Не могу сразу не спросить: в какой период вы с Колей законнектились? С самого начала или как?
Коля: Нет, я попозже подключился. Она уже была звездой, я так просто, на саночки поставил.
Ксюша: Там есть своя история: я приехала в Москву, пела на улице, параллельно писала песни, даже какие-то продавала. Дальше прошла «ПЕСНИ» на ТНТ, заключила контракт с «Газгольдером», долго искала себе саунд-продюсера — пробовала с разными работать, но все было не то, не мое. В целом поиск продюсера начался еще раньше и занял в общей сложности года три. Потом в какой-то момент я захожу в соцсети и мне попадается ролик, где Коля играет на синтезаторе. Меня сильно зацепила мелодия, и я написала ему с предложением о потенциальном сотрудничестве. Он быстро согласился, и с тех пор мы работаем вместе.
Я люблю вспоминать этот момент: «Давай попробуем! Если из этого что-то получится, будет круто, если нет, то мы просто классно проведем время».
Коля: Поддерживаю.
Признаюсь, что 4−5 лет назад я пристально следила за шоу «ПЕСНИ» и до сих помню ваш номер со STRANIZA и Matrang. Так вот: что самое крутое произошло между финалом «ПЕСЕН» и выпуском альбома «Диско шар»? Чисто по твоим ощущениям?
Ксюша: Из самого крутого, наверное, — мое выздоровление. Это будет самый честный, самый клевый ответ. После проекта я три с половиной года болела, находилась в депрессии, мне нужно было как-то восстановиться, чтобы снова заниматься музыкой, работать, быть активной. Поэтому я так долго работала над своим здоровьем, ставила себя на ноги. Сейчас я наслаждаюсь жизнью и кайфую вообще от всего, что происходит, даже если оно не очень классное.
Тем не менее, в эти непростые годы ты выпустила несколько отдельных синглов. Какое у тебя к ним сейчас отношение?
Ксюша: Потрясающее. Я люблю все свои треки. Но особенно EP «Натоптала» (2021) и песню «Волки». Я туда вложила столько своей рефлексии, души, переживаний и боли из детства…
«Натоптала», как я поняла, посвящен теме домашнего насилия, ПТСР. Собственно, насколько тебе важно поднимать в своем творчестве какие-то социальные темы?
Ксюша: Для меня это всегда было очень важно, даже в «Диско шаре» их можно услышать. Я вообще очень внимательна к текстам песен и всегда стараюсь вкладывать в них какую-то мотивационную мысль. Конечно, в «Диско шаре» я про домашнее насилие не говорила, но про бесконечное чувство тревоги и страха, которое сваливается на нас на каждом шагу, — да. В итоге получилось, что эти треки не просто хи-хи, ха-ха — а с серьезными мыслями, которые, кто услышит, тот услышит.
Коля: Я думаю, что Ксюша в своем творчестве в целом очень направлена на личность индивидуума, поэтому на пластинке поет о том, как важно быть здоровым в нынешнее непростое время, о том, какие проблемы существуют, как они переживаются, как их преодолеть.
Ксюша: Красиво.
Коля: Я просто готовил речь. (Смеется.)
Вопрос, конечно избитый, но все равно интересно — конкретно про вас. Что, обычно, идет первичнее — мелодия или текст? Что друг на друга нанизывается?
Коля: В основном мы просто сидим и что-то делаем вместе, и вдруг Ксюша закидывает какую-то музыкальную идею. Так произошло и с диско-альбомом: она просто пришла и поставила мне пару треков, которые хотела написать. Мы сели, я тут же принялся что-то играть, а Ксюша подхватывать, описывать словам мелодию и что-то напевать. Магия просто.
В каких диких местах тебя настигало вдохновение, полет мысли, важные слова, etc.?
Ксюша: Знаешь, спустя годы написания песен, я поняла, что обычно все они пишутся в рабочем состоянии. Мне надо приехать на студию, настроиться. Мы встречаемся с Колей, разгоняем какие-то идеи и начинается рабочий процесс. Иногда мне что-то в голову приходит во время каких-то спортивных или физических нагрузок, поездок в метро, порой идеи мне даже снятся.
Есть свежая история на эту тему. Мы ехали на «Дикую мяту» на машине. Я хотела поспать, но уснуть не получалось. Дул теплый ветер, слышался какой-то фоновый шум, в голове крутились всякие мысли... И я решила их преобразовать в текст. И, по сути, написала в пути песню, просто пока без мелодии и вокала. Мы обязательно что-то цельное из этого сообразим, но попозже. Это, наверное, можно назвать вдохновением?
Очень сильно похоже на то. А что ты слушала в преддверии записи «Диско шара»? Как ты пришла к диско-звучанию? Или это был ваш флекс с Колей?
Ксюша: Короче, это был сумасшедший день. Я дома занималась спортом, условно — стояла в планке. Обычно во время тренировок я ставлю на фон для мотивации какой-нибудь олдскульный хип-хоп, но в тот раз он не сработал... А я человек чувствующий, мне важно, чтобы музыка заводила, даже если это guilty pleasure. Хип-хоп не заряжал, и я решила поискать новые источники кача: зашла в «Яндекс Музыку», и мне почти сразу бросилась в глаза подборка с диско. Я ее включила, совсем не зная, что меня ждет. И тут меня начал пробивать каждый трек… Довольно быстро я поняла, что меня прет от этой музыки и нужно срочно написать Коле по поводу создания диско-альбома.
Я сразу накидала Коле какие-то референсы песен и даже разложила концепцию, мол, это же идеальное сочетание: «Я пишу рефлексирующие тексты с ноткой грусти, при этом являясь веселым и жизнерадостным человеком. Диско-музыка будто создана из позитива, но и тексты там встречаются о печали и одиночестве». И тут Коля присылает мне кружочек со словами: «Я ненавижу диско». У меня тут же руки опустились, потому что я в принципе не хочу делать музыку без Коли. Но спустя минуты две от него прилетело новое сообщение: «Ладно, я пошутил. Я обожаю диско».
Пранканули тебя, да?
Ксюша (обращаясь к Коле): Я тебе реально поверила… Даже уже решила про себя: «Все, у нас разные вкусы и разные дороги. Мы больше не сможем работать вместе».
Я увидела у тебя в паблике, что твоя мама очень мило оценила твой новый альбом. Она оставила такой классный отзыв, прочувствованный.
Ксюша: Вообще мама за меня очень болеет, хоть и редко говорит это лично. Так, она выложила эту рецензию в свою группу про варенье — она делает варенье, да — и расписала, что все радиоплощадки обязательно должны услышать этот альбом. И даже посоветовала послушать песни в похожем стиле.
Коля: Надо выпустить баночки с диско-вареньем.
Это будет классный мерч, кстати. На этой волне не могу не спросить, какое у тебя любимое варенье?
Ксюша: Обожаю мамино варенье из инжира. Черешневое тоже. У нее вообще все варенье вкусное. Я вот не люблю лимонное, но даже лимонное у нее получается таким, что ммм…
Так, а какой у тебя любимый диско-трек?
Ксюша: We Are Family группы Sisters Sledge и Stayin' Alive от Bee Gees. Я особенно бы выделила эти две песни, но вообще мне многие нравятся. Ничего не могу с собой поделать, дико тащусь.
На «Диско шаре» есть дуэты с Егором Сесаревым и Сашей Контаевым. Они залетели в последний момент или вы с ними заранее обговаривали потенциальные треки? В принципе ваш коннект очень интересен.
Ксюша: Это наши близкие друзья. С Егором Сесаревым мы до это не делали совместных треков, но уже работали вместе. Коля так вообще постоянно с ним что-то пишет. А Сашка Контаев — артист «Газгольдера», мы с ним тут и познакомились. У него очень классные тексты, и он прям ЧУВСТВУЕТ. Не было никаких сомнений, почему именно их с Егором стоило позвать на фит. Благодаря им пластинка получилась более душевной и жизненной.
Коля: На самом деле, Ксюша немножко недоговаривает: это действительно все было практически в последний момент. За две недели до конца записи альбома мы такие: «Нам нужны фиты».
Ксюша: Подожди, две недели, это все же не «в последний момент». Последний момент — когда мы все сводили и мастерили. (Смотрит на Колю укоризненно.) Короче, мы с Егором Сесаревым за два дня написали трек.
Коля: А нужно еще было за следующие две недели все это собрать, свести. Я прям сильно полысел за тот период. (Смеется.)
Ксюша: Поэтому теперь Коля носит кепку. (Смеется.) Да, было стрессово, это все же мой первый альбом. Если бы мы его задержали и выпустили, например, осенью зимой, то было бы уже совсем не то. Несмотря на дедлайны, мы немножечко не рассчитали свои силы. Но это не означало, что все, сдаемся и бросаем дело на полпути. Теперь мы знаем схему и будем иначе относиться к большим релизам, чтобы избежать такого стресса.
Вы в этом году начали готовить пластинку или еще в 2022-м?
Коля: В январе 2023-го мы начали писать. Сделали, по-моему, треков пять-шесть в спокойном режиме.
Ксюша: А, по-моему, штуки три было… Просто параллельно мы раз в месяц выпускали синглы. Получается, 14 песен за полгода сделали. Просто что-то частично писалось уже с прицелом на осень.
Я вот прямо сейчас открыла трек-лист, и… группа «Кар-мен»? Это кавер?
Ксюша: Это не кавер, нет! У «Кар-мен» есть потрясающая песня «Чао, бамбино», а так как мы знакомы с частью группы, то спросили, можем ли мы что-то сделать с этим треком. Они сказали: «Конечно, делайте». В тот момент просто хотелось запрыгать от счастья. Думали сначала об оригинальном фите, но потом пришла идея проследовать дальше за этим ностальгическим вайбом. Мы взяли у «Кар-мен» припев, и я дописала новые куплеты. Мне безумно нравится то, что получилось. Эта песня одна из самых крутых на альбоме.
Расскажи про трек «На ощупь», благодаря которому, помимо прочего, ты появилась на обложке плейлиста «Искра» в «Яндекс Музыке». Он же был написан еще пару лет назад, а поднялся в топ совсем недавно, верно? У тебя вообще были в отношении него какие-то особенные ожидания?
Ксюша: Я стараюсь никогда не строить ожидания вокруг своих песен, потому что это всегда в итоге какая-то шоубизнесовая магия: никогда не угадаешь, что выстрелит, кому что необходимо услышать в тот или иной момент. Поэтому самым верным для меня решением остается писать то, что я чувствую, что мне кажется правильным и важным. Грубо говоря, для себя и своего окружения. А если это попадает и в других людей, то я только рада.
Может, все же у «На ощупь» есть какая-то интересная бэкстори?
Ксюша: Дело в том, что как раз в тот момент я очень сильно болела и временно жила в родном городе. И в этот достаточно стрессовый промежуток времени мне пишет моя подруга Даша Гущина (она профессиональная танцовщица и режиссер) и говорит, что у нее есть видеоряд, клип, но к нему нужна какая-то песня. Она мне скинула видео, я его посмотрела и чуть ли не в тот же день написала припев, отправила его и Коле, и Даше. Им понравилось, они окнули. Потом прилетела обратно в Москву, мы собрались на студии — Коля музыку делал, а я параллельно текст и мелодию вокала писала, пересматривая видео Даши, чтобы лучше все прочувствовать.
Коля: Мы, по-моему, за один день все написали. Я быстро все свел, смастерил трек за остаток вечера, и, кажется, больше его и не переделывал. На следующее утро еще раз послушал, подправил некоторые моменты и все. Это был самая быстрая песня в моей жизни.
Ксюша: Мы делали эту работу совершенно не с расчетом на то, что это будет какой-то хит — «На ощупь» все же длится 5 минут. Я ее даже показывала нашему коллеге на «Газгольдере», а он сказал: «Слушай, она очень экспериментальная, долгая. Может быть, просто оставите ее для вашего проекта с видео, и все?» Я с ним согласилась и не особо даже расстроилась. В итоге мы с Дашей просто выложили то видео в соцсети. В какой-то момент трек заметили организаторы одного крупного мероприятия и написали мне со словами: «Хотим, чтобы у нас звучала именно эта песня, и больше никакая». А мы ее даже не релизили никак, она сама как-то завирусилась и попалась им на глаза. После этого мероприятия мы все же официально ее выпустили, и она начала жить своей жизнью. Не было даже никакого особого промо, я просто ее периодически подсвечивала в своем блоге вместе с другими релизами.
Кстати, заглянула в твой телеграм-канал, и мне показалось, что у тебя там сформировалось какое-то приятное комьюнити.
Ксюша: Да, и я так рада этому. Это случилось неожиданно для меня, вообще не ожидала, что столько классных ребят будет меня поддерживать. Кстати, через вас я бы хотела передать моим прекрасным подписчикам большой привет и сказать, что мы очень ценим то, что они нас так поддерживают.
В каком стиле будет следующая работа: тоже диско или что-то стилически совершенно иное? Просто приведу в пример группу The Killers. Под каждую творческую веху (инди-рок, бодрое диско, кантри-баллады, христианский рок) ее фронтмен Брэндон Флауэрс подгоняет свой образ и стиль.
Ксюша: Думаю, что у нас примерно так же. Если даже сравнить EP «Натоптала» и «Диско шар»: на обложке одного диска я сижу улыбаюсь в панаме, толстовке и грязных кроссовках, а в рамках второго я уже такая краля.
Как я уже говорила, мы всегда параллельно пишем новые песни. То есть собираем диско-альбом, а параллельно придумываем рок-треки на осень. Идеи, сочинительство — это все очень стихийный и непредсказуемый процесс, зависящий от настроя команды тоже. У нас нет каких-то застреваний на одном жанре: эту стезю мы прошли, теперь хочется заступить на другую. Больше отталкиваемся от того, что приносит удовольствие.