Обзоры, Кино — 3 ноября 2023, 12:11

Если ты мой спасательный круг. SRSLY рекомендует, что посмотреть на 17-м Большом фестивале мультфильмов

Редактор SRSLY и страстная поклонница короткометражной анимации Алиса Меликян собрала самое стоящее из национальной и международной программ Большого фестиваля мультфильмов, который стартовал 27 октября и продлится до 7 ноября — чтобы вас не терзали муки выбора, что посмотреть в оставшиеся офлайновые дни, а потом и в последующий период, когда фест будет проходить онлайн — с 20 по 27 ноября. Не благодарите!


Программа № 2 (международный конкурс) 6+

Программы с пометками ниже 12+, конечно, будут менее интересны взрослым и больше подходят для совместного просмотра с детьми, младшими сиблингами. Но и там есть свои жемчужины.

«Друзья» (Нахид Малайери, Иран, 2023)

Оранжевому мячику («шариком» или «кружочком» его назвать нельзя, потому что он овальный, «эллипсоидом» — странно, поэтому пусть будет «овальным мячиком», потому что он прыгучий) грустно настолько, что разными способами он пытается свести счеты с жизнью, и всякий раз безуспешно. Но стоит только ему найти друзей, таких же цветных мячиков, как все преображается. И на нашей улице в конце концов случится радуга.



Надо сказать, спорный выбор для детской программы, но мульт настолько оптимистичен по своей сути, что любые негативные ассоциации нивелируются, растворяются в лучах его добра. Беглый ресерч выводит на англоязычный источник, где говорится, что в «Друзьях» автор повествует о своем опыте проживания депрессии — еще одно подтверждение недетскости этой короткометражки. Хотя, если не вникать, то так и не скажешь.


«Переход» (Дарья Волчок, 2023)

Очень стилевая, ироничная, немного психоделическая анимация про то, как на самом деле устроены светофоры. После просмотра жизнь (в недолгие ее моменты стояния на пешеходном переходе), возможно, больше не будет прежней.


Программа № 3 (национальный конкурс) 12+

«Визионер» (Всеволод Булавкин, 2022)

Зловеще, ничего не понятно, но правда очень интересно, как, собственно, и в картинах Босха, которому посвящена эта впечатляющая работа. Доказательство того, что российская компьютерная анимация прогрессирует.



«Миллион алых роз» (Галина Голубева, 2023)

О сюжете нетрудно догадаться из названия — лавстори она и есть лавстори, офицер ухаживает за актрисой, что мы там не видели? Но какая интересная техника и какой мощный национальный колорит она несет в себе! Создатели не просто слепили героев из пластилина, а сделали это в стиле важного древнерусского народного промысла — Филимоновской игрушки. И это так классно, когда по анимации, (которая в целом, как явление, больше тяготеет к некой международности, универсальности) можно точно определить, из какой страны она родом.



«Koi/Love» (Анна Смирнова, 2023)

Лаконичная, как хокку звучащее во время нее, история про красного человека, который увидел сиреневую женщину и срыгнул (да, срыгнул, ошибки нет) свое сердечко. Те, кто над ним из-за этого посмеивался, на такое не способны, ибо лохи. Кстати, koi в переводе с японского — «любовь к противоположному полу».



«Волк думающий» (Юлия Евдокимова, 2023)

Один фатальный день из жизни рефлексирующего волка (приземленные удовольствия ему тоже не чужды), когда он постиг истину, заплатил за это весьма дорого, но как будто не жалеет, а вовсе даже и наоборот.



«Письмо» (Анастасия Пантелеева, 2023)

Маленькая девчушка сильно скучает по маме, и когда наконец от нее приходит письмо — не терпится его прочитать. А бабушка все тянет время, пытается спрятать конверт. И, как оказывается, на это есть причина. Не всегда с вестями, которых мы очень ждем, приходит радость, ведь так?

Лучшая, на взгляд редактора SRSLY, работа из этого сборника.



«Поиски возлюбленной» (Полина Волкова, 2023)

Советские вайбы: цвета, плакаты, косыночки на головах у дам, мужчины в ватниках — перед нами мультфильм по мотивам рассказа Михаила Зощенко. Главный герой, Вова Завитушкин, потащил первую «миловидную» встречную из трамвая в ЗАГС — все счастливы. Есть только небольшая проблема — он не видел свою невесту без шапки и не смог распознать ее на праздновании. Поэтому поспешив, можно не только людей насмешить, но и обидеть.


Программа № 4 (национальный конкурс) 12+

«Кошкадер» (Катя Михеева, 2022)

Анимация-рофл от именитой российской студии Petrick, получившей мировое признание. Увлеченный кот-художник по спецэффектам во имя правдоподобности результата решает стать каскадером и самостоятельно выполнять трюки, щедро расходуя свои жизни, которых у котиков, как известно, девять. Что же случается, когда у него остается одна последняя жизнь? А вот и посмотрите!



«Хармс» (Светлана Андрианова, 2023)

Вообще все, что связано с русским авангардом — по определению заслуживает внимания, а здесь еще такое сложносочиненное, многогранное произведение, в основе которого лежат рассказы Даниила Хармса. Довольно непростое для восприятия, но в конце концов разрозненные кусочки пазла складываются в такую картину, что непроизвольно думаешь про себя: «Вау!» Кто-то даже вслух — как это было на сеансе. Есть желание пересмотреть несколько раз!


Программа № 5 (национальный конкурс) 18+

«Полынь-25» (Надя Гольдман, 2023)

Маленькая девочка Наташа, продираясь через экзистенциальные помехи, пытается дозвониться до себя взрослой (…. или наоборот?).

Тот случай, когда автор выбирает почти отказаться от слов, потому что их и не надо — есть более красноречивые и точные способы разговора о тонких материях. Надя Гольдман ими овладела. Нервные тонкие линии контуров, резкий неприятный звонок телефона, саундтрек от Race to Space — звуки тихой грусти, будто раздающейся из космоса, пронизывающей земной шар. Само название навевает строчки из стихотворения Ники Турбиной: «Я — полынь-трава», а во рту начинает отдавать горечью: как и почему прервалась наша связь с нами же настоящими? И возможно ли ее восстановить?

Абсолютный фаворит редактора SRSLY из всего просмотренного на фестивале.



«Как Егор решить женился» (Владимир Сахновский, 2022)

Праздник отборного абсурда, озвученного через переводчик с его неправильными ударениями и странными интонациями.


Егор действительно созрел сделать предложение своей девушке. Но вот незадача — она потеряла сережку, без которой союз на небесах, само собой, не состоится. И Егор отважно, преодолевая препятствия, как какой-нибудь Супер Марио, отправляется искать сережку.

Логики в повествовании и диалогах («Как ты догадался, мы тут не пирожки печем, а фартуки стряпаем!») не ждите — ну, как в жизни примерно. Тем и прекрасен этот мульт. Прекрасен! (хочется даже показать вам трейлер).



«Крот» (Алексей Сухов, 2023)

Чемпион, по степени своей абсурдности даже превосходящий повесть про Егора, решившего жениться — это, конечно, «Крот»!

После проишествия на улице главный герой не может вспомнить, кто он. Ни документов, ни каких-либо других подсказок — лишь маленькая загадочная бумажка, на которой написано одно слово — «крот». Ну и что это значит?! Весь фильм зеленолицый горемыка пытается понять: то ли он крот, копающий землю, то ли он MC Крот, стелющий про то, как хочет новую куртку (а новый ментор вообще не в восторге от его рэпчика — «@#$%ец говно», говорит). Редактор SRSLY тоже хочет и очень веселится от этого неадекватного мультфильма. Хотя и поплакать, на самом деле, вполне уместно: человек не помнящий себя, не знающий, куда он идет… Опять экзистенциальные муки, только обернутые в фантик от комедии, пусть и черной.

Но завершается все на высокой ноте — через энное количество времени «крот» все же встречается со своей, оказывается, женой, и она кричит ему: «Ты не крот, ты — неудачник». А он ей: «Я не неудачник, я — гений!» И такой оптимистичный финал не во всех детских мультиках бывает.



«Уважаемые пассажиры» (Макс Куликов, 2023)

Зарисовка о хрестоматийных типажах, которых можно встретить в поезде: прикладывающиеся к бутылке вэдэвэшники, грузный пенсионер, раскладывающий по купе свои курочку и соленья, игривые/ворчливые проводницы с серебряными подстаканниками, неуправляемые орущие дети с орущей на них воспитательницей… И единственный приличный интеллигент, в результате оказывающийся тоже каким-то криповым. И даже среди всей этой железнодорожной прозы есть место романтике.



«Омичка» (Лиза Скворцова, 2023)

Интересно, при каких обстоятельствах родилась такая отличная идея: «Омичка» — это буквально визуализация сюрных заголовков из реальных СМИ. Сколько простора для воображения, для создания минивселенной, в которой все эти заголовки сосуществуют и пересекаются! А главное — что-то на очень близком и понятном для твердолобых журналистов!

Воплощение идеи тоже просто изумительное: в программе № 5 много смешного, но это, наверное, самое. И весьма дерзкое — не каждый решится пустить лого Минкульта сразу после нюдса (даже если нарисованного). И опять национальные отличительные детали — типа закатанных в пятилитровые банки огурцов и панелек за окном — прилагаются.


Программа № 6 (национальный конкурс) 18+

По-другому названа организаторами «Экспериментальной» — здесь собраны работы авторов, которые вообще не ограничиваются никакими рамками, смешивают стили, прибегают к непопулярным, зачастую новаторским техникам. Почему бы не использовать коллажи из рентгеновских снимков или засушенные листья для стоп-моушна, почему бы не подрисовать что-нибудь на футаже масляными красками, почему бы не создать историю с помощью акварели и воды на стекле?

«Реально гадкий утенок» (Светлана Нагаева, 2023)

Этюды на тему того, каким было бы телевидение, если бы его делали для антропоморфных уток — множество разных передач и центральная — реалити-шоу про маму-утку, которая не отказалась от своего «бракованного яйца». Общее настроение мультфильма колеблется от «остроумно со вкраплениями грустинок» до «грустно со вкраплениями остроуминок».

Интересный микс разных техник, среди которых ранее не виданная редактором — акварель на стекле.



«Жатва» (Иван Архипов, 2022)

Мрачное, молчаливое и мистическое, выполненное в редкой технике моушн-полотно — по-другому его и не назовешь, столь монументальное впечатление производит «Жатва». А когда читаешь на сайте БФМ, что для ее создания потребовалось около 1500 гравюр из алюминиевых пластин, становится понятно, что это не только впечатление — работа действительно монументальная. И с первого раза, конечно, мало что усваивается — надо пересматривать и пересматривать, вникать и вникать.



«Как добыть шапку в зоомагазине» (Полина Андреева, 2022)

Комментарий к этой короткометражке будет столь же кратким, как и она сама — смешно и стильно! Берите на заметку, если когда-нибудь срочно понадобится шапка...



«Кости» (Антон Душкин, 2023)

Те самые коллажи из рентгеновских снимков. Бессюжетно, но жутко (в хорошем смысле) и очень креативно.



«Добро пожаловать в Саратов» (Сергей Посохин, 2023)

Слова излишни, просто — добро пожаловать в один из самых жизнеутверждающих городов России, к которому режиссер относится и с критикой, и с иронией, и с любовью.



«Месяц листьев» (Иван Ханжин, Данил Стрижков, 2022)

Стоп-моушн из гербария! Видели когда-нибудь такое? Посмотрите!



«Мы будем вместе» (Серафима Труевцева, 2021)

Короткометражка-дневниковая запись Серафимы об отце, которого она не помнит, но с которым, оказывается, они очень похожи. Восхищает смелость выставить напоказ такую личную, сокровенную историю, рассказать о переживаниях от первого лица, напрямую, а не скрываясь за всевозможными нарисованными персонажами и придуманными для них сюжетами.



«Почему мой сын любит рисовать монстров» (Айдар Гайнуллин, 2023)

Еще одна личная история еще одного смелого человека. На этот раз — с точки зрения отца. Рефлексия Айдара на тему отцовства, которую грамотно поставили вслед за «Мы будем вместе» — эти две короткометражки словно являются продолжением друг друга.




Фото: кадр из мультфильма «Полынь-25»
Новости — 12:05, 16 октября
Сериал «Медленные лошади» продлили на 6-й сезон
Образ жизни — 19:33, 15 октября
Расул Чабдаров, Андрей Бебуришвили и еще 4 комика, чьи новые спешлы стоит посмотреть
Новости — 19:14, 15 октября
200 дизайнеров, 83 модных показа и 25 лекций: рассказываем, как прошла Moscow Fashion Week 2024
Новости — 14:45, 15 октября
Большой фестиваль мультфильмов объявил программу
Новости — 11:40, 15 октября
«Кинопоиск» представил «Куруч идет в сезон» — новое шоу про хоккей