Обзоры, Бизнес — 21 марта 2020, 10:25

Как блогеру платить налоги? Разбираемся

Итак, мечта сбылась: количество подписчиков на вашем ютьюб-канале наконец-то стало таким, что можно без смущения называть себя блогером. Но кроме работы над контентом, есть еще кое-что, о чем нужно думать заранее. Да, речь о деньгах! Вы создали канал, чтобы его монетизировать, верно? Правда, как и в любом другом законном виде деятельности вы должны платить налоги. Что произойдет, если вы намеренно будете игнорировать правила игры, — в конце текста.



Число блогеров в России постоянно растет. В 2018 году 15 тысяч интересных налоговой инфлюенсеров заработали около 10 млрд рублей (по крайней мере, именно эту сумму назвал замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин на Всероссийском образовательном молодежном форуме «Территория смыслов на Клязьме»), и этот рынок постоянно расширяется. Гонорары некоторых настолько велики, что остаться незамеченными у этих блогеров нет шансов. Именно поэтому из каждого патефона мы слышим про инициативы представителей власти обязать владельцев популярных страниц закреплять аккаунты юридически. Это якобы позволит легализовать размещение рекламы и, следовательно, сделать отрасль кристально прозрачной для налоговой.

Предположим, договорились: налоги нужно платить. Но как это сделать? Отдельного закона, который бы регулировал деятельность блогера, нет, поэтому мы будем ориентироваться на общие положения налогообложения физических и юридических лиц нашего государства. Все более-менее просто. И схем несколько.

Первая и не самая выгодная

Платить налоги как обычное физическое лицо — то есть 13 процентов. Здесь стоит учесть, что сумма, которая подлежит отчислению, может оказаться гигантской. Вариант подойдет тем, кто не желает заполнять сложные бумажки, не умеет высчитывать процент от числа, ну или в целом по жизни халатно относится к деньгам. Работает это так: организация заключает с вами договор и сама удерживает необходимую сумму из дохода. Но сами компании такой способ не любят, особенно если инфлюенсеров-партнеров много, потому что в этом случае на рекламодателя падают еще и обязанности по расчету страховых взносов. Кстати, 13 процентов — это только для резидентов страны. Для нерезидентов (это те, кто постоянно зарегистрирован и проживает в другом государстве) число мгновенно увеличивается до 30 процентов.

Фото: malcolm garret/Pexels

Второй вариант — индивидуальное предпринимательство

Если деньги на счет блогера поступают регулярно, остаться в тени не получится. Деятельность приобретает статус предпринимательской, поэтому можно зарегистрировать ИП. Предпочтительной и наиболее выгодной будет только упрощенная система налогообложения (УСН) — гл. 26.2 НК РФ. Ставка по этой системе составляет шесть процентов от дохода. При этом не нужно вести бухгалтерский учет, а сумму налога можно уменьшить на сумму страховых взносов. Словом, по сравнению с ощутимой нагрузкой по общей системе, УСН — более чем приемлемый вариант.

Что получается: предположим, вы — Юрий Дудь, и с апреля по декабрь 2020 года (да, до апреля вы ничего не делаете; потом объясним, почему) ваш заработок составил 45 млн рублей (это не реальный доход Юрия Дудя, а просто пример). С этой суммы, помимо фиксированных взносов (о них тоже ниже), вы должны уплатить налог шесть процентов (именно с дохода — не с прибыли), то есть 2,7 млн рублей.

В 2020 году фиксированные взносы такие: 32 448 руб. на обязательное пенсионное страхование (ОПС), 8426 руб. на обязательное медицинское страхование (ОМС) и дополнительные взносы на ОПС с доходов свыше 300 000 руб., то есть 32 448 + один процент, но не более 259 584 руб. Размер взносов может меняться по нескольким причинам:

— если вы зарегистрировались как предприниматель в течение года;

— снялись с учета в середине года;

— не ведете какое-то время бизнес по уважительной причине.

Продолжаем историю, в которой вы Дудь. Допустим, вы зарегистрировали ИП 14 апреля 2020-го, проработали несколько месяцев и пытаетесь посчитать размер взносов, которые нужно уплатить. Полных месяцев вы отработали восемь (с мая по декабрь) + 14 апрельских дней.

Считаем взносы на ОПС: 32 448 руб.: 12 мес. х 8 мес. + 32 448 руб.: 12 мес.: 30 дн. х 14 дн. = 22 894 руб. 

А для ОМС формула такая: 8426 руб.: 12 мес. х 8 мес. + 8426 руб.: 12 мес.: 30 дн. × 14 дн. = 5945 руб. 

Фиксированные взносы на ОПС и ОМС нужно перечислять полностью до 31 декабря текущего года. Для дополнительных пенсионных взносов с доходов свыше 300 000 руб. дедлайн — 1 июля. Кроме того, если вы ИП, то ежегодно до 30 апреля нужно подавать налоговую декларацию, в которой содержится поквартальный отчет о всех полученных доходах.

Еще одна схема называется «Самозанятый»

Рабочий вариант с 1 января 2019 года. Режим официально называется «Налог на профессиональный доход» (НПД). В прошлом году на него могли перейти жители Москвы, Московской и Калужской областей, а также блогеры республики Татарстан. В 2020 году список регионов пополнился, и теперь их целых 23. Опцией можно воспользоваться, если у вас нет работодателя и наемных работников, вы не применяете иной налоговый режим и не состоите в перечне лиц, перечисленных в п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

Налоговая ставка по НПД — четыре процента, если вы получаете доход от физлиц, и шесть процентов — если от ИП или юрлица. Удобный и простой вариант, но отчетность в этом случае становится ежемесячной. Механика такая: скачиваете приложение «Мой налог», регистрируетесь и все операции проводите в нем. Там нужно ввести ИНН того, кому предоставляете услугу, ее сумму и краткую информацию по форме — собственно, все. Приложение само рассчитает размер налога и число месяца, до которого его нужно оплатить.

В этой схеме есть одно важное ограничение: доход не должен превышать 2,4 млн рублей в год. Если сумма окажется больше, придется регистрировать ИП. Но если вы на самом старте блогерской карьеры — вариант отличный. Плюсы такие: не нужно заморачиваться с декларациями и платить страховые взносы.

Фото: malcolm garret/Pexels

Внимание

Если вы не чувствуете себя прирожденным блогером, но наделены всеми лучшими качествами профессионального менеджера и решили, например, сделать звездой ютьюба свою дочь, то помните: налоги платить все равно придется. То, что ваш ребенок несовершеннолетний, не станет аргументом в суде. Ответственность в полной мере ложится на плечи официального представителя. Так, если расчетный счет, на который происходят перечисления доходов, принадлежит вам, то и отчитываться за полученные сокровища тоже придется вам.

А теперь, как и обещали, про страшные последствия попыток скрыть доходы

Жадные блогеры, не желающие делиться с государством, могут оказаться вовлеченными вот в такие сценарии:

— если вам постоянно кто-то перечисляет деньги, служба безопасности банка может заподозрить неладное и заблокировать счет до выяснения всех обстоятельств;

— налоговая может запросить выписку по счетам, если ваши операции по счету вызовут вопросы. В таком случае все перечисления могут обложить налогом в 13 процентов (иногда еще и НДС 20 процентов), начислить пени и штрафы;

— в момент, когда сумма неуплаченного налога превысит 900 тыс. рублей, на вас смогут завести уголовное дело.

Что с этой информацией делать дальше?

Если вы получаете доход от ведения ютьюб-канала или любого аккаунта в диджитал-пространстве, рекомендуем стать самозанятым (если доход не выше 2,4 млн рублей в год) или открыть ИП, ежегодно отчисляя государству шесть процентов от общего дохода. Это лучшие и законные варианты ведения бизнеса, особенно если целями вы ставите его развитие и максимизацию прибыли. Из приятного еще и то, что можно не бояться привлечения к ответственности и не вздрагивать при слове «налоговая». И зуб даем: серьезные компании предпочитают работать с инфлюенсерами по-белому. 


Фото: Getty Images
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»
Новости — 19:40, 20 ноября
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости — 16:00, 20 ноября
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым