Режим сохранения. Гендиректор Cosmoscow Николай Корьков рассказывает SRSLY, какой будет ярмарка в 2023 году
Текст:
Алина Бавина, главный редактор
Неумолимо надвигается самое значимое и ожидаемое арт-событие года — Cosmoscow, поэтому культуролог и ведущая подкаста «Искусство для пацанчиков» Анастасия Четверикова с пристрастием допрашивает гендиректора ярмарки Николая Корькова о том, что приготовила для нас команда «Космоскоу» на сей раз, как и зачем покупать это самое искусство, и чем еще, кроме его изучения, можно будет заняться в «Экспоцентре» с 29 сентября по 1 октября.
Представим: человек в первый раз в жизни пришел на Cosmoscow с желанием посмотреть современное искусство. Куда ему идти? Что делать?
Очень сложный вопрос. Я бы хотел начать с того, что каждый выпуск ярмарки мы готовим целый год. И по завершении текущего выпуска буквально через неделю садимся и начинаем планировать следующий.
Что делать? Нужно обязательно заглядывать во все укромные места ярмарки. Вообще она устроена таким образом — есть три основные составляющие: коммерческая, некоммерческая и параллельная программы. Коммерческая охватывает наших основных участников — это галереи, наши коммерческие партнеры, с которыми мы реализуем проекты, сувенирные магазины с мерчом, например. Некоммерческая программа — это проекты нашего фонда по поддержке современного искусства Cosmoscow Foundation: «Художник года», «Музей года» и «Институция года». Есть лекторий Cosmoscow, где проходят образовательные дискуссии, есть медиафорум с мероприятиями наших медиапартнеров.
Помимо этого, готовится параллельная программа. Так как мы находимся в авангарде современного искусства, то ежегодно получаем массу заявок от различных организаций и институций, которые хотят представить свои проекты в рамках ярмарки. И совместно с ними по всему городу мы проводим мероприятия в галереях, музеях, арт-пространствах: бранчи, паблик-токи, экскурсии, закрытые посещения выставок. Cosmoscow — это квинтэссенция всего самого актуального, что происходит в совриске (современное искусство. — Прим. SRSLY).
Еще, чтобы не отрываться от контекста современной культуры в целом, мы в прошлом году начали сотрудничать с музыкальным фестивалем SOUND UP — нам очень понравилось, был концерт с шестью роялями, а в этом году они дадут премьеру: впервые прозвучит концерт голландского композитора Симеона тен Хольта в исполнении оркестра русских национальных инструментов — 30 сентября.
Вот это очень хорошо, очень привлекательно, на мой взгляд, вообще в ярмарке. Не только арт, но и музыка. Возвращаюсь к тому человеку, пришедшему впервые! Может, есть карта, по которой он может идти?
Будут большие буклеты — мы называем их зинами — с картой ярмарки, с расписанием событий, описанием проектов: коммерческих и некоммерческих. Там содержится вся информация.
Безусловно, мы работаем над навигацией, чтобы нашему посетителю было удобно. Есть стойка информации, куда можно обратиться, все узнать про расписание образовательной программы, в целом — куда идти, что смотреть. В этом году нам еще удалось, благодаря поддержке нашего партнера «Рувики», сделать интерактивные карты — такие навигационные стелы, тач-панели — можно будет потыкать и почитать про все галереи. Важно обратить внимание, что мы поменяли площадку, и архитектурная застройка у нас будет совсем другая — не проспекты, как в предыдущие разы в Гостином дворе, а квадратная центральная площадь.
То есть это как город будет?
Ну, да, получается, так. Для того чтобы попасть на выставку, надо купить билет на сайте. Можно приходить всей семьей, с детьми.
А для детей будет какая-то туса?
Да, традиционно наш фонд поддержки современного искусства Cosmoscow реализует образовательную программу для детей, в этом году с международной школой «Алгоритм». Они разработали особую программу — некое переосмысление европейской методологии преподавания 60–70-х годов. И это в том числе перекликается с нонконформизмом. Должно быть интересно.
Круто, этого как раз очень не хватает. Сколько часов вообще можно провести на ярмарке?
Буквально вчера мы обсуждали это вопрос, и пришли к выводу, что наших четырех дней, конечно, не хватит, чтобы вдумчиво все посмотреть. Если у вас есть какой-то приоритетный интерес — можно сконцентрироваться на этом. В любом случае у нас есть экскурсии, которые можно заказать на сайте при покупке билетов. Они проводятся в мини-группах по десять человек, а после такого краткого тура по ярмарке можно самостоятельно пройтись. Если наши посетители что-то захотят приобрести, при этом не имея представления о том, с чего начать свою коллекцию — то есть служба арт-консалтинга, которая тоже по запросу гостя сможет подобрать работы, провести тур, со всеми познакомить.
Я думаю, что обязательно нужно разговаривать с галеристами, которые работают на стендах. Есть возможность встретиться с самими художниками, попросить, чтобы они сами рассказали о своем творчестве и выставляемых работах. Вообще я советую не тушеваться и разговаривать, потому что Cosmoscow — платформа для взаимодействия и построения диалога среди как арт-профессионалов, так и просто любителей искусства, которые интересуются культурной повесткой нашей страны.
Подходит к тебе посетитель и говорит: «Николай, скажите, пожалуйста, кого бы из художников вы мне порекомендовали в первую очередь посмотреть?» Чтобы зацепило, чтобы захотелось еще.
Мне крайне сложно кого-то выделять, у нас больше 300 художников. Все эти художники, программы галерей прошли экспертный отбор. Поэтому я даже не возьмусь.
Можно начать с победителя Cosmoscow 2023, например, — нижегородского классного парня Артема Филатова, который исследует мортальность.
Да, можно. Артем Филатов — «Художник года» — основатель и директор студии «Тихая» в Нижнем Новгороде. На ярмарке будет представлен его проект «Все исчезнет!», который Артем воплотит сам — можно будет даже с ним познакомиться.
Ежегодно мы не только реализуем творческие проекты художника года на площадке Cosmoscow, но и берем его работу за основу нашего фирменного стиля, который каждый раз меняем — он никогда не повторяется.
То есть в этот раз на Cosmoscow будет все в «зеленке»?
У нас есть отсылка, да.
Отличительная черта работ Артема — «зеленка» (цвет «зеленки». — Прим. SRSLY), выцветание, умирание — он все это любит. Думаю, с него можно начать, чтобы прямо захотеть остальное посмотреть, зарядиться чем-то таким… Материальным.
Мне кажется, у нас настолько богатый ассортимент — не побоюсь этого слова — что обязательно каждый обнаружит для себя что-то, что откликнется и понравится, над чем зритель задумается. Можно найти не только новых молодых авторов, но и работы знакомых художников, которые уже встречались в музеях, на выставках — если человек интересуется, то наверняка знаком с первыми именами современного российского искусства.
А кто будет из «динозавров»? Хочется конкретные имена.
Дубосарский у нас будет, Алина Глазун, Айдан Салахова, Виктoр Пивoвaрoв.
В 2022-м я в рамках «Искусства для пацанчиков» записывала подкаст для Cosmoscow про NFT-проекты и встречалась с ребятами, которые открывали у вас диджитал-пространство. Будет ли оно в этом году на ярмарке?
В 2021 году мы впервые представили диджитал-искусство как отдельную секцию, сделали тогда некое высказывание совместно с Нью-Йоркской ярмаркой цифрового искусства CADAF, и в 2022-м инициировали отдельную секцию диджитал-искусства с цифровыми работами, NFT. В этом году продолжаем традицию, и у нас будет три галереи в секции «ЦИФРА».
Теперь поговорим о том, как выстроена ярмарка изнутри. Ты говорил, что художники и галереи выбираются экспертным советом, кто в него входит? «Судьи кто?»
На сайте они не указаны, но в экспертный совет мы приглашаем опытных галеристов, которые знают и понимают общую конъюнктуру рынка, понимают спрос, сами коллекционируют. До недавнего времени зарубежные галеристы тоже входили в совет.
Будут ли иностранные авторы на ярмарке?
Будут.
(В разговор включается PR-директор Cosmoscow Алина Хангареева.)
Алина: Например, Рефик Анадол (американский медиахудожник турецкого происхождения, активно работающий с искусственным интеллектом и известный своими масштабными сайт-специфик инсталляциями. — Прим. SRSLY), который принимал участие в «Искусстве будущего» (международная биеннале, впервые открывшаяся в декабре 2021-го. — Прим. SRSLY) в Мультимедиа Арт Музее — у него была большая инсталляция. В этом году одна из диджитальных галерей представляет его работу, и ее можно купить.
Работа Рефика Анадола, спроецированная на здание Концертного зала Уолта Диснея в честь столетия Лос-Анджелесской филармонии, 2018 год
А все ли на Cosmoscow можно купить?
Если что-то открыто не продается, то всегда можно договориться! (Смеется.) Но если серьезно, будет, например, спецпроект, который нельзя купить: галерея цифровых дизайнов карт, разработанных художником года совместно с нашим генеральным партнером «Сбербанком» и искусственным интеллектом Kandinsky 2.2. Называется «Цифровой сад Сбера», там они размышляют на тему смены сезонов, природы. Артему очень понравилось работать с искусственным интеллектом.
Скоро «Тихая» превратится в цифровую галерею! Еще хочется раскрыть немножко внутренностей для читателей, чтобы они понимали, как вы работаете над ярмаркой. В начале интервью ты рассказал, что подготовка к новой ярмарке начинается буквально на следующий день после закрытия старой. Расскажи про архитектуру. Кто ее разработал в этом году, как она построена — что это будет за пространство, в которое попадет посетитель?
У Cosmoscow достаточно стандартная застройка: стены 3,5 метра, вайт-кьюб пространство (white cube — белое выставочное пространство без каких-либо деталей. — Прим. SRSLY) галерей, которое оформляется по их желанию, согласно их программе. Мы пытаемся — и у нас это с успехом получается с нашим архитектором Наташей Зайченко — каждый год внедрять индивидуальность и уникальность в ярмарку за счет малых архитектурных форм. В 2021 году мы использовали такие зеленые ящики для перевозки и хранения фруктов и овощей, из которых собирали инсталляции, лавочки, столы для магазинов, пресс-волл, и за счет этого ярмарка обретала свой индивидуальный стиль. Более того, мы эти ящики все вернули — они многоразовые, поэтому это был самый экологический выпуск, мне кажется, за всю историю. В 2022 году мы, если помните, использовали пупырчатую пленку и с крыши Гостиного двора повесили красивые флаги, обозначающие галерейные секции. Это был десятый выпуск, хотелось его сделать выделяющимся. Постоянным пространством ярмарки был Гостиный двор — его архитектура всем знакома. Но за счет того, что наш архитектор придумала вот эти флаги, нам удалось его немножечко упаковать и архитектуру зала поменять.
В этом году будет еще более креативная идея, которая, мне кажется, все равно связана и с творчеством художника года, так или иначе с его работой, представляемой на ярмарке, и с нашим фирменным стилем, и с тем, что мы меняем площадку на «Экспоцентр». Это будет очень андеграунд, вот так скажу. Роково.
Ты не расскажешь, как это будет выглядеть? Это сюрприз?! Вот как привлечь людей, если ты не говоришь, что будет?
Ну а зачем? Я как раз сказал, что это будет андеграундно, роково, нестандартно, всегда удивительно.
В кожанке приходить?
Приходите в чем удобно, проводите на ярмарке максимальное количество времени!
Что будет сделано на ярмарке для того, чтобы людям было комфортно?
Опять-таки я уже сказал про интерактивные карты, которые мы делаем с «Рувики»: они будут некими островками, с лавочками и зарядками — там можно отдохнуть и зарядить гаджет. Присесть можно и в лектории, медиафоруме. Будет работать интересное кафе с меню, специально разработанным фуд-артистом. Для нашей привилегированной аудитории предусмотрена «Гостиная коллекционеров», которая работает в качестве ресторана.
Человеку понравилась работа, он ее хочет купить. У него возникает море вопросов по поводу того, как покупать: интуитивно или с расчетом. И можно ли вообще рассчитать, что работа, которая понравилась ему сегодня, будет стоить сколько-то завтра?
Если говорить про меня, то свою первую работу я купил на Cosmoscow только потому, что она мне понравилась. Это была моя эмоциональная покупка — уже потом я понял, что она достойна серьезной коллекции, если я когда-нибудь на это решусь. Вторую работу, кстати, тоже купил на Cosmoscow.
Если человек не обладает необходимым уровнем знаний, экспертизы и насмотренности, то мы уже говорили об арт-консалтинге на ярмарке — они всегда смогут порекомендовать, посоветовать, с чего начать коллекцию, какая работа дорогая, какая — нет.
Но ярмарка длится всего четыре дня, а спрос на современное искусство не прекращается, поэтому в 2021 году мы открыли первый маркетплейс по продаже современного искусства — TEO by Cosmoscow, там тоже можно посмотреть работы. Есть удобные фильтры, навигация, можно проконсультироваться. Мое личное мнение — сложно сориентироваться во всем многообразии того, что сейчас происходит в мире современного искусства. Cosmoscow — это экспертная площадка, курируемая ярмарка. Мы, по сути дела, являемся гарантами того, что любое искусство, которое здесь выставляется, заслуживает стать достойной частью коллекции. Cosmoscow — знак качества. Здесь можно смело начать коллекционирование как хобби или как инвестиционный проект. Важно со всеми общаться, спрашивать, не стесняться. Галеристы и художники только и ждут возможности поделиться мыслями, идеями, рассказать о том, что они делают, убедить вас купить именно эту работу — это их звездный час.
Расскажи поподробнее про образовательную программу в этом году.
Так получилось, что работа Артема Филатова, взятая в основу проекта, который будет представлен здесь, на ярмарке, называется «Все исчезнет!». Мы для себя решили интерпретировать это название, да и Артем объяснял, что это скорее не про мортальность, а про бережное отношение к тому, что мы имеем. Про нашу личную ответственность.
Работа нарисована бриллиантовой зеленой зеленкой, и при соприкосновении со светом постепенно выцветает. Интересно, что Артем, когда создал ее, не знал о свойстве материала.
Я думала, что он специально выбрал этот материал!
Ему потом только сказали. Поэтому продается она в герметичной черной папке, чтобы не контактировать со светом, чтобы сохранилась как можно дольше. Только владелец этой работы — коллекционер — сам решает, насколько долго она будет существовать. Показывать ее или нет, потому что с каждой демонстрацией жизнь этой работы сокращается. Вот мы тоже подумали, что должны сохранить то, что у нас есть, трепетно к этому относиться и ни в коем случае не останавливаться. Так для себя определили нашу внутреннюю силу, чтобы готовить наш следующий выпуск.
Артем Филатов, работа из серии «Все исчезнет!», 2022 год
Это предисловие к тому, что тему для нашей образовательной программы «Лекторий Cosmoscow» мы сформулировали как «Режим сохранения», что также соотносится с нашим общий нарративом бережного отношения. В этом году Cosmoscow Foundation поддержал выход «Художественного журнала», главным редактором которого является Виктор Мизиано, и он любезно согласился стать куратором образовательной программы. Это будут дискуссии, паблик-токи, посвященные тому, каким образом можно сохранить то, что мы имеем и накопили, чего добились за время бурного развития российской арт-сцены.
Давайте расскажем про кого-то еще, кроме Артема Филатова!
Вообще, мне кажется, интересно, что в этом году победители программ Фонда — все из регионов, ни одного московского или петербургского. Просто так получилось.
А еще у всех история про сохранение! У PERMM (Пермский музей современного искусства, выбран Фондом «Музеем года» 2023. — Прим. SRSLY) — про сохранение этого автосалона…
Да, PERMM переезжает в новое здание в этом году, и это важная веха в истории развития музея. Они занимают помещение бывшего автосалона люксового бренда и как раз на эту тему представят высказывание художника…
… из Кирова, Вася Кононов-Гредин, это будут перевернутые тачки, которые он уже выставлял! Поэтому — уже не секрет. Но как это будет выглядеть?
Это будет немножко по-другому выглядеть.
Другие, да, будут тачки? Мне очень интересно! Но это тоже история про сохранение того места, в которое их переселили.
Еще важная «Институция года» — ZAMAN. Они занимаются изучением и развитием современного искусства в регионах, но в основном сконцентрированы на Поволжье и Урале. Планируется открыть их собственное здание в 2027 году, а пока институция работает как посольство современного искусства, реализуя различные поп-ап проекты.
Другая значимая история в рамках некоммерческой программы, которую мы реализуем уже несколько лет подряд — выставочный проект «Глазами коллекционеров». Это курируемая выставка, собранная из частных коллекций. В этом году их будет две: коллекции Михаила Царева и фонда «Стрит-арт хранение» — петербургской новой институции. Соответственно, тема — «Бережные отношения». Вот у нас как-то все про такую заботу. В прошлом году мне очень понравилась, нашла отклик тема нашей выставки «Глазами коллекционеров» («… — и вдали, и возле — // как было до нас. И будет после» — тема, вдохновленная строчками стихотворения Иосифа Бродского «Прощайте, мадемуазель Вероника». — Прим. SRSLY), в ней принимали участие коллекции Дениса Химиляйне и Сергея Лимонова, экспозиция была собрана из работ, которые они купили после событий февраля.
Как протекают сейчас отношения с зарубежными коллегами и художниками? Изменилось ли что-то вообще?
Мы не находимся в активной коммуникации, но отношения сохранились. Безусловно, у нас есть определенное реноме, и мы действительно по праву считаемся единственной международной ярмаркой искусства (несмотря на то, что сама международная программа в последнее время у нас в меньшей степени представлена): в 2019 году, например, нас включили в ежегодный отчет банка UBS как одну из самых заметных международных ярмарок в мире.
Мои сколковские студенты, которым я уже год рассказываю про коллекционеров, спрашивают все время: «Зачем мне покупать современное искусство? Я пойду куплю какого-нибудь Шишкина или Айвазовского». Я устала им отвечать на этот вопрос, ответь за меня, пожалуйста. Зачем покупать совриск?
А что ты обычно отвечаешь студентам?
Я им там лекцию начинаю читать целую. Говорю о том, что Шишкина и Айвазовского вы не найдете нигде уже, все разобрали. Запасы больших музеев, которые они выставляют, исчерпаются очень быстро.
Мне кажется, что здесь вопрос о поддержке художников. Людей, которые так видят, так чувствуют, этим живут, не хотят изменять своему призванию. Это какая-то социальная функция наша.
И историческая. Не знаю, согласишься или нет, но это будет тем, что через много лет расскажет о времени.
Да, это мы как раз обсуждали с коллегами в контексте выставки «Глазами коллекционеров» и пришли к выводу, что это наша дань коллекционерам, собирающим сейчас серьезные коллекции современного искусства. Мы самой широкой аудитории показываем эти коллекции, которые зачастую недоступны, потому что находятся в частных домах.
Ну, Щукин тоже не пускал… Нет, Щукин как раз пускал — Морозов не пускал!
Вот а мы приоткрываем дверь и показываем, что есть коллекции, есть серьезные люди, которые профессионально этим занимаются и собирают срез с современности. И это один из аргументов в пользу коллекционирования — по их коллекциям потом можно оценить, понять, что происходило, чем жило общество. В том числе это вот такая функция архивариуса, сохранения, запечатление момента нашего короткого века.
И вы тоже можете им стать.
На Cosmoscow!
Алина: всегда очень интересно искусство, отражающее дух времени. Шишкин, Айвазовский и так далее — это было очень давно. А понять процессы, которые происходят сейчас, а, возможно, даже на них повлиять, можно только видя то, что нарисовано в последние три-четыре-пять лет, в том числе на ярмарке Cosmoscow.
Последний вопрос. У вас очень крутые спонсоры: там и «Сбер», и Bork. Зачем им современное искусство?
Каждый из спонсоров по-своему видит задачу, которую он решает партнерством с ярмаркой. При знакомстве с компанией мы обсуждаем, что конкретно наш потенциальный партнер ожидает от сотрудничества. Здесь могут решаться и маркетинговые, и имиджевые, и социальные задачи, и какая-то образовательная даже составляющая. Для чего им? Вот чтобы хорошие проекты поддержать! Нам не очень интересно показывать на ярмарке некое бездуховное высказывание компании или бренда. Поэтому на ярмарке можно будет увидеть арт-проекты, реализованные нами или Фондом в партнерстве с брендами.
(Опять включается Алина.)
Алина: По поводу того, зачем бренды идут в искусство. Потому что сейчас много кто ушел с рынка, и платежеспособная аудитория не хочет покупать просто продукт — она хочет покупать стиль, имидж, смыслы и глубину. А когда соприкасаешься с искусством, то получаешь витальную энергию — ее ты не можешь ни за какие деньги купить. Бренды хотят ассоциироваться с этим, и, следовательно, привлекать ту аудиторию, которая к нам приходит. Вот, мне кажется, главное.
Николай: Алина абсолютно права — это такая имиджевая больше составляющая. И сейчас, когда мы оказались в условной изолированности от актуальных вопросов и совриска, и в целом мало что происходит в этой области — Cosmoscow стала еще более заметной. Мы выступаем проводником для этих коммерческих компаний как раз к нужной аудитории и нужным проектам.
Мы знаем, например, что у MR Group, которые тоже являются нашим партнером, есть уже MOD — их жилой комплекс, где они делают Парк скульптур с Музеем современного искусства (МОММА). Поэтому сейчас спрос на современное искусство и понимание того, что оно должно стать (и становится) неотъемлемой частью жизни человека, как мне кажется, есть. Об этом говорит и рекордное посещение Cosmoscow в прошлом году — 24 тысячи человек, что в то же время вызывает интерес со стороны коммерческих брендов и компаний.
Когда мы оказались запертыми в четырех стенах во время пандемии, то поняли, что лучше на них что-нибудь повесить, чтобы было приятно находиться дома.
Мне кажется, после ковров ничего особого не появилось у нас на стенах. Были условные постеры, не имеющие никакой эмоциональной и концептуальной нагрузки.
А сейчас молодое современное искусство дает возможность не только украсить свое жилище, но и наполнить его смыслами, даже отразить свою индивидуальность. Не нужно бояться покупать, не нужно для этого быть супербогатым — есть отличные недорогие работы. Есть, например, blazar, выставляющий молодых талантливых авторов, только начинающих свой творческий путь. Это в том числе история даже про какую-то инвестиционную привлекательность. Есть художники, которых мы в первый раз увидели на «блазаре», через год уже на ярмарке Cosmoscow продавались как горячие пирожки — за первые три часа был весь их стенд раскуплен. Так что можно на blazar сегодня купить что-то доступное, а в следующем году это уже будет стоить очень много тысяч рублей на Cosmoscow.
На самом деле, российское современное искусство и вообще Cosmoscow — это один из немногих выходов в новый мир сейчас, возможно, единственный. По отдельным галереям пойди-ка походи — надо знать, куда идти, что смотреть. А тут все вместе в одном месте, это круто. Завершить хочу мыслью Дэмиена Хёрста, который сказал, что мир можно познавать с помощью трех вещей — науки, религии и искусства. Но искусство, согласитесь, самый приятный способ познания.
Интервью — 25 июля 2020, 18:23
О феминизме, искусстве и внутренней свободе. Интервью со скульптором и художником Айдан Салаховой