кино много неосознанного, а в этом фильме — особенно.


Леа Сейду и Джордж Маккей в фильме «Предчувствие»
 

Сценарий писался конкретно под Лею Сейду и Гаспара Ульеля. Менялось ли в тексте что-то после смерти Гаспара

Единственное, что поменялось, — сцена в сеттинге 1910 года. Изначально она была полностью на французском, но я добавил переключения с французского на английский и обратно. Больше ничего не менял. 

Во всех таймлайнах «Предчувствия» есть какие-то места, напоминающие лимб. То же самое я ощущал при просмотре «Комы». Как вы сами объясняете связь между этими фильмами?

Я был готов снять «Предчувствие» за год до, но перенес съемки из-за загруженного графика Леи Сейду. За время этого перерыва мы решили сделать малобюджетный фильм «Кома». Думаю, поэтому связь и появилась: вселенные, образы, взаимодействие между живым и мертвым — то, что вы называете лимбом. Картины говорят о разном, но многое в них похоже: я закончил первую, когда готовился ко второй.

Ваша трилогия юности, состоящая из «Ноктюрамы» (2016) и «Малышки зомби» (2019), как раз заканчивается «Комой» (2022). В таком случае «Предчувствие» — это глобальное завершение большинства тем и подтекстов в вашем творчестве или начало чего-то нового? 

Думаю, что конец. (Смеется.) Фильм, который впитал в себя все предыдущие. Так что это жирная точка, завершение цикла. 

Кадр из фильма «Ноктюрама» (2016)
Кадр из фильма «Малышка зомби» (2019)
Кадр из фильма «Кома» (2022)
Кадр из фильма «Предчувствие» (2023)
 

Мне кажется, отдельный герой «Предчувствия»  это сама Леа Сейду. Как актриса и образ. Как вы объясняете себе ее феноменальную органичность на экране? 

Мы знакомы пятнадцать лет, сделали два фильма вместе до «Предчувствия» («На войне», 2007, «Сен-Лоран. Стиль — это я», 2014). И я думаю… Не могу за нее отвечать, но думаю, что она доверяет мне. Леа почти не готовится к роли — приезжает на площадку, не понимая, что будет происходить. Предпочитает узнавать в процессе. Я говорю что-то перед началом сцены, она слушает и интерпретирует это по-своему. Думаю, что в нашем с ней случае, все дело именно в доверии. 

Вы как-то цитировали музыканта Брайана Ино: «Повторение — это форма перемен». Мне кажется, в «Предчувствии» эта мысль возведена в абсолют — и концептуально и композиционно.

Я рад, что вы упомянули эту фразу — она важна для меня. Я не вкладывал ее в «Предчувствие» осознанно, но это в самом деле мой способ мысли. То, как я делаю кино и музыку. 

Если, следуя фильму, одиночество — катастрофа 2044 года, то катастрофа 2023-го — тревожность. 

Думаю, что есть два вида страхов. Один — хороший, полезный, потому что он заставляет держать руку на пульсе как животное, ты смотришь везде, это позволяет и строить отношения с миром. Но есть и другой. Он парализует. Это именно тот страх, который охватил человечество сейчас, плохой страх. И он не заставляет чувствовать себя живым — только мертвым.

Джордж Маккей и Леа Сейду на премьере «Предчувствия» во Французской синематеке, 5 февраля 2024 года, Париж. Фото: Getty / Pierre Suu
 

В фильмах вы фокусируетесь на куклах, манекенах, масках, статуях. «Предчувствие» хорошо формулирует мысль, что метафорически разделительная черта между таким статичным образом и реальным человеком — его эмоции. Этим и страшна процедура, с которой сталкивается Габриэль. 

Да, в своих фильмах я часто использую маски и кукол. Думаю, это всегда очень мощный кинематографический образ. Когда ты смотришь на куклу, то не знаешь, что означает выражение ее лица. Например, сцена, где Леа Сейду мастерит куклу в 1910 году. Сначала зритель думает, что она красивая. Через несколько секунд пугается — он не знает, что у нее на уме. С одной стороны, куклы всегда напоминают нам что-то о детстве, но, с другой, их часто используют в хоррорах — в них есть что-то зловещее. Я не понимаю, как люди дают куклы маленьким детям. Они страшные! (Смеется.)

Ваша дочь играла в куклы в детстве?

Нет! (Смеется.)

Я часто вспоминаю эпизод, когда Луи и Габриэль рассуждают, можно ли написать музыку без сентиментальности. Это же цитата из Томаса Манна?

Да. Воу! Очень хорошо. Мало кто ее знает. Она действительно была в романе «Доктор Фаустус» (1947) Томаса Манна. 

 

Мне кажется «Доктор Фаустус» особенная книга для вас. В том числе за счет музыкального аспекта. 

Да, потому что музыка очень важна для меня. В детстве я изучал Арнольда Шёнберга (австрийско-американский композитор. — Прим. SRSLY). В январе я сделал большое шоу в Париже, посвященное его музыке. И мне нравится идея использовать музыку, чтобы говорить о проблемах и зле времени — об этом как раз писал Томас Манн. 

«Доктор Фаустус» для меня — знаковая книга. Абсолютная книга. Самое главное, что в ней нет ничего лишнего.


В «Предчувствии» появляются фрагменты из вашего же фильма «Синди: Моя кукла» (2005) и «Трахальщиков мусорных бачков» (2009) Хармони Корина. Продумываете ли вы такие вставки заранее или они спонтанно появляются на монтаже?

С первым фильмом все очень просто — у меня есть на него права. (Смеется.) Со вторым получилось так, что я искал кадры, которые мгновенно дают ощущение крипоты. Всего три секунды, и ты чувствуешь себя странно. А Хармони в этом чертовски хорош.  

Кадры из фильма «Предчувствие»


В вашей концепции будущего 2044 года угроза катастрофы напрямую связана с тем, что мы перестаем быть хозяевами технологий. Правильное ли мы поступаем, продолжая развивать технологии сегодня? Тот же искусственный интеллект. 

Одно из направлений фильма — отношение между человеком и технологиями. Технологии — это инструмент, а мы должны быть выше, решать, как его использовать. Однако постепенно мы оказываемся в противоположной ситуации: инструмент превосходит мастера. Когда мы начали снимать «Предчувствие», общество лишь дискутировало по поводу ИИ, а в 2023 году мы уже знали об опасности искусственного интеллекта — в плане морали, этики и политики. Сейчас он не поддается контролю, и это опасно. 

Должен признаться, что на показе фильма в Венеции я испытал что-то между панической атакой и предистеричным состоянием. Это было потрясающе! Вам важно, чтобы кино не только пробуждало эмоции, но и заставляло что-то чувствовать на уровне физики?

Да, бесспорно. Если, посмотрев фильм, зритель уходит с изменениями не только в голове, но и в теле, это чудесно. Это важно мне как зрителю: когда прихожу в кинотеатр, я люблю чувствовать кино не только разумом, но и всем существом. 


Фото: Getty / WireImage / Daniele Venturelli
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова
Новости — 17:44, 18 сентября
Стало известно, когда выйдет роман Пелевина «Круть»