Москва, метро «Октябрьская», здание НИТУ МИСиС. В холле первого этажа полный кипиш: тут снимают драмеди «Ректор» для PREMIER. При этом институт продолжает работать в штатном режиме — тут и там снуют студенты, а в паузы между дублями им дают проскочить мимо камеры в нужную аудиторию.
«Ректор» — это сериал о гениальном молодом ученом Лаврентии Семеновиче Тимошине (которого на съемочной площадке все называют Лавриком). Он кто-то вроде российского Шелдона Купера: блестящий ум и ворох проблем с социализацией. Лаврик боится всего — перемен в жизни, серьезных отношений, груза ответственности и многих других вещей. По законам жанра бедолаге приходится столкнуться со своими страхами: он получит должность ректора, к которой совсем не стремится, будет вынужден решать чужие проблемы и в довесок ко всему еще и влюбится.
Первый вариант сценария «Ректора» был представлен на творческой лаборатории портала «Кино-Театр.Ру» в 2021 году, но с тех пор материал был значительно переработан, съемочная команда почти полностью поменялась, а режиссер Роман Фокин («Светофор», «Психологини», «Тяни, Сундук»), по его словам, фактически взял на себя роль шоураннера проекта.
«Мне не нравился сценарий в первоначальном виде. Он показался мне надуманным и неинтересным. В период первых видеомагнитофонов был американский фильм "Молодость, больница, любовь" (Young doctors in love, 1982), и я решил идти тем же путем: "Молодость, любовь, институт". Для меня главной стала история молодых людей, которые преодолевают свой страх и находят любовь», — признается Роман.
Лаврентия Семеновича играет Владимир Канухин («Конец света», «Миллионер из Балашихи»), и образ стереотипного нерда ему очень к лицу. В последний съемочный день актер одет в штаны кирпично-оранжевого цвета и жилет крупной вязки, придающие ему трогательный и уязвимый вид.
«Лаврик решен в ярких цветах. Стояла задача одеть его как будто из пыльного сундука, немного вне времени, но при этом со вкусом. Мы взяли за основу классический английский стиль — жилеты, рубашки, джемперы, — но в современной необычной адаптации», — объясняет ассистент художника по костюмам Анастасия Сизова. — Например, после того, как Лаврик стал ректором, на нем появляется винтажный пиджак, его мы специально искали — в магазине такой не купишь. Сначала нашли этот пиджак, и от него строили весь стиль, который получился ярким и в то же время насыщенным по тонам и цвету».
Канухин играет измученного фобиями ученого тонко, на полутонах. Лаврик отгораживается от внешнего мира наушниками и смотрит на собеседников рассеянным взглядом человека, которого только что вырвали из мира грез и научных построений. «У Лаврентия образ маленького человека, добившегося больших результатов. В этом и заключается противоположность: как сыграть скромного, неуверенного в себе персонажа, чьи поступки могут перевернуть весь мир. Он честный и очень простой. Это подкупает меня как актера и, надеюсь, понравится зрителю», — рассказывает о своем персонаже Канухин.
Только после начала съемок актер смог найти своего рода референс для работы над ролью. «На площадке работает реквизитор Арсений, и Лаврик на него немножко похож своей добротой и легкой наивностью. Интересно, что для меня это работа, я должен понимать персонажа, играть его, а Арсений в самом деле так живет, каждый день. У меня даже есть фотография, где Арсения полностью одели в костюм Лаврика. Он решил меня подсидеть», — делится историей актер, добавляя: «Всегда важно, что персонаж отчасти рождается здесь и сейчас. Есть определенные заготовочки, но, когда ты попадаешь на площадку и видишь всех этих людей, каждый из них вкладывает себя в Лаврика. Или ты оставляешь в каждом своего Лаврика».
Владимир Канухин вырос в семье педагогов и сам, помимо актерского образования, получил педагогическое, что помогло ему лучше вжиться в образ. А вот знаний в области химии после съемок у него не прибавилось: «Это удивительный предмет, но он мне почему-то не дается. Наверное, у меня склад ума неподходящий. Но мне как актеру интересно узнать новые слова, понятия, открыть для себя этот мир. Профессия актера позволяет пожить той жизнью, которая тебе не знакома, и поверить в нее».
Биохимическая лаборатория, которой заведует Лаврентий, выглядит так, что Уолтер Уайт удавился бы от зависти: просторное светлое помещение с сотнями колб, пробирок и реторт, заполненных разноцветными субстанциями. Художник по реквизиту Елена Максимова уверяет нас, что вся утварь в лаборатории настоящая, не бутафорская. И даже грызуны, на которых Лаврик испытывает свое лекарство от страха, — это настоящие лабораторные крысы породы дамбо, очень умные и покладистые.
Будем надеяться, что при съемках ни одно животное не пострадало, ведь сегодня в лаборатории явно что-то пошло не по плану. По усыпанному осколками полу растекается лужа химикатов, а старый ректор Богомолов (Михаил Горевой) рычит на Лаврика, грозится его уволить и не желает слушать никаких аргументов.
«У нас два ректора. Один молодой, талантливый, обаятельный. Другой — та еще сволочь. По амплуа мой персонаж — комический злодей, — рассказывает Михаил Витальевич. — Я Роме (Фокину, режиссеру проекта. — Прим. SRSLY) уже предлагал: давай мы с Лавриком в финале обопьемся этих препаратов, и он превратится в доброго Венома, а я — в злого. И второй сезон сделаем совсем про другое, уйдем в комедийный сай-фай». «Михаил Горевой фонтанирует идеями, но он, к сожалению, всегда позиционирует себя как кинозлодея и иногда слишком усердно играет в комикс. А ведь он серьезный драматический актер, мхатовская школа», — комментирует идею сам Фокин.
У Горевого с Романом Фокиным вообще сложился настоящий броманс, они полностью на одной волне и в перерывах между дублями эмоционально спорят («Тебе не нужно ничего понимать, тебе нужно играть!»), перекидываются лишь им двоим понятными панчами и обсуждают своих мам («А она мне отвечает: я понимаю, что ты работаешь, но кто-то же должен помочь мне убрать яблоки»). Фокин дает Михаилу Витальевичу много творческой свободы, поэтому Горевой каждый дубль играет немного иначе. Такого же modus operandi Роман придерживается и при работе с другими актерами.
«Для меня очень важно, чтобы у актера было свое видение, чтобы он продумывал роль. А моя задача — направить его так, чтобы получить нужный мне результат, — делится своей позицией Фокин. — Лаврик постоянно погружен в себя и часто боится войти с кем-либо в контакт. Речь не только о том, чтобы заговорить с девушкой. Нормальным людям, к коим я себя отношу, свойственно при встрече с откровенным хамством и злобой зажиматься. И только потом мы думаем: "Почему я ему не ответил? Надо было сказать так". Эта черта есть в Лаврике, это частица меня в нем. И когда Канухин в одной сцене кричит: "Я не буду этого делать!", я чувствую, что тут что-то не то. Это не Лаврик, это раздраженный актер Володя Канухин, который устал к концу смены. Я сказал ему об этом, и следующий дубль он отыграл совсем по-другому».
Девушку Алису, с которой боится заговорить Лаврентий, сыграла Анастасия Шукевич (Happy End, «Магомаев»). Ее героиня — аудитор, которая должна выяснить, почему в НИУ у Богомолова исчезают деньги, однако ухаживания Лаврика, пробудившие в Алисе ответные чувства, вносят коррективы в эти планы. О том, за что можно полюбить Лаврика, актриса отвечает не задумываясь: «Он открытый, честный, добрый, настоящий».
В списке dramatis personae также значится следователь (Даниил Спиваковский), раскрывающий коррупционные схемы. На фото со съемок мелькают люди в камуфляже и с автоматами, поэтому становится понятно, что не только Алиса интересуется финансовыми махинациями в стенах института! Сумеет ли Лаврик выйти сухим из воды, довести до ума чудо-сыворотку и уехать в закат с девушкой своей мечты, мы узнаем весной 2024 года.