Интервью, Образ жизни — 13 декабря 2023, 17:56

Футбольное детство, насмотренность, инфобиз. 19 вопросов CEO бренда FABLE Артему Грибачеву

Обнаружив, что за 2023 год российский бренд FABLE выпустил целых четыре коллаборации (и это не учитывая сезонные коллекции), мы офигели поразились и пришли за комментариями к его основателю и креативному директору Артему Грибачеву. Как ему удается? Что для него значит недавняя коллаба с ФК «Динамо»? Верит ли он во вдохновение? Почему футболки стоят столько, сколько они стоят? Читайте, узнавайте.

В какой момент ты начал интересоваться модой? С чего вдруг? Родные как-то поспособствовали? Или в школе ты видел девчонок за швейной машинкой и вздыхал? Учился ли ты когда-нибудь шить?

Модой я стал интересоваться только в 23 года. Офигеть! Я сейчас посчитал и понял, что это прям поздно. Могу смело назвать себя колхозником до 23 лет. 

Интерес пошел из банального — у меня появились деньги, на которые можно было себе позволить не только GUESS на скидках, но и зайти на FARFETCH и выбрать на скидках что-то там. (Смеется.) Из ресерча на FARFETCH и начала складываться моя насмотренность

Какие были подработки до футболок? (Если они были.)

Давай тогда по порядку: в 2011 году я переехал из Брянска в Москву и поступил в МГУ. Футболками начал заниматься в 2013-м — это третий курс, значит. До футболок я работал только однажды, на втором курсе, один месяц — курьером. Причем я развозил принтованные изделия — и это в какой-то мере повлияло на мой выбор, на то, в чем я хотел бы попробовать развиваться.


Какими были первые футболки? Что на них было изображено? Кто были твои первые клиенты?

Это были футболки с принтами из мира искусства: картины Ван Гога, фотографии группы Arctic Monkeys, герои из сериала «Клан Сопрано» и так далее. Клиентов искал в группе во ВКонтакте, причем то были золотые годы ВК: делая рекламу за 300–400 рублей, можно было получить заказов на 20–30 тысяч, то есть ROI 1000% были нормой (Return on Investment — это коэффициент окупаемости или же показатель возврата всех инвестиций. — Прим. SRSLY).

Читала твое прошлогоднее интервью, и у меня сложилось впечатление, что у тебя дизайнерская история как-то слишком ладно складывалась: футболки с принтом — нате, пошли заказы — нате, дальше — вообще собственное производство в самом центре Москвы. В связи с этим расскажи, пожалуйста, что стояло за всем этим? Где находились деньги на первых этапах? Какие были сложности, какие совершались ошибки, на которых ты учился? Расскажи про самую жесть того периода?

«Я — бесценных слов мот и транжир». У меня от слова «нате» сразу одноименное стихотворение Маяковского всплывает. (Смеется.)

Складно только на бумаге, а в жизни — расшатанная нервная система. Первые деньги я взял у мамы — это были, внимание, 20 тысяч рублей. Создал группу в ВК, сделал лендинг (одностраничный сайт. — Прим. SRSLY) за пару тысяч, запустил рекламу в пабликах, и пошли первые предзаказы.

Я собирал их, относил на чужую фабрику и потом выдавал клиентам. Это был мучительный период, который длился около года. Далее я арендовал помещение размером 15 м2 за 15 тыс рублей и купил пару швейных машинок. Вряд ли кто-то поверит, но помещение было на Пречистенской набережной (дом 15, строение 1, третий этаж), с видом на памятник Петру I. Тогда этот район был слишком обшарпанным, и такие цены были вполне себе реальными. Сейчас в этом здании находятся модные дорогие рестораны. 

И постепенно, человек за человеком, реклама за рекламой, мы начали расти как микропредприятие. Жесть была в 2014 году, когда скакнул курс рубля, — тогда долги перед поставщиками резко выросли в 1,5–2 раза, так как их сырье закупалось в валюте.


Учился ли ты на каких-нибудь предпринимательских/бизнес-курсах? Или все было в процессе, с оглядкой на опыт коллег?

Я прошел только один двухмесячный курс от проекта «Бизнес молодость», тогда его создатели были родоначальниками того, что теперь называется «инфобиз». Я не принимаю хейт в отношении «БМ», который идет в последние годы. Они сильно помогли на старте тысячам людей. При этом то, во что превратился инфобиз сейчас, оставляет желать лучшего. Бесконечные обучения по обучению обучающих запускать запуски

В этом году мы в FABLE брали небольшой аудит и консалтинг по бизнес-процессам у агентства Artery. Это не совсем бизнес-курс, но практическая польза колоссальная. 

В 2024 году хочу посерьезнее уйти в образование и навыки построения больших команд.

Ты обычно проектируешь все вещи сам или тебе помогали/помогают?

Я никогда ничего не проектировал — не умею и не умел. Первые два года я вынужденно совмещал роль дизайнера одежды, но скорее с позиции стилиста: «Давайте сделаем вот так, а это вот так». И потом уже технолог-конструктор реализовывал мои идеи. Сейчас роль дизайнера в FABLE отведена Андрею Мардо, а я остаюсь как креативный директор и CEO. 

Веришь ли ты концепт «вдохновение»? Откуда ты цепляешь идеи, чем любуешься в повседневной жизни? Что может стать импульсом для создания чего-то новенького?

Точно верю в концепт «вдохновение», это может случиться один-два раз в год. Это ощущение надо оберегать и высматривать. 

Сейчас я в том периоде, когда пытаюсь ловить и ценить simple life. Наслаждаться чем-то очень простым и понятным. Моменты, когда я играю в видеоигры, собираю лего или просто пью белое сухое под хорошую музыку, могут быть куда приятнее и важнее каких-то карьерных успехов. 


Есть ли в твоей жизни work-life balance? Какие у тебя способы восстановления после сложных и ответственных дней/мероприятий?

Как раз в 2023 году я начал трансформацию в контексте work-life balance, но пока не могу сказать, что у меня получилось. Я все еще сильно выше ставлю работу на чашу весов, условно: 60 из 100% в колесе жизненного баланса. Цель на 2024-й — опустить эту планку хотя бы до 35–40%.

Отпуск в этом году я не брал с апреля, это был спланированный спринт, чтобы потом уехать на зимовку. Вот теперь думаю, куда — выбор большой, от США и Дубая до Таиланда и Бали.

Я узнала про FABLE в начале этого лета, и, на моей памяти, уже была коллекция JPEG, коллекция комфортной одежды для офиса, коллаборация с МТС и True Tech, и вот — «Динамо». Это ж офигеть как много всего для полугода, нет?

Это офигеть как много, и следующие пару месяцев будут не менее насыщенными! Я уже говорил про проблемы с work-life balance? (Смеется.) Раз выпал случай, предупрежу, что 14 декабря выходит коллаборация FABLE с «Яндекс Универмагом». Будет самая милая история эвер.

Расскажи подробнее про свежий коллаб — с ФК «Динамо». Это они пришли к вам с задачей? Или вы сами предложили что-то совместное сделать? 

Нам написал Алексей Доронин, brand communications manager в «Динамо», с идеей сделать коллаборацию. Мы назначили встречу, скажем так, на их поле, приехали с дизайнером и пиарщиком и сразу поняли, что они good guys. К тому же я играл в юности за клуб «Динамо-Брянск», для меня это еще и личная история. В свое время меня не взяли во «взрослую» команду. И можно сказать, что этой коллаборацией я закрыл гештальт прошлого


Долго ли все согласовывалось с «Динамо»? Каким был первый концепт? Насколько долгим был путь к финальному дизайну?

От первой встречи до релиза прошло семь месяцев, что в целом — стандартный срок. Концепты претерпевали изменения в процессе, надо было учесть нашу ДНК, айдентику «Динамо», аудиторию и вкусы болельщиков и прочее. 

Мы слышали друг друга, а это самое главное в коллаборациях.

Эта коллекция позиционируется не как форма для футбольной команды, а комфортная одежда для ценителей активного отдыха. Не хотелось ли спроектировать новую форму для самого клуба? 

Ох, это мечта! У меня в детстве были десятки форм зарубежных клубов — от «Ювентуса» и «Реала» до «Манчестер Юнайтед» и «Милана»

Кстати, за какую команду ты сейчас болеешь? И чья футбольная форма тебе нравится?

Болею за «Манчестер Юнайтед», а великая форма была и есть у «Ювентуса».

Носишь ли ты, кстати, что-то из своих коллекций? Что бы ты, например, себе забрал из коллаборации с «Динамо»?

Я из всех дропов, будь это коллекция FABLE или коллаборация, всегда оставляю себе одно-два изделия, которые мне особенно понравились.

Из «динамовской» коллекции взял шарф и длинный пуховик. Это самый трушный футбольный набор на зимний сезон. В дни, когда я так одет, появляются небольшие флешбэки из футбольного детства.


Вопрос, который интересует многих: цены на бэйсик футболки. У вас бланковые футбы стоит от 3–4 тысяч, и для многих — это до фига. Из чего конкретно на футболки и другие вещи FABLE складывается эта цена? 

Для 2023 года 3–4 тысячи за футболку не сказать, что «до фига». Это медиана среди цен локальных брендов. А вот хорошее хлопковое полотно реально стоит до фига!

У вас в описании бренда упомянута «экспериментальная лаборатория». Что это значит в рамках лейбла? Союз креативной и производственной команды?

Под экспериментальной лабораторией бренды, прямо скажем, имеют в виду отдельное помещение и небольшую команду, которая занимается созданием образцов (сэмплов) новых изделий. Это было одно из проблемных мест бренда в текущем году — количество требуемых изделий было выше количества, которое мы могли засэмплировать. Будем расширять команду как можно скорее.


В переводе fable — это «выдумка», «сказание». Не думали сделать реально какую-нибудь сказочную коллекцию? И если да, то какой бы она могла быть, чтобы не разрушать ДНК бренда?    

Сделать коллекцию в сеттинге рыцарей, магов, королей и т.д. — это очень красиво и даже вирально, а вот подружить этот сеттинг с изделиями, которые будут носить люди в текущем и будущем, куда сложнее :)

Каким образом ты бы еще хотел повзаимодействовать с культурой через фэшн?

Создание контента на уровне художественных произведений. Вот это самое близкое из возможных форм. Но на такое нужны большие бюджеты. 

Топ-5 твоих любимых зарубежных брендов/дизайнеров: 

Andersson Bell
Ader Error
Balenciaga
Diesel
Jacquemus

Фото: личный архив и соцсети Артема Грибачева, @artgribachev
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 19:40, 20 ноября
Оливия Родриго стала амбассадором бренда Lancôme
Новости — 16:00, 20 ноября
«Звук» обновил систему рекомендаций и представил кампанию с Сергеем Жуковым
Новости — 13:49, 20 ноября
Кинофестиваль «Зимний» объявил конкурсную программу
Образ жизни — 13:33, 20 ноября
Американские фэшн-иконы нулевых, сумка рыбака и бюро находок для любителей классных штук для дома: новинки от ТВОЕ, ANNA PEKUN, When I Was _ и других брендов