Отправная точка нашего разговора — предстоящие концерты на крыше 26-го и 27-го августа. Это, наверное, не очень оригинальный вопрос: какой материал ты будешь исполнять?
На самом деле, для меня определение репертуара — всегда небольшой рандом, фристайл. Зачастую с трек-листом определяемся уже на самих концертах. Но все равно есть какая-то закономерность — мы часто исполняем одни и те же треки, потому что люди хотят их услышать. И если мы их совсем в концерт не включим, то наверное, это будет немного обидно для некоторых слушателей — хотя мне хотелось бы так попробовать. Может, когда-нибудь попробую. Естественно, будет новый репертуар. Сколько треков — пока не знаю. Все-таки эти концерты немного отличаются от наших туровых сольников. Но, я думаю, что будет круто, еще круче, чем обычно.
Ты как-то сказал, что вообще не очень-то любишь выступать.
Когда я тебе рассказывал это в прошлом интервью, у меня был большой перерыв. В связи с рождением сына (и не только), я на 2–3 года приостановил свою деятельность, сидел дома, помогал, плюс переезд… В общем, куча всего. Сейчас у меня много концертов уже, а сыну 4 года. Знаешь, я прошел через тяжелый этап и снова, так сказать, в седле. Эти концерты для меня — этап перед чем-то бОльшим.
У тебя теперь есть еще hangov3r — творческая структура, которой ты руководишь. Что там происходит?
hangov3r — это, в первую очередь, лаборатория и наш лейбл, где выходят треки. Экспериментальная площадка для создания контента. У нас много интересных артистов, много интересных тем для работы, но пока что это все в работе и закрыто.
В ролике «Афиши», где ты батат готовил, были врезки про то, как ты работаешь в некой лаборатории. Это был прообраз твоего нынешнего менторства?
Опыт сонграйтинга и продюсирования артистов в Moscow Music School дал мне уверенность в себе, вывел меня на новый level.
Не когда ты там просто по онлайну за один день что-то пишешь на не самый оригинальный компьютерный бит, а когда сидишь на студии целыми днями, создаешь что-то новое, помогаешь. Это все очень сильно меня вдохновило, поэтому появился опыт и уверенность.
Ты сейчас сидишь на студии целыми днями?
Сейчас я в Уфе отдыхаю. У меня наконец-то впервые с прошлого декабря мини-отпуск. Если быть точнее, я поеду на турбазу Lipa Da Iva от «Шихана». Это наш башкирский завод лимонадов, пива, колы — короче, каждый уфимец с детства пил «Шихан» и знает, что это такое. Мы замутили коллаборацию, они пригласили на свою турбазу. Сейчас я просто лежу целыми днями, играю в Baldur’s Gate 3 на Steam Deck и кайфую, набираюсь сил.
Видел клип, где ты на турбазе катаешься на снегоходе. Получается, находишь вдохновение в туристической жизни?
100%, бро, потому что я вырос в Башкирии. У нас очень много сильных природных, заповедных мест. Я каждый Новый год езжу с семьей в горы Башкирии, мы катаемся на лыжах, жарим шашлыки. Сейчас еще с появлением сына и с 30-летием, я очень сильно полюбил баню и рыбалку. И вообще, туризм меня очень сильно привлекает и вдохновляет — а город реально надоел. Бетонные джунгли, соревнования, у кого больше крутых стекляшек в офисах, — вот это все надоело. А ведь у любого дерева каждый листочек уникален.Скоро отпуск закончится, и выйдет твой новый альбом. Расскажи о нем.
Да, конечно. Я написал этот альбом как раз, когда у меня сын родился, — в 29 лет, перед тридцаткой. У меня был жесткий кризис среднего возраста, что ли, я не знаю. Думал, жизнь закончена, все типа, молодость прошла, что надо тусить, бухать, заливать этот стресс. Этот период меня вдохновил на альбом из 9 треков. Он был написан на одном дыхании за пару дней. Пластинка как раз про кризис среднего возраста, про экологию — не только в природе, но и про экологию твоих взглядов, экологию отношений, понимаешь? Экология во всем присутствует.
Эмоциональная чистота?
Именно, экология может быть и эмоциональная тоже, и музыкальная. То есть такой, экологичный альбом. Как обычно, у меня нет громких заявлений или лозунгов.
Плюс альбом очень интересный по жанру: диско-рок, блюз-рок, панк, ну и, конечно же, R’n’B, соул, хип-хоп, грустные баллады и не только. За продакшн полностью отвечает Runawaymuzic (саунд-продюсер Радик Гареев. — Прим. SRSLY). Это первый мой диск, где я написал девять песен на продакшн одного человека — он, наверное, самый сбалансированный в плане концепции. Понимаешь, все мои релизы до сих пор выходили немного как микстейпы, как сборная солянка из треков и битов. Единственное, что реально объединяло эти песни в альбом, — что они примерно в один временной промежуток выходили.
Ты сказал, что ты как режиссер. Вспомнил, что в этом году твоя музыка звучала в саундтреке к фильму «Юра дворник».
Она не просто там была, бро. Мы полностью отвечали за музыкальное продюсирование фильма.
Как вы туда попали и какие были творческие задачи?
Попал я туда по приглашению режиссера Виталия Дудки, огромное спасибо ему за доверие. Мы много раз встречались в его офисе для брейнштормов, разработали в процессе свою собственную систему, и в итоге она получилась успешной. Составили примерный список, определили сколько вообще нужно треков. Потом вместе смотрели фильм, и как бы вдохновляясь визуалом картины, искали крутые референсы и рылись в закромах памяти, придумывали на ходу, какое может быть прикольное аудиосопровождение картины. Дальше мы написали музыку совместно с крутыми продюсерами и композиторами, собрали, все упаковали. Пару треков я сам сочинил. Это и есть саунд-продюсирование.
Нашел видео, где как будто бы ты продюсируешь какого-то чувака, которому снимают клип. Это все переплетается со сценами из фильма.
Да, это клип, сделанный из сцены, которая не вошла в фильм «Юра дворник». В какой-то момент продакшн фильма решил, что она может стать отдельным клипом. Честно говоря, я поддерживаю такое решение, потому что эта часть истории сильно бы отвлекала от сюжета. А кино — дело такое, где нужно ко всему очень критично подходить. И не только кино! Персонаж Лил Дики олицетворяет плохого рэпера. Я для него написал трек, и Аскар (Нигамедзянов. — Прим. SRSLY) его спел своим голосом. Такая запутанная история.
Судя по всему, ты очень увлечен продюсированием таких мультидисциплинарных проектов?
Бро, это моя мечта просто. Я этим живу. Музыка, съемки клипов, участие в съемках кино, продюсирование артистов, продюсирование студентов Moscow Music School — это для меня часть чего-то одного целого. Самое главное, ключевое — это музыкальный менеджмент, нетворкинг. Не знаю, простое счастье, что ты можешь заниматься тем, что ты любишь. Вот это очень сильно вдохновляет, и хочется расти дальше. Мечтаю снять фильм когда-нибудь.
Знаю, что ты синефил. Ты любишь Соррентино…
Соррентино, Тарантино, Скорсезе, Иньярриту, Уэса Андерсона. На этих именах список не кончается. Надо еще покопаться просто в моих любимых фильмах. Кино — шедевральное искусство.
Когда ты смотришь фильмы, будучи уже профессионалом в медиаиндустрии, у тебя включается некий внутренний анализатор происходящего на экране?
Постоянно, бро. Но когда видишь действительно крутой фильм, ты про это все забываешь и наслаждаешься его гениальностью, красотой кадра.
Ты и свои видео тоже часто режиссируешь?
Большой процент своих клипов я сам режиссировал. Но, конечно, я пока еще не добился удовлетворения в этом плане. Я очень голоден, но не нашел еще подходящий формат для себя. Сейчас нахожусь в поисках, и это неимоверно радует. Было время, когда я не знал, куда идти, зачем и что делать. А сейчас во мне снова жизнь появилась.