25 января в российский прокат выходит новый фильм Софии Копполы «Присцилла: Элвис и я», попавший в списки лучших картин 2023 года. Премьера состоялась на Венецианском кинофестивале, а Кейли Спэни, исполняющая главную роль, удостоилась звания лучшей актрисы смотра. В этом фильме Коппола предлагает взглянуть на легендарного Элвиса Пресли глазами влюбленной в него девушки, его верной спутницы и королевы рок-н-ролла, сосредоточиться на ее нерассказанной ранее истории. Режиссерка не просто снимает биографическое кино о Присцилле Пресли, но приводит зрителя в замешательство, маркируя неоднозначный статус ее отношений с Элвисом. SRSLY удалось пообщаться с Кейли Спэни и узнать о процессе ее погружения в образ, о методах работы Софии Копполы, трудностях, возникших на съемке фильма, а также о том, как актриса сама примиряется с обрушившейся на нее славой.
София Коппола практически всегда посвящает свое кино девичьему одиночеству и женскому опыту. Вы узнаете что-то общее между вашей героиней и героинями ее прошлых фильмов?
Да! Я думаю, это своего рода специфическая особенность Софии! Именно этим ее фильмы поразили и восхитили меня, когда я узнала о ней в свои 14 лет. Тогда я впервые посмотрела «Девственниц-самоубийц» (1999) и была очарована тем, как точно ей удается изобразить опыт молодой женщины. Она бесстрашно показывает самые мрачные стороны, скрытые желания и тоску. Она никогда не принижает и не недооценивает молодых женщин. Полагаю, что и этот фильм [«Присцилла»] — одна из версий ее классической истории о девушке, которая в конце концов приходит к самой себе, о ее пути, по сути очень одиноком. В этом и проявляются параллели с ее другими фильмами. Кино Софии открывает мне меня и освобождает. Надеюсь, что и современные молодые девчонки почувствуют то же, посмотрев «Присциллу».
Был ли у вас особый метод или подход при подготовке к роли Присциллы?
Никогда не думала, что у меня есть определенный метод, в данном случае я просто использовала то, что было у меня руках. Был написанный Софией сценарий, в значительной степени основанный на мемуарах Присциллы 1985 года (Elvis and Me. — Прим. SRSLY). Сама книга очень насыщена деталями и действительно отслеживает ее путь, эмоциональные состояния, каждый такт времени, проведенного вместе с Элвисом вплоть до его смерти. Я была шокирована, насколько ранимой и трогательной получилась изложенная в книге история. Помимо сценария, конечно, у меня было много возможностей поговорить с самой Присциллой Пресли — это было нечто. Я уделила нашему общению довольно много времени. Но, помимо долгих разговоров с ней и чтения мемуаров, я также многое обсуждала с Софией, задавала вопросы, пытаясь понять ее подход, насколько далеко она готова зайти при погружении в эту историю. В итоге ты берешь всю полученную информацию и пытаешься выжать из нее по максимуму, делаешь все возможное, чтобы получился этакий гигантский котел, где ты смешиваешь все, создавая нечто единое. А потом медитируешь, ведешь дневник, слушаешь музыку. Еще я многое обсуждала и с Джейкобом Элорди… Короче, загружала как можно больше информации в мозг. А затем в первый день съемок просто скрещивала пальцы и надеялась, что сделала достаточно.
Во время съемок не возникало желания углубиться в определенную сцену? Была ли возможность импровизировать, показывать эмоции, которых не было в сценарии?
Имеете в виду, добавила бы я что-нибудь?
Да!
Моменты, которые София выбрала, были идеальными. Пожалуй, я бы не стала ничего менять в том, как она решила рассказать эту историю. Конечно, в книге можно найти столько всего, множество маленьких нюансов… К тому же Присцилла поделилась со мной их общими с Элвисом шутками... Наверное, я бы хотела побольше узнать о ее жизни после того, как она покинула ворота Грейсленда, увидеть, какие решения она принимает, находясь в поисках самой себя… Но я все равно люблю то, что в итоге получилось у Софии, и нахожу очень поэтичным выбранный ею финал.
В фильме вы носите тяжелый макияж, прическу. Вам нравилось, как вы выглядели в этом образе? Каким был сам процесс подготовки?
Я была без ума! Я классно проводила время в трейлере, где мне накладывали макияж и делали прическу. Мы буквально отрывались! Вообще, на съемках не каждого фильма удается так поиграть с образом, в большинстве случаев все куда проще — никакого грима! Но в этот раз мы решили пойти на это и сделать особый смысловой акцент на образе. Пышные волосы, длинная подводка на глазах…
Какие сложности возникают при исполнении роли, основанной на реальной женщине, которая не просто жива, но еще и принимает активное участие в производстве фильма? Как найти баланс между точным изображением ее истории, ее характера, но в то же время сохранить свободу произвольно творить персонажа, добавлять к нему что-то от себя?
Это действительно непростая задача. На подготовительном этапе ты стараешься добиться точности, скрупулезно вникаешь во все детали, факты, пытаешься понять и время, и временную последовательность. Сперва все изучаешь и обозреваешь, а затем расставляешь по местам. Хочешь быть достоверным, насколько это возможно. Но когда приступаешь к съемкам, главное — отпустить и надеяться, что все уже есть внутри тебя. Именно поэтому я решила не обсуждать ничего с Присциллой во время съемочного процесса, иначе бы постоянно думала о том, как бы она настоящая себя повела, как бы реагировала, с какой интонацией произносила те или иные слова, и о других деталях и особенностях моментов, которыми Присцилла могла поделиться. Это было бы слишком для меня, я бы пыталась сделать все идеально, а это очень сковывает. Так что да, нужно искать баланс, а еще верить режиссеру, который будет направлять тебя в течение всего процесса и, если что, подскажет, как сделать лучше. Плюс немного больше полагаться на самого себя и находить то, что кажется правильным творческим выбором.
Вы говорили о макияже, а можете рассказать и о костюмах? София много внимания уделяет моде, стараясь использовать аутентичные сеттингу костюмы и платья. У вас был наряд, который помог вам лучше погрузиться в образ?
Все костюмы сыграли важную роль в моем погружении в образ, помогали разобраться, в какой главе моя героиня находится в данный момент, какой возраст я сейчас играю или период ее истории. Потому что мы снимали фильм в течение 30 дней, и нам нужно было охватить возраст героини от 14 до 27 лет, а съемки проходили далеко не в хронологическом порядке. Знаете, последний кадр вообще был снят на второй день. Я уже, кажется, говорила об этом ранее, но на съемках утром я могла быть беременна, а после обеда мне уже 14 лет. Так что прическа, грим и костюмы помогали мне заземлиться, давали опору при погружении в роль. А то, что сделала Стейси Баттат, наша художница по костюмам (Стейси не раз работала на проектах Копполы, в том числе на «Роковом искушении», «Элитном обществе», «Где-то». — Прим. SRSLY), какую ответственность взяла на себя, придумав все образы, — просто впечатляет. Представляете, костюмов для меня было больше, чем страниц в сценарии! Это помогло мне не только почувствовать себя частью истории, но и проникнуться ее эмоциональным путешествием. Сперва мы встречаем молодую девушку в пальто и одежде в нежно-розовых тонах, а потом Элвис начинает высказывать ей, как он хочет, чтобы она выглядела, устанавливает правила в плане прически, макияжа и стиля. А потом вы смотрите, как она нарушает эти правила, как начинает приходить в себя.
А есть ли у вас самый любимый наряд со съемок?
Думаю, свадебное платье от Chanel — ох, оно было таким изысканным. Представители Chanel прилетели из Франции, чтобы сделать примерку и внести последние штрихи, а затем вернулись уже в день съемок свадьбы. Это был очень особенный момент — надеть это платье. Почувствовать свое волнение, восторг остальных актеров и съемочной группы в миг выхода в нем на площадку. Я чувствовала себя настоящей принцессой.
Расскажите, пожалуйста, немного о вашей работе с Джейкобом Элорди.
С Джейкобом действительно было очень приятно работать. Он невероятно серьезно отнесся к делу, впрочем, именно этого я и хотела. (Смеется.) Для меня это был очень сложный фильм, наверное потому, что у меня было меньше реплик, чем у Джейкоба, и было такое чувство, что вроде многое сказано, но одновременно ничего… Все же Элвис — такая сила! И мне нужен был подходящий актер, который смог бы прикрыть меня на протяжении всего пути, — и Джейкоб оказался именно таким. Он был невероятно щедр, посвящал себя мне на все сто процентов, даже когда камеры были направлены на него. Мне это очень помогало. Знаете, это была такая сплоченная командная работа, пожалуй, я не смогла бы сыграть так же, если бы Джейкоб не был рядом со мной. Да, я думаю, он невероятный актер, я действительно равняюсь на него, на его творческие выборы и рабочую этику. Короче, я была очень впечатлена.
Был ли особенный поворотный момент в драматургии фильма, который заметен только с актерской точки зрения? Когда вы почувствовали, что ваша героиня перерастает прошлую версию себя?
Надеюсь, это и так понятно. Но, думаю, когда Присцилла стала матерью, и ей пришлось расти и думать не только о том, чего она хочет для себя, но и для своего ребенка. Переломным моментом, на мой взгляд, является именно этот… Как только у нее появляется ребенок, она и решается на такие сложные перемены.
А какая сцена показалась вам самой напряженной во время съемок?
Наверное, сцена, где Элвис говорит Присцилле собирать вещи и ехать домой. Вот эта! И, возможно, финальная, которую мы снимали в последний день, — она тоже была довольно сложной. Да весь фильм был сложным! (Смеется.) Не было ни одного легкого дня, потому что мы старались уложиться в график, снимали очень быстро… Так что все в этом кино стало для меня вызовом. Но да, именно эти сцены были особенно непростыми.
Какие важные рекомендации перед съемками дала вам Присцилла?
Я думаю, она просто сказала проследить за тем, чтобы между героями была любовь. Конечно, нас шокирует их связь — как и когда они встретились, в каком возрасте на тот момент была Присцилла… Но что по-настоящему усложняет понимание, так это то, что в их отношениях действительно было много любви и заботы. Когда вы об этом узнаете, то вопросы только множатся, это приоткрывает куда больше вещей. Поэтому, да, это она мне и сказала.
Думаю, можно считать, что Элвис был олицетворением темной стороны звездной жизни и славы. С тех пор как состоялась премьера вашего фильма в Венеции, и вы получили награду за лучшую женскую роль, на вас свалилось много внимания. Интересно, как вы справляетесь с пришедшим признанием и шумом вокруг вас, с позитивными и негативными сторонами славы?
Думаю, я в порядке! (Смеется.) По крайней мере хорошо с этим справляюсь. Конечно, появилось много вопросов: например, что я буду делать дальше со своей карьерой, какие творческие выборы буду совершать. Но я не чувствую себя как-то иначе. Воспринимаю происходящее вокруг меня немного скептически. Шумиха, признание, награды — нельзя относиться к этому слишком серьезно, иначе вы окажетесь в опасной ситуации.
Вы как-то признавались, что ваша семья обожает Элвиса, и вы с детства были окружены его музыкой, это правда?
О, да!
А удалось ли побывать в Грейсленде (поместье Элвиса Пресли в Мемфисе, США. — Прим. SRSLY)?
Как-то раз в детстве мы всей семьей поехали в Грейсленд на каникулы, я очень ярко запомнила эту поездку и то, какое значение она имела для всей нашей семьи. В Грейсленде отец даже заплакал, а я представляла, как бы играла там на заднем дворе. Моя мама коллекционировала памятные вещи Элвиса. Так что, да, он имел большой вес в нашем доме и на юге в целом, поэтому для меня настолько захватывающе было работать над этим фильмом. Я выросла в семье, где любят Элвиса, и знала, что Присцилла всегда идет с ним рука об руку — все же король и королева рок-н-ролла. Но я совершенно ничего не знала о ее истории. Так что погрузиться в этот нерассказанный мир было очень интересно.
Вы предпочитаете играть в фильмах про современность или все же про исторические события? «Присцилла» ведь в некотором роде исторический фильм.
У меня нет предпочтений. Я просто хочу работать с сильным режиссером, сценаристом, постановщиком и интересным актерским составом. Хочу работать с людьми, которые меня вдохновляют, а София Коппола как раз режиссерка моей мечты с тех самых пор, когда я была маленькой девочкой, жила на юге Миссури и смотрела ее фильмы. Она максимально мой автор и очень много для меня значит. Так что «Присцилла» — это действительно воплощение моей мечты! И я надеюсь, что продолжу работать с людьми, которые меня вдохновляют.
Джейкоб Элодри, Кейли Спэни и София Коппола на съемках фильма «Присцилла: Элвис и я»
А как вы познакомились, как пересеклись ваши пути? Случайно или благодаря удаче?
Не знаю, вспомнит ли София, но она была одна из первых, кто позвонил мне после кастинга в мои 16 лет. Я пробовалась на роль в ее фильм, который в итоге так и не был снят. Потом у меня состоялись прослушивания еще для двух других ее проектов, так что не знаю, осталась ли я в ее памяти или нет... Думаю, ее кастинг-директора точно меня запомнили, может, партнер-продюсер, так что я продолжала мелькать в их поле зрения. Я пробовалась на роли в ее фильмы с 16 лет, и с тех пор просто держала эту мечту в голове: поставила себе цель однажды с ней поработать, и вот каким-то странным образом это получилось. К тому же я снималась с Кирстен Данст (актрисы познакомились на площадке фильма «Падение империи», выйдет в прокат в апреле 2024 года. — Прим. SRSLY) прямо перед тем, как пришла на съемки к Софии, а Кирстен — ее давняя коллега по цеху и муза, думаю, она и замолвила за меня словечко, и это помогло мне получить роль. Прослушивания не было, мы как-то раз встретились с Софией попить кофе. Я даже не знала о причинах встречи, но она сразу рассказала мне о фильме, своих планах, и я была просто очарована ее идеями. Не знаю, стала бы я сниматься в подобном кино, если бы не София, потому что она единственный режиссер, который мог бы осуществить подобное.
Почему секс играет такую важную символическую функцию в нарративе?
Не знаю, не знаю… Я не хочу заниматься поп-психологией, пытаясь понять, почему у Элвиса были такие проблемы с этим — вся эта одержимость, чтобы сохранить девственность Присциллы. Не могу сказать, с чем именно это связано. Если бы я и попыталась объяснять, почему он был именно таким, каким был, получилось бы пошло и слишком упрощенно. И все же, думаю, это был симптом славы, его быстрого роста, величия, к которому он пришел. Мне кажется, что это сводило его с ума, в итоге он вымещал свою боль на окружающих, включая Присциллу. И секс был одним из способов, которым, я думаю, он это делал.
Заметили ли вы разницу в реакциях на ваш фильм в Европе, США, Азии?
Не могу сказать, точно не знаю. Думаю, мы все скоро увидим. Кажется, реакция на фильм по большей части позитивная, будет любопытно узнать, существуют ли какие-то географические различия в восприятии. Я честно стараюсь не уделять слишком много внимания изучению отзывов, хотя у меня это не очень получается, потому что все это прямо здесь — в телефоне, весь мир сосредоточился в кончиках наших пальцев. Поэтому трудно игнорировать, что пишут люди, но меня радует, что лично мне попадаются только положительные отзывы.
Как София проявила себя в роли режиссера? Думаю, за 30 дней съемок должно быть предельно ясно, что нет времени на ерунду.
О да, времени на это точно не было! На плечи Софии свалился огромный стресс, но она никогда этого не показывала. Очень оберегала меня и Джейкоба и всегда держала нас в хорошем, безопасном пузыре! (Смеется.) Она не носит в себе и на себе ничего негативного, у нее также нет никакого эго! Некоторые режиссеры бывают хуже кинозвезд, серьезно! Сами себе на уме, знаете… Приходят на съемочную площадку и словно пытаются кому-то что-то доказать — то актерам, то съемочной команде, то всем сразу. Но София всегда остается рядом. Она очень спокойная, расслабленная, при этом собранная и обладает очень высоким, продуманным и пронзительным режиссерским видением, своим мнением, а это именно то, чего ты хочешь — работать с человеком, который знает, какого результата хочет добиться. У нее это определенно есть! Работать с ней — мечта, реально. Нет никакой драмы, никаких криков, никаких сплетен. Она такая легкая, всегда рядом. Включала нам музыку, следила, чтобы мы хорошо питались. (Смеется.) Она даже поставила для нас стол для пиклбола (спорт, сочетающий в себе элементы бадминтона, тенниса и настольного тенниса. — Прим. SRSLY) на съемочной площадке, чтобы мы могли поиграть между дублями. Знаете, вот почему каждый фильм не может быть таким? Прикиньте, она снимает отличные картины, но еще и весело их снимает, как такое возможно? Но ей удается!
Интервью — 10 января 2022, 20:33
«Эйфория», секс-сцены и Бертолуччи. Интервью с Джейкобом Элорди и Эриком Дэйном