Обзоры, Музыка — 8 февраля 2024, 20:32

Наброски храма. Green Day, Тейт Макрэй, Кали Учис и еще 5 лучших альбомов начала года

В новом обзоре альбомов от Игоря Гаврилова — новый лонгплей The Smile, испанский диско-соул и стадионная сенсация прошлого года.

The Smile — Wall Of Eyes

Второй альбом сайд-проекта участников Radiohead Тома Йорка и Джонни Гринвуда The Smile оказался самой ожидаемой записью из всех январских релизов. Дебютный альбом The Smile «A Light for Attracting Attention» вышел в 2022 году и устроил всех: и тех, кто ждал, как манны небесной, новый альбом Radiohead, и тех, кто наоборот, был уверен, что выше собственной головы Radiohead при любом раскладе не прыгнут, и им нужно нечто принципиально новое. Дебют был, прежде всего, легким, освобожденным от амбиций, хоть и несущим на себе все родовые отпечатки материнской группы. 


На новом диске это чувство легкости уступило место неутолимому стремлению к экспериментам. Поэтому семь из восьми песен здесь длятся больше пяти минут. Трио, в которое также входит барабанщик Том Скиннер, решило обойтись без услуг многолетнего соратника — продюсера Найджела Годрича, а взгляд Сэма Петтса-Дэвиса, как выяснилось, доступность материала не подразумевал. Впрочем, остроумных и доступных мелодических находок на Wall Of Eyes все равно достаточно. 

Если кто-то решил начать знакомство с вселенной Radiohead именно с этой записи, то назад дороги уже не будет. Вы зашли в правильную дверь.


Arrested Development — Bullets In The Chamber

Группа Arrested Development собралась в Атланте в далеком 1988 году, за несколько музыкальных эпох до того, как хип-хоп стал музыкальным мейнстримом. Ее альбом «3 Years, 5 Months and 2 Days in the Life Of…» (1992) предвосхитил многие открытия лидеров жанра и сегодня слушается, как запись «на века». Если вам нужен отечественный аналог, то это легендарные «С.Т.Д.К.» («Самая Теплая Душевная Компания», рэп-группа из Петербурга, основанная в 1992 году. — Прим. SRSLY). Песня «Лето пролетело» — это типичные Arrested Development. Удержаться в центре внимания до нового века Arrested Development не удалось, их оттеснили на периферию меломанского внимания более суровые и криминально-ориентированные артисты. Следить за их приключениями было интереснее, чем за Спичем, Хедлайнером и прочими участниками коллектива, неизменно излучавшим только позитивные вибрации. 


В 1996 году группа распалась, но в начале 2000-х снова собрала волю в кулак и стала с образцовой регулярностью выпускать альбомы, ни один из которых не превзошел достижения дебюта. Bullets In The Chamber — хип-хоп-альбом самой высокой пробы. Его вообще не хочется рассматривать в каком-либо актуальном или, наоборот, ностальгическом контексте. Это свободный разговорный поток, не оскверненный ни автотюном, ни трэповой трескотней. 

В принципе, хотелось бы, чтобы вся наша жизнь звучала так, как этот альбом.

Tate McRae — Think Later

Канадская певица Тейт Макрэй — аренная сенсация 2023 года, а в 2024-м ее имя пишут самым крупным шрифтом на афишах больших фестивалей под открытым небом. Think Later — ее второй полноформатный альбом, он весь скроен по сегодняшнему шаблону, и ждать от певицы «выхода из зоны комфорта» не стоит. Она в этом смысле не Билли Айлиш, не Оливия Родриго и не Мицки. И это несмотря на то, что как раз «канадским ответом Билли Айлиш» в какой-то момент ее называли на полном серьезе


Альбомом Think Later занимался продюсер Райан Теддер (OneRepublic), а это всегда гарантия комфортного коммерческого саунда типа «так звучит наш районный торговый центр». Записываясь в тех же студиях, что и соотечественники-новаторы Дрейк и The Weeknd, Тейт Макрэй прошла самым проторенным маршрутом. В общем, если вы случайно услышали по радио песню «Ayo Technology» 50 Cent, Тимбаленда и Джастина Тимберлейка и подумали, что она уже давно стала глубоким ретро, вас сильно удивит тот факт, что такая музыка сейчас очень уютно чувствует себя во всевозможных Top-10. 

Даже когда Райана Теддера заносит куда-то в сторону пост-панка, как в песне we’re not alike, девушка у микрофона делает все, чтобы не занесло слишком далеко.


Green Day — Saviors

Выступая под знаменами панка, группа Green Day вот уже тридцать пять лет продает тщательно спродюсированный, просчитанный маркетологами и красиво упакованный продукт. Прорвавшись в 1994 году к славе с альбомом Dookie, они оставили в прошлом DIY и прочую панковскую этику вроде самодельных афиш и ночевок в клубах. Green Day всегда тянуло в сторону театра. Концептуальный альбом-бестселлер American Idiot (2004) стал основой для мюзикла, а перед их московским концертом 2013 года звучала «Bohemian Rhapsody» Queen. Кстати, тогда же в Москве имел место знаменательный инцидент. Совершенно случайно встретив в кафе лидера Public Image Ltd, в прошлом — фронтмена Seх Pistols Джонни Роттена, Green Day попытались выразить ему свое почтение, однако икона панк-рока в довольно грубой форме попросила не отрывать его от трапезы, и встреча отца стиля и его самых коммерчески успешных последователей вылилась едва ли не в потасовку


За своих Роттен Green Day не считает. Saviors — 14-й альбом Green Day и первый за 33 года, правами на который управляют сами музыканты. Лидер группы Билли Джо Армстронг уверяет, что песни, звучащие на Saviors, записывались вживую, всеми тремя участниками группы, играющими одновременно, и это тоже часть их панк-легенды. Green Day не в первый раз за свою карьеру декларируют возвращение к панковским корням, но на деле они просто еще раз демонстрируют свой талант маркетологов. Песня One Eyed Bastard, которая должна вызывать ассоциации с The Clash, ровно в той же мере отсылает к старому хиту Пинк So What. 

Назад в подвалы Green Day не собираются, а стадионы и так у их ног.


Kali Uchis — Orquídeas

Американская певица с колумбийскими корнями Кали Учис набиралась опыта, работая бэк-вокалисткой, пока в 2015 не созрела для первой сольной записи, в работе над которой приняли участие Diplo, Kaytranada, Tyler, the Creator и BadBadNotGood. Альбом Orquídeas — движение от R’n’B, представленного год назад на Red Moon in Venus, в сторону латиноамериканского саунда. Однако поп-клише, распространенными на родине реггетона, альбом не утомляет — это в большей степени смесь диско-соула с карибско-балеарскими темами. 


«Песни Young, Rich & In Love, Diosa и Perdiste созданы для того, чтобы играть на заднем плане, пока вы купаетесь в ванне на ножках, полной молока и лепестков роз», — сообщает ресурс Pitchfork, давший альбому довольно высокий балл — 8,4. То же СМИ справедливо сравнивает клип Кали Учис Te Mata с фильмами Педро Альмодовара. В пронизанном страстью альбоме Orquídeas Кали Учис показывает, что можно петь по-испански и не быть при этом рабой танцевальной коммерции. А еще можно не относиться к себе слишком серьезно. Даже нужно.  

Black Grape — Orange Head

Black Grape — сайд-проект Шона Райдера, лидера важнейшей группы «манчестерской волны» Happy Mondays. Для манчестерской сцены шарообразный Райдер — фигура не менее важная, чем недавно покинувший этот мир Шейн Макгоуэн (The Pogues) —  для ирландской. Happy Mondays формально существуют до сих пор, но с 2007 года они не выпустили ни одной новой ноты. К тому же в 2022-м скончался бас-гитарист группы, брат Шона Райдера Пол.

Black Grape выглядели в XXI более живучими, чем Happy Mondays. У них и музыки вышло больше, и в медиаполе они вели себя активнее. Чего стоит один только гимн английской футбольной сборной We Are England, написанный Black Grape вместе с Голди и Полом Окенфолдом в преддверии Чемпионата Европы по футболу 2016 года. 


Новый альбом Black Grape «Orange Head» производит впечатление, похожее на то, что произвел прошлогодний альбом PIL. Как будто после долгой разлуки погостить приехал любимый дядюшка — мастер рассказывать скабрезные анекдоты. Приехал и тут же отправился в паб за углом. К манчестерскому груву в новом альбоме добавились ритмы самбы (Button Eyes), серф (Losers) и классический фанк (Quincy). Песня Losers больше всего напоминает Gorillaz, с которыми Шон Райдер записал когда-то великую песню D.A.R.E. Все-таки они идеально друг другу подходят. 


Future Islands — People Who Aren’t There Anymore 

В середине 2010-х Future Islands на слух принимали за забытую группу 1980-х, для которой были свойственны прямолинейные синтезаторные ходы, танцевальный ритм и завораживающий тембр вокалиста. В последние 10 лет синтипоп с каждым сезоном только набирал обороты и в конце концов, благодаря The Weeknd и Гарри Стайлсу стал новым мейнстримом. Future Islands продолжали гнуть свою линию, одновременно оттачивая сочинительское мастерство. Предыдущий альбом As Long As You Are (2020), вполне возможно, был их творческой вершиной, потому что только что изданный People Who Aren’t There Anymore звучит более предсказуемо и слишком тепло. 


Прохладная отстраненность, сквозь которую темпераменту солиста Сэма Хэрринга приходилось с боем прорываться, была характерной чертой группы. Теперь этой прохлады вдруг стало меньше. А больше стало напора и жира. При этом любой, кто когда-нибудь видел Сэма Хэрринга во плоти, понимает, что с поп-звездой его перепутать сложно. Этот джентльмен, скорее, из тех кто ждет своих детей после концерта за воротами стадиона, нежели фронтмен. И при этом он феноменальный перформер. 

В общем, нарушен какой-то трудноуловимый баланс, за который Future Islands, собственно, и любили.


Bill Ryder-Jones — lechyd Da

В 2008 году гитарист Билл Райдер-Джонс оставил ливерпульскую группу The Coral, которая как раз тогда блистала в ожерелье «новой психоделии». С Райдер-Джонсом The Corals записали свои лучшие альбомы. Впереди у группы и у гитариста была совсем разная жизнь. The Corals то пропадали из вида, то снова всплывали. Билл Райдер-Джонс подписал контракт с авторитетным рекорд-лейблом Domino. Их сотрудничество началось сразу с масштабной работы — саундтрека к роману Итало Кальвино «Если однажды зимней ночью путник» (If on a Winter's Night a Traveler…), записанного с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля. 


Умение разворачивать масштабные полотна отталкиваясь от простых набросков стало узнаваемой составляющей его почерка. В первом за пять лет альбоме lechyd Da Билл Райдер-Джонс проделывает это с блеском. Поначалу кажется, что слушаешь пляжный фолк под гитару — альбом начинается с совместного трека с бразильцем Каэтано Велозу. Потом картина постепенно приобретает черты Beirut и Arcade Fire, и в конце концов автор выстраивает перед слушателем целый храм звука. Так серьезно к поп-музыке относились только в 1970-е. Этим отношением проникся и продюсер альбома Джеймс Форд, приложивший руку к последним работам Depeche Mode, Blur и Arctic Monkeys.  

 

Фото: кадр из клип Green Day — One Eyed Bastard
Новости — 19:43, 21 ноября
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости — 19:40, 20 ноября
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme