Интервью, Бизнес — 15 января 2024, 13:26

«Продакт-менеджер — самый ярый фанат и постоянный потребитель своего продукта». Интервью с Анастасией Московченко

Сегодня на связи и в гостях у постоянного автора SRSLY и креатора Даши Никулиной Анастасия Московченко — product manager с опытом работы в таких крупнейших компаниях, как «Яндекс», VK и «Дзен» (в последнем уже как product manager lead), а также фаундер сообщества ProductOffer для тех продактов, кто хочет работать за рубежом. 
Итак, начнем с простого — кем ты мечтала стать в детстве? И коррелирует ли это как-то с тем, кем ты в итоге стала? 

О, когда я была маленькой, то мечтала стать танцором-хореографом. И настолько увлеклась, что уже в четвертом классе участвовала в чемпионате Европы по хип-хопу в Финляндии, а к 14 годам тренировала свою группу из 30 подростков. Сейчас, конечно, танцы для меня — это скорее хобби, но я верю, что этот опыт помог в карьере продакт-менеджера. Ведь в обоих случаях нужна дисциплина и умение работать в команде. 

Не хочется, чтобы интервью звучало как собеседование, поэтому давай просто поговорим про твою работу. Какой была первая компания, куда ты пошла работать продактом, и какой опыт ты оттуда вынесла? 

У меня было два оффера, в InMyRoom.ru и Mail.ru (который сейчас уже VK). И когда я уже почти согласилась на оффер в Mail.ru, мне прислали оффер в «Яндекс». В итоге я приняла его.

В «Яндексе» я проработала больше двух лет. В своей первой команде я была единственным менеджером. Мне сразу дали амбициозную задачу — перезапустить монетизацию в картах, а потом запустить ее в Турции с нуля. Далее начался ковид, и мы с командой искали, чем можем быть полезны в этой ситуации. Так я сделала запуск «Яндекс Аптеки», а далее — сервис «Яндекс Бизнес».



Мой опыт получился очень разносторонним, а также мне удалось углубиться в разные сегменты рынка. Из-за ковида я оказалась в стартаперской среде внутри большой корпорации. 

Я немного офигела, когда ты написала, что увеличила ключевые метрики в «Дзене» для коротких видео в четыре раза без использования рекламы и маркетинга — это вообще законно?

Действительно, это был захватывающий этап для нашей команды, и я горжусь тем, что мы смогли достичь таких впечатляющих результатов. Основная проблема заключалась в том, что размер карточки для роликов был настолько велик, что занимал весь экран пользователя. Пример того, как это выглядело, на картинке.



Также при прокрутке главной ленты ролики автоматически проигрывались, что искусственно увеличивало наши метрики просмотров и времени просмотра. Это приводило к искажению метрик, создавая иллюзию более высокого интереса к роликам, чем это было на самом деле. Также это вело к накрученным просмотрам, которые портили рекомендации и затрудняли принятие решений о дальнейшем развитии продукта.      
                       
Тем не менее были и положительные моменты: новый формат коротких видео для «Дзена» требовал привлечения внимания пользователей, а также необходимо было обеспечить консистентность в дизайне с другими форматами. Было ясно, что уменьшение размера карточек приведет к падению метрик. Ключевым моментом в увеличении метрик было осознание необходимости смены фокуса: вместо увеличения времени просмотра (Time Spend) нужно было сосредоточиться на обучении пользователей новому формату коротких видео

Оказалось, что сама карточка ценности не несет, пользователи все равно не понимают, что за ней скрывается целая лента видео. Поэтому я приняла решение сделать из нее точку входа и схлопнуть все карточки коротких видео в карусельки из маленьких видео. Данный эксперимент был красным, и метрики упали на 30%. Падать было больно и неприятно, от авторов посыпалось много негатива, так как их статистика коротких видео тоже просела. После того, как карусель была внедрена, мы провели порядка 150 экспериментов для увеличения ее кликабельности (CTR) за два месяца. Они помогли объяснить пользователям, что ролики существуют, а также заинтересовали их кликать на них, проваливаясь в ленту. 

Так удалось достичь высоких результатов. Всего за три месяца получилось увеличить активность пользователя (DAU) и время, проведенное на просмотре роликов (Time Spend), в четыре раза

Итого: важно ориентироваться не только на текущие показатели, но и видеть общую картину, понимать, как каждое решение и изменение повлияет на качество взаимодействия пользователей с вашим продуктом. Накрутка метрик не принесет долгосрочного успеха.

Знаешь, что еще меня поразило? Запуск «Яндекс Бизнеса» и бронирования лекарств в «Яндекс Картах» с нуля. Много сил потратила на такие масштабные лончи? 



Да, этот запуск «Яндекс Бизнеса» и интеграция бронирования лекарств в «Яндекс Картах» были по-настоящему захватывающими. Сложности? О, их было предостаточно, но именно в них заключается вся прелесть. Задача была амбициозной: неопределенность в условиях ковида, адаптация к удаленной работе, дедлайн в два месяца, а также необходимость интеграции с внешними аптеками.

Моя роль была не только в управлении процессом, но и в том, чтобы погрузиться в новую для себя область. Я анализировала рынок, работала над сценариями заказа и разрабатывала дизайн витрины. Это был полный цикл от идеи до реального продукта. Вся команда работала два месяца без выходных, чтобы обогнать конкурентов — подобных решений на рынке не было. 

В результате запустили и подключили более 2 тысяч аптек.


А запуск «Яндекс Бизнеса» — это не просто про опыт создания продукта с нуля, он еще и включал в себя приобретение команды похожего сервиса, что придало ему дополнительную сложность. Теперь, глядя на результаты и достижения, я горжусь тем, что наша команда смогла воплотить в жизнь нечто настолько значимое и нужное в сложное время.

Слушай, работа в менеджменте продукта — не из простых, хотя иногда так может показаться людям, которые не в теме. Скажи, пожалуйста, какие вызовы в работе продакт-менеджера, по твоему мнению, могут повлиять на внутреннее состояние и как конкретно ты справляешься с ними?

В работе продакт-менеджера существует несколько вызовов, которые могут повлиять на ментальное здоровье, и один из них — перманентное напряжение и высокая ответственность за успех продукта. Это требует постоянного внимания к деталям, принятия оперативных решений и управления многочисленными задачами.

Для меня важно следить за своими границами, практиковать методы релаксации, искать поддержку в коллегах и, конечно, не забывать про здоровый work-life balance. Иногда даже пауза на чашечку кофе может стать лучшим антистрессором.

Каким образом ты находишь баланс между стремлением к успеху в работе и заботой о своем психическом здоровье? Потому что у тебя очень насыщенный профессиональный путь. Так и до выгорания недалеко.



Это правда сложно, не буду скрывать, что подобные состояния бывали и у меня. Во время больших запусков совсем не до спорта и work-life баланса. Особенно когда работаешь удаленно, день может быстро пройти, за компьютером. Но для меня лучший отдых — это смена деятельности. Также я сейчас практикую один день без встреч в неделю, чтобы выделить большой промежуток времени для концентрации и выполнения задач, не требующих обсуждений. Это очень классная штука, рекомендую всем менеджерам. Даже одна встреча в день может перейти в переписки и обсуждения, из-за которых сложно потом сконцентрироваться над чем-то важном.

Как тебе пришла идея делиться опытом с коллегами в телеграм-канале? 

Когда я решила стать продакт-менеджером, такого понятия на российском рынке не было. И информации на русском языке, как сейчас, тоже. Поэтому я создала канал сначала для сбора полезной информации, которую изучала. Изначально он назывался BotayToday (в универе мы часто использовали слово «ботать» = «учиться»). А потом, когда мне начали писать разные знакомые и что-то спрашивали про продакт-менеджмент, я часто присылала свои посты, где можно было узнать, как подготовиться к собеседованиям. 

Также я как-то выложила все свои решенные тестовые задания для «Яндекс», ВК, FunCorp и другие, которые мне принесли офферы. Поэтому канал органически рос. Сейчас я его переименовала в Product Trends, так как, помимо тематик про продакт-менеджмент, я пишу про тренды и актуальные новости в Creator Economy и про AI с продуктовой точки зрения, а также про все, что мне интересно.

Расскажи теперь, пожалуйста, о том, как ты начала судить хакатоны и что посоветуешь участникам подобных хакатонов? 

Мое судейство началось с проверки тестовых заданий и проведения собеседований в Школу менеджеров «Яндекса» в 2019 году. Я проверила порядка сотни тестовых, и почти во всех работах были одни и те же ошибки. После этого мы с ребятами из «Яндекса» записали видео на ютьюб, где рассказали об основных ошибках и о том, какие материалы необходимо изучить для успешного прохождения. Видео завирусилось, и ко мне стали поступать многочисленные заявки на менторство. Я менторила сначала продакт-менеджеров, а потом ко мне начали приходить стартапы. И на одной из конференций для продакт-менеджеров — ProductCamp, где делилась подобным опытом, меня пригласили в команду, чтобы принять участие в хакатоне «Лидеры цифровой трансформации» в 2023 году. Это было одно из крупнейших мероприятий в IT, собравшее более 22 тысяч участников со всего мира. В этом хакатоне я была не в роли судьи, а как участник и успешно решила с командой сложный кейс компании «ПИК», заняв первое место и выиграв приз в размере 1 миллиона рублей.



После этой победы меня начали приглашать уже в качестве судьи на различные крупные AI-хакатоны, включая региональные и всероссийские мероприятия. Одним из последних, где я выступала, был международный хакатон «Цифровой прорыв» от GeekBrains с более чем 2 тысячами участниками из России, Китая, Германии и других стран. Их задачей было создание сервиса, который на основе аудиозаписей лекций формировал бы транскрибированный текст, выделяя в нем сложные термины и внося их в глоссарий.



Для успеха на хакатонах важно глубоко понимать задание и требования, а также эффективно работать в команде, распределяя задачи и используя сильные стороны каждого участника. Ключевым является предложение инновационных решений и умение убедительно презентовать свою идею. При этом будьте открыты к обратной связи для улучшения проекта.

Ты же еще параллельно работаешь в международной компании — как тебе удается совмещать наем и работу над своим стартапом?

Совмещая работу в международной компании с развитием собственного стартапа, я полагаюсь на эффективное планирование и управление временем, используя «метод помидора» (техника тайм-менеджмента. — Прим. SRSLY) для повышения концентрации и продуктивности. Этот метод включает чередование работы и перерывов. Работа в Zoom с друзьями по этому принципу усиливает мою концентрацию и взаимоподдержку. 

Также ключ к здоровой многозадачности для меня — страсть к своему делу, которая позволяет мне работать долгие часы без усталости и находить удовлетворение в работе.

Не могу не спросить: каким ты видишь будущее продакт-менеджмента в целом?

Продакт-менеджмент быстро развивается, особенно благодаря искусственному интеллекту, который освобождает от рутинных задач и увеличивает продуктивность на 40%. Это позволяет больше времени уделять новым идеям и улучшению продуктов. Глобализация и технологии, например, такие как синхронный перевод видео, позволяют работать с международными командами и создавать продукты, адаптированные к разным рынкам. В перспективе продакт-менеджмент обещает еще большие изменения и возможности.

Если поделишься еще и своим взглядом на будущее рекомендательных систем, будет вообще супер!

Конечно, развитие рекомендательных систем кажется мне особенно увлекательным! Во-первых, развитие платных подписок (как это уже делает Instagram) изменит способ монетизации контента. Вторая важная тенденция — это гиперперсонализация. Как пример: в Китае платформы социальных медиа дают пользователям возможность настраивать свои ленты по времени. Например, между 14 и 16 часами дня они могут получать образовательный контент, а вечером — развлекательный. А также можно настраивать различные режимы для слабовидящих, детей, по типу контенту, по настроению и так далее.



Ну а теперь, в заключение, представь, что ты вещаешь на огромную аудиторию людей, находящихся в самом-самом начале своего карьерного пути. Что бы ты им сказала? 

Я хочу рассказать вам одну удивительную историю. Есть одна девушка, которая начала фотографировать на телефон, и в 2015 году одно из ее фото использовали в рекламной кампании Apple. Это изменило ее жизнь! Она создала курс по фото и видео на мобильном телефоне, и вот что интересно — ее пригласили преподавать эту тему в Стэнфорде. Там учился продуктовый директор YouTube, который после курса предложил ей возглавить дизайн для YouTube Create. И все это потому, что она хотела сделать приложение для редактирования видео своей мечты.

Знаешь, это просто потрясающе, когда люди, создающие продукт, сами являются его пользователями.


Они принимают решения, исходя из собственного опыта, и это действительно выводит продукт на новый уровень.

Так что выбирайте то, что заставляет ваши глаза гореть, сферу, которую вы хотите изучать и после работы, и в свободное время. Такой подход гарантирует колоссальный рост и успех. Я считаю, что это очень важно именно для продакта, потому что продакт-менеджер — самый ярый фанат и постоянный потребитель своего продукта. 


Фото: личный архив Анастасии Московченко
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова
Новости — 17:44, 18 сентября
Стало известно, когда выйдет роман Пелевина «Круть»
Новости — 16:22, 18 сентября
Утром йога, днем — браслетерия, вечером — музыка в горах. New Star Weekend выкатил таймлайн фестиваля
Новости — 15:19, 18 сентября
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина