Интервью, Музыка — 13 сентября 2023, 18:57

«В патефоне играет суперхит». Стереополина — о треках для «Пищеблока», собственном лейбле, sovietwave и виниле

Текст:
SRSLY поговорил со Стереополиной — автором саундтрека ко второму сезону «Пищеблока» (кстати, недавно в «Букмейте» вышла аудиокнига и текстовая версия сезона). Стереополина (Карина Моргунова) — объединяет в себе несколько музыкальных ипостасей, а также явно обладает кураторским и предпринимательским инстинктом: в начале сентября она запустила собственный лейбл, где будут выходить релизы артистов «с горящими глазами». Сама Карина, по собственным словам, угадывает хит с нескольких секунд — помогает многолетний опыт в качестве музыкального редактора.

Карина, вы из Казани. Расскажите о казанской музыкальной сцене — тогда, когда вы играли в метал-группе, и сейчас. Можно ли вообще, как вам кажется, говорить о том, что в Татарстане есть своя, очень особенная, сцена? Кто лично вам симпатичен? 


Казанская музыкальная сцена 2010 и 2023 годов довольно сильно отличаются друг от друга. В конце нулевых был расцвет метала. И это не только потому, что я варилась в этой тусовке, — это действительно так было. Каждую субботу стабильно где-нибудь проходил метал-гиг (выступление. — Прим. SRSLY). Сейчас тоже, конечно, бывают, но уже не знаю, где они теперь проводятся — «Нора» (казанский андерграунд-клуб. — Прим. SRSLY) уже закрылась. Да я и ни одной метал-группы теперь не знаю в Казани. Сейчас тут, мне кажется, расцвет инди-артистов: певица Fauzia, синтвейв-группа «Оммаж», из «старичков» — MIYA и группа HSV. Из земляков я лично люблю пост-панк-проект «Англия», jerk, группу «Детский царь». Их вообще всем рекомендую послушать. Это старая команда, мы с ними много раз вместе выступали с 2010-х, еще когда клуб «Банзай» был жив, а «Желтая кофта» оставалась музыкальным центром Казани. Я на них столько слэмилась! Больше только на «П.Т.В.П.» («Последние танки в Париже», панк-рок-группа из Выборга. — Прим. SRSLY). 

Еще в Казани очень много поют на татарском языке в абсолютно разных жанрах. Если зайдете в ВК-паблик «Родной звук» и введете в поиск по стене «Казань», то офигеете от количества коллективов. Вообще, Казань всегда был музыкальным городом, тут и в 1980−1990-х сцена была развита. Чего только стоит казанская электронная группа «7Б» (не путать с известным рок-коллективом). 

Ходили ли вы в музыкальную школу/училище или вы самоучка? Необходимо ли музыканту формальное образование в принципе? 

Я окончила музыкальную школу по классу фортепиано и потом год готовила программу к поступлению в музыкальный колледж у одного из лучших педагогов. Но в итоге передумала поступать и вернулась в 10-й класс. Потом пять лет в «кульке» (учебное заведение в сфере культуры. — Прим. SRSLY) училась на звукорежиссера. Это не считается музыкальным образованием, но формально я его к нему отношу, потому что, когда пять лет тебя учат слышать всяческие детали, которые другой человек не слышит, что это?

   

Не знаю, какую бы я музыку писала без знания сольфеджио, но вижу, как топовые артисты и продюсеры пишут бэнгеры без музыкального образования. Стало быть, формальное образование в этом деле не нужно. Также знаю людей с консерваторским образованием, которые очень хотят в чарты, но их знания мешают им писать простую музыку, потому что делать «просто» для них унизительно

Знаю, что в вашем резюме есть позиция музыкального редактора. Кем вы работали, когда ходили в офис? В какой момент вы решили начать заниматься музыкой фултайм?

Я до сих пор работаю музыкальным редактором, просто удаленно. А в офисах работала SMM-щиком. В Питере на зарплату театрального звукорежиссера не выжить, поэтому пришлось срочно получать новую специальность, и я пошла на маркетинг — чтобы заодно научиться продвигать свою музыку. Кстати, после четырех лет служения в Казанском молодежном театре на Булаке я дико кайфовала в офисе, потому что всегда знала, когда мой рабочий день заканчивается и когда выходные. В театре же — лотерея. Возможно, ты сегодня пришел на 18-часовую смену, а может, на 72-часовую. А может, тебе сегодня вообще не надо было приходить, и тебя отправят домой. 

Из офиса я ушла в декабре 2021 года. Заработок с музыки тогда уже позволял жить без служебной рутины. Но вскоре туда снова пришлось идти, потому что я осталась без Bandcamp (читай: PayPal) и Spotify

 

Потом как-то все нормализовалось, и в июле 2022-го я уже окончательно ушла из офиса. С тех пор занимаюсь музыкой фултайм, а сейчас открываю музыкальное агентство «СИММЕТРИЯ» и лейбл в одном лице

Когда работала в офисе, я сидела за компом по 8 часов, а как ушла — по 12−16. О таком меня, конечно, никто не предупреждал.

Вы слушаете музыку и сами издаетесь на физических носителях. Расскажите, какие у вас отношения с «аналоговой» культурой, вообще ретро? Есть какие-то конкретные релизы, которые дороги именно вам? И, кстати, вы делаете отдельный мастеринг для каждого типа носителей? 

Я уже давно не коллекционирую кассеты, диски и винил. Это очень дорого. Как раз недавно часть своей коллекции, которую не успела продать друзьям, отнесла в казанский магазин пластинок «Сияние» на продажу. К тому же в какой-то момент я обнаружила, что альбомы, которые я хочу иметь на пластинках, очень редкие и стоят на Discogs от 800 евро и выше. Это, как правило, какая-нибудь французская группа из 80-х, играющая колдвейв, которую знаю только я и продавец, условно. Что касается мастеринга, отдельный мастер мне делают только на винил.

Насколько я знаю, вы сами продюсируете музыку — сами пишете, сводите, сами занимаетесь маркетингом. Кто-то еще есть у вас в команде? 


Начиная с альбома «Суперлуние» (2021) я больше не свожу свои треки. Это я делегировала звукорежиссеру. Также в команде есть Артем из Sierpien Records, он издает мерч (от футболок и значков до винила) и занимается концертами. Вот и вся моя команда. По сути, больше никто не нужен. Задачи по маркетингу, пиару, продюсированию песен, менеджменту, таргету я закрываю сама. Возможно, скоро понадобится рекламный менеджер, потому что входящих заявок стало больше, трудно успевать изучать предложения и отсеивать неинтересные.

Как вы относитесь к понятию sovietwave, нравится ли вам этот термин? И могли ли бы вы отнести свою музыку к нему? В книге Ивана Белецкого «Хоть глазочком заглянуть бы» совиет-вейв фреймируется не только и не столько как ностальгия по прошлому, сколько скорее по (не)возможному будущему. Какие контуры будущего вам хотелось бы видеть? Для себя и вообще. 

Я не считаю свою музыку совиет-вейвом, хоть и называю ее так, чтобы слушателям было проще. Все-таки sovietwave — это какой-нибудь «Маяк» или «Наукоград». У меня как-то был запал скупить все ретро-синтезаторы мира, ну или хотя бы «Алису» и «Юность». В итоге купила Korg Poly-800 (культовый синтезатор 1983 года. — Прим. SRSLY), но недолго с ним поигралась и продала. Кстати, как раз, когда я его купила, «Альянс» выложили тот самый клип «На заре» с тем же Korg Poly-800 и тоже с черными клавишами.

Помню, у Яна Топлеса был выпуск про ретровейв, где он говорил, что это не столько ностальгия по прошлому, сколько мечта о будущем, как вы и сказали. Не знаю, я бы не применяла это к совиет-вейву. 

Когда я в 2023-м слушаю «Биоконструктор», точно не думаю о будущем. А вот группы, играющие такое в 1980-х, явно думали.

В каком состоянии сейчас находится российская инди-сцена, по вашему мнению? Есть ли предпосылки для того, что нас ждет повторение расцвета 2017−2019 годов? 

К сожалению, пока не вижу повторения 2017-го. Очень много классных групп, но какой-то культовости, пока не наблюдается. Возможно, прошло еще слишком мало времени, и лет через пять получится сделать вывод о нынешнем положении дел.

Есть ли города или площадки, на которых вам обязательно хотелось бы выступить? 

По поводу площадок даже не знаю, не думала об этом. Сейчас сосредоточена на производстве песен и контента. А что касается городов, очень хочу вернуться в Екатеринбург, там был один из моих лучших концертов! Еще хочу в Минск и Новосибирск. В Казани вот ни разу не выступала — хотелось бы, но не зовут. Вот так, стоит переехать в Питер, сразу из татар выписывают! (Смеется.)


Расскажите, как снимался клип на «Я сам не свой»? Как вы получили предложение от «Кинопоиска» по поводу записи саундтрека к сериалу «Пищеблок»? 

Насколько я знаю, Эдуарду Бордукову, режиссеру второго сезона «Пищеблока», нравилась моя песня «Последнее свидание». На меня вышел музыкальный продюсер сериала и сказал, что они хотят взять этот трек и песню «Улетаю я». Через некоторое время с идеей пришел «Кинопоиск» — переписать текст под новый сезон на эту же музыку и потом снять клип. Мы созвонились, они рассказали, о чем будет продолжение, поделились тремя первыми сериями, я их посмотрела, и вместе мы придумали сделать текст от лица главного героя. Так случились саундтрек к «Пищеблоку» и клип. 

Интересно узнать у вас подробности про ваш последний EP — «Гости без будущего» (вышел в ноябре 2022 года. — Прим. SRSLY). Когда вы его написали? 

Я начала его писать в марте-апреле 2022-го. Моя задача была передать личное настроение… Песня «Тонкий лед» с Лехой Никоновым получилась самой тревожной, она у многих откликается до сих пор.

Какие у вас сейчас планы? Пишете альбом? 

Альбом уже дописан, почти его свели. Думаю, релиз будет в декабре этого года. Недавно записала песню к еще одному сериалу, который выйдет в 2024 году. В нем снимается моя любимая актриса, но пока не буду говорить, какая. В ноябре — премьера клипа на песню «Калейдоскоп», а в следующем году — на песню «Мне 20 лет». Он уже смонтирован, ждет своего часа. Еще с Maschina Records мы готовим крутое переиздание винила «Институт культуры и отдыха» (2020), уже доступен предзаказ! А новый альбом обязательно будет на всех физических носителях от Sierpien Records.

Вы совсем недавно запустили лейбл. Каких артистов вы бы в идеале хотели там видеть? Зачем вообще лейблы в 2023 году?

 

Я запустила лейбл и музыкальное агентство в одном лице — можно сказать, соединила приятное с полезным.

Я всегда любила искать новые интересные имена, и как же меня огорчает, когда тысячи талантливых песен сливаются в никуда (по разным причинам). За шесть лет работы музыкальным редактором я прокачала свою наслушанность, и мне хватает примерно 10 секунд, чтобы прикинуть — интересный ли это трек или требует доработки? Выстрелит или не выстрелит? Ну, и так как я сама проходила тернистый путь инди-артиста (да и сейчас прохожу!), мне знакомы все их боли и страхи. Я готова делиться своим опытом с молодыми ребятами!

Каких я хотела бы видеть артистов на лейбле? Таких, как я, — с горящими глазами! А вот жанр не важен. Вообще, я планировала запуститься только в следующем году, но в августе мне написала артистка Танисия, обладательница просто потрясающего голоса. Она записала кавер на мой трек к «Пищеблоку-2» и спросила разрешения выпустить его официально. Я послушала кавер и офигела от того, насколько он крутой. И поняла, что его нельзя отдавать на растерзание кому попало, нужно брать все в свои руки. В авторский материал Танисии я тоже влюбилась и сейчас с нетерпением жду ее новый альбом, который уже на подходе.

А по поводу музыкального агентства все просто: мы уже давно работаем в паре с моим звукорежиссером, делаем аранжировки, песни, ремиксы, джинглы, сводим и вот это вот все. Решили теперь официально о себе заявить. Постепенно я буду добавлять новые услуги, скоро к нам подключатся дизайнеры обложек, таргетологи и другие ребята.


Что сейчас в вашем плейлисте? Какую музыку вы слушаете прямо сейчас и вообще?

Сейчас я нахожусь у родителей в Казани, поэтому провалилась в ностальгию по 2014 году, когда мы переехали в эту квартиру. Тогда я слушала Coil, Psychic TV, Lush, «Бумажных тигров», Soviet Soviet, «Хуго-Уго», Messer Chups. Вот что сейчас в моем в плеере.

Фото: предоставлено пресс-службой
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова