Обзоры, Музыка — 19 октября 2023, 19:54

Сами себе редакторы. Olivia Rodrigo, The National, James Blake, Roisin Murphy и еще 4 пластинки, которые надо включать прямо сейчас

О самых важных альбомах осени рассказывает Игорь Гаврилов. 

Olivia Rodrigo — GUTS

Альбом американской певицы Оливии Родриго GUTS сразу после выхода возглавил американский чарт, и это произошло уже во второй раз в ее карьере — с дебютным SOUR (2021) было то же самое. В течение недели после релиза GUTS успела триумфально выступить на MTV Video Music Awards, где многие приняли сценическую версию клипа Vampire за чистую монету, и объявить даты мирового турне 2024 года (билеты уже заканчиваются). 

Очевидно, что в отсутствие новостей от Билли Айлиш Оливия Родриго сейчас самая обсуждаемая молодая певица в мире. Фактически GUTS — это школьный рок, раскачанный до масштабов оперы. В основе альбома — поп-панк, но экспрессивное сопрано и смелый продюсерский подход партнера Оливии Дана Нигро делают эту пластинку темой для обсуждений не только в раздевалках чирлидерш, но и в самых широких слушательских кругах. Вершина альбома — вагнерианская по размаху пьеса Vampire. Тем интереснее вслушиваться в остальные 11 композиций, в каждой из которых (даже в самых простых и прозрачных) Родриго и Нигро нашли место для неожиданного сюжетного поворота и интригующего аранжировочного решения.    

Sparklehorse — Bird Machine

Под именем Sparklehorse записывал музыку выдающийся мелодист и звукоархитектор Марк Линкус, которого многие считали новым воплощением Джорджа Харрисона на земле. Битловские интонации в его музыке сочетались с продюсерскими и авторскими идеями лучших музыкантов его поколения — Тома Уэйтса, Пи Джей Харви, Нины Перссон (вокалистка The Cardigans. — Прим. SRSLY), Danger Mouse, Игги Попа, Бека и других. В качестве продюсера Марк Линкус много работал с Дэниелом Джонстоном — культовым музыкантом-аутсайдером, страдавшим биполярным расстройством. Линкус и сам мучился как с физическими, так и ментальными недуами. Термин «культовый музыкант», то есть буквально «гений, известный в узких кругах», применим к нему в не меньшей степени, чем к Джонстону. Недаром на его смерть в 2010 году мгновенно откликнулись словами скорби Патти Смит, Стив Альбини, The Flaming Lips, Колин Гринвуд из Radiohead и многие другие. Мелодическое совершенство песен Линкуса соседствовало с шероховатым, словно поперхнувшимся саундом, которого Sparklehorse специально добивался в своей студии. 

Известно, что, когда издатели Sparklehorse сообщили, что видят в качестве следующего «большого сингла» песню Chaos of the Universe (есть на Bird Machine), он специально тут же нагрузил трек волной гитарного фуза, чтобы песню не взяли на MTV. Планируя запись Bird Machine, он решил не уходить в шумовые дебри и записать песни, которые можно было бы легко представить себе в концертном исполнении. Над этим альбомом Линкус работал весь последний год жизни в партнерстве с продюсером Стивеном Альбини (Shellac, Nirvana, Pixies). Записи были собраны членами семьи Линкуса по разрозненным кассетам из ящиков письменного стола — музыкант не любил идеального порядка не только в музыке, но и в быту. Несмотря на то, что, создавая песни, автор вдохновлялся любимыми записями The Kinks, на выходе все равно получился горько-сладкий коллаж, который неподготовленному слушателю покажется выходящим далеко за рамки «простых мелодий»

Или, как сформулировали журналисты Pitchfork, солнечные припевы переплавились в кошмарный калейдоскоп.

The National — Laugh Track

Американская инди-группа The National выпустила второй альбом за год. Несмотря на то, что обложка Laugh Track является вариацией на тему обложки First Two Pages of Frankenstein, новый альбом не выглядит собранием «обрезков», оставшихся от предыдущей пластинки. Критики отмечают, что, напротив, Laugh Track смелее и свежее. В First Two Pages of Frankenstein лидер группы Мэтт Бернингер боролся с ментальными проблемами и искал выход из депрессии. А когда выяснилось, что демоны побеждены, просто высвободил энергию, накопленную в процессе работы над «Франкенштейном». Песни написаны в тот же период, но искры в них точно больше. 

За мелодии по большей части отвечали братья Аарон и Брюс Десснеры, и в первой же песне их авторства — Deep End (Paul's in Pieces) — слышно, насколько далеко продвинулся Аарон Десснер в поп-продакшене. Стоит напомнить, что именно он, гитарист одной из самых депрессивных стадионных групп, стоит за последними альбомами Тейлор Свифт, официально самой востребованной концертирующей артистки планеты. Да еще каким-то чудом в это же самое время, в 2023 году, он сумел спродюсировать два альбома Эда Ширана

Присущая мелодиям Десснеров мечтательность оказалась востребованной и в мире высокобюджетной поп-музыки, и в хрупком инди-фолке. Подтверждение последнему факту — примиряющий с действительностью дуэт Мэтта Бернингера и Фиби Бриджерс в песне Аарона Десснера Laugh Track.

    

Mitski — The Land Is Inhospitable and So Are We

Успех американки японского происхождения Мицки Мияваки растет от альбома к альбому независимо от того, удалось ли ей на нынешнем жизненном этапе написать песню, подобную взорвавшему тикток в 2018 году хиту Nobody, или нет. Новый диск The Land Is Inhospitable and So Are We («Эта Земля не гостеприимна, и мы тоже») демонстрирует очень впечатляющие результаты. В сентябре он пробился в верхнюю двадцатку альбомных чартов как в США, так и в Англии, причем на острове Мицки вообще носят на руках — альбом там уверенно движется к первому месту. В главном чарте Billboard на это потребуется чуть больше времени, но перспективы вполне радужные. Мицки пользуется у соотечественников необъяснимой любовью, даже когда, как в этом альбоме, делает музыку в духе Ланы Дель Рей, но без присущего той голливудского шарма. 

Мицки, безусловно, мастер вкрадчивой американы, она на «ты» с ремеслом мелодиста, и несколько песен с The Land Is Inhospitable and So Are We запоминаешь с первого прослушивания.

Одним из источников вдохновения для нового альбома Мицки называет саундтреки к вестернам, но в музыке нет присущей им тревоги, ожидания беды. В альбоме скорее слышны отголоски дрим-попа и инди-фолка 2000-х, чем Эннио Морриконе

Несмотря на прорезающуюся время от времени электрогитару, The Land Is Inhospitable and So Are We — возможно, самый тихий и камерный альбом Мицки, где она много говорит об одиночестве и обращает внимание на самые мелкие детали и самые мимолетные эмоции, на которые человек, живущий более наполненной жизнью, чем ее лирическая героиня, внимания не обратит.       

James Blake — Playing Robots into Heaven

Англичанин Джеймс Блейк — один из самых влиятельных электронных артистов в мире на сегодняшний день. 35 лет — нормальный возраст, чтобы еще не раз изобрести себя заново и продиктовать новую моду. Новый альбом Playing Robots into Heaven спет от лица двух персонажей — ребенка и тоскующего взрослого мужчины. При этом вокал обработан таким образом, что это как бы не совсем ребенок, а в соответствии с заголовком альбома ребенок-робот. То же касается и центрального персонажа, то есть самого Блейка. Музыканту доступны все стили и по плечу любой саунд. Он, безусловно, выдающийся поп-сочинитель, достаточно послушать песню Loading, мелодия которой не оставляет сомнений в его даре и при этом завернута в комфортное электронное звучание. 

Для этого саунда термин «электронный» даже слишком узкий — Блейк использует все, что придумано в поп-музыке, в том числе давние собственные изобретения.

Если первый и главный хит его карьеры, Limit To Your Love, был кавер-версией песни канадской артистки Лесли Файст, то Loading — образцово-показательная композиция, готовый ориентир для музыканта любого поколения. А идущая следом Tell Me — идеальный пример клубного хита, эталон любимого фанатами момента на концертах Блейка, когда его задумчивая интонация словно на риф налетает на танцевальный бит. В песне I Want To Know слышен сэмпл из песни Снупа Догга и голос Фаррелла Уильямса. Но эти включения изменены до неузнаваемости, в песне восхищаешься не списком авторов, а чудесными мелизмами то ли компьютерного, то ли биологического происхождения. 

Есть и отдельная песня для журналистов — Fire The Editor («Уволь редактора»).

Насчет песни для журналистов — это, конечно, шутка. Блейк поет о «редакторе» в голове, о внутреннем критике, о боязни провала, об излишнем самоконтроле, который не дает развернуться творческому потенциалу героя песни. Хотя, если говорить о самом Блейке, — куда уж дальше разворачиваться. 

Roisin Murphy — Hit Parade

Hit Parade — первый альбом бывшей солистки группы Moloko Рошин Мерфи, выпущенный на легендарном электронном рекорд-лейбле Ninja Tune. Продюсером пластинки стал немецкий диджей Стефан Козалла (DJ Koze). Во время работы над релизом он находился в Гамбурге, а певица в Лондоне. В результате, по словам Мерфи, тексты песен вышли «более интимными», а студийный волшебник «не отвлекался на ее присутствие». В составе Moloko Рошин Мерфи спела когда-то одну из главных диско-песен всех времен Sing It Back (она стала популярной в ремиксе Бориса Длугоша) и при этом заработала себе репутацию поп-певицы, склонной (порой даже болезненно) к экспериментам. 

Уже в период сольной карьеры Рошин люди периодически реагировали на ее новый материал с искренним удивлением. Временами от поп-саунда она уходила максимально далеко. Наряду с музыкальным талантом сильной стороной Мерфи всегда оставалось шоу, а когда пандемия COVID-19 обрубила ей концертную деятельность, она стала выглядеть еще экстравагантнее в YouTube-эфирах из своего дома. В альбоме Hit Parade Рошин Мерфи добилась золотого сочетания диско-вайба и сочинительского вызова. Открывающая альбом песня What Not To Do ведет родословную от Love To Love You Baby Донны Саммер. В том смысле, что звучать она может практически бесконечно. 

Чем дальше продвигается альбом, тем больше в нем пляжа и ретро.

В этой последовательности песен DJ Koze формирует среду, в которой идеальные песни для диско-вечеринки поданы как фотоальбом, который листает техно-продюсер. Увиденное настолько потрясает его, что он нередко предпочитает только позицию диджея, а не аранжировщика. Альбом можно слушать с любого места, он цепляет в любом случае

Блок песен Fader + Free Will спасет любую, даже самую безнадежную вечеринку.

Неудивительно, что у Hit Parade самые высокие показатели в чартах за всю сольную карьеру Рошин. Кое-где Мерфи даже обгоняет Кайли Миноуг с ее сенсационным альбомом Tension, выпущенным в сентябре 2023 года.        

Public Image Ltd. — End Of The World + Jah Wobble — A Brief History Of Now

В начале 2023 года Джон Лайдон вместе со своей группой Public Image Ltd. (PIL) участвовал в национальном отборе британских участников конкурса «Евровидения». Сам этот факт можно считать проявлением панковской природы бывшего фронтмена Sex Pistols. Однако заявка Public Image Ltd. не была арт-провокацией. Представленная группой песня Hawaii была посвящением жене Лайдона — Норе Форстер, которая в последние годы боролась с болезнью Альцгеймера. Это была песня о любви, в которой Лайдон и Форстер жили 44 года. PIL не прошли на «Евровидение». А в апреле Форстер умерла. Для певца, который полностью переключился с музыкальной карьеры на роль сиделки, это была трагическая и невосполнимая утрата. Мало кто предположил бы, что он так быстро вернется в строй. Но в конце лета PIL выпустили легкий, светлый, брызжущий жизненными соками альбом, чье название переводится как «Конец света». 

Песня Hawaii находится в самом его конце, это обаятельный неторопливый номер, который вполне подошел бы Брайану Ферри или группе Spandau Ballet. Hawaii — финал подборки песен вулканической силы, по изобретательности и сбалансированности превосходящей последние творения других групп, выросших из постпанка, и прежде всего стадионных монстров U2. End Of The World занял первые места в альбомных чартах Великобритании и Германии. Пластинку смело можно рекомендовать тем, кто раньше PIL не слушал, а также тем, кто считает группу чем-то второстепенным в биографии Джона Лайдона по отношению к Sex Pistols. 

Если понравится, можете также включить свежий альбом Джа Уоббла, одного из основателей Public Image Ltd., неутомимого автора и даб-продюсера. Альбом называется A Brief History Of Now и не уступает пластинке бывших коллег по динамике и художественной силе. Он записан Уобблом в соавторстве с Джоном Кляйном, гитаристом группы Siouxsie and the Banshees, которая тоже в строю и тоже выглядит на удивление бодро. Все-таки панк и пост-панк лучше всего слушать в исполнении тех, кто их изобрел.   

Фото: кадр из клип The National — Dreaming
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова