Обзоры, Кино — 30 июля 2023, 18:10

Чудаки не мы. «Быть присяжным» и еще 2 пранк-комедии на вечер

Вместе с такими всенародно популярными (и слегка утомившими) сериалами, как «Уэнсдей», «Барри» и «Тед Лассо», в главной комедийной номинации телепремии «Эмми», оказалось докуфикшн реалити «Быть присяжным». О феномене этого шоу и парочке других незамеченных в России пранк-комедий рассказывает Антон Фомочкин.

«Быть присяжным» (Jury Duty, 2023)

Миляга Рональд Гладден отзывается на объявление о поиске главного героя в документальный сериал, посвященный первому опыту заседания в жюри присяжных. Добродушный конструктор солнечных батарей всерьез пытается разобраться во всех нюансах идиотичного дела о срыве работы предприятия по производству эко-одежды и старается подружиться со всеми чудаками, попавшими с ним в одну коллегию, даже не подозревая, что в зале суда — он единственный не актер


Если бы каждый эпизод не предварял подробный предупреждающий титр, обманутым легко мог бы остаться и зритель, принимая происходящее за дежурную мокьюментари-переделку «Офиса», из опенспейса которого вышла половина сценаристов «Присяжных». На расстоянии, Рональд действительно сошел бы за типаж Джима Халперта (Джон Красински): минус производственная безынициативность, плюс обезоруживающая позитивистская отзывчивость. Образцовый рубаха-парень — настолько простецки-чуткий, что иногда не верится: с таким классно и в приставку порубиться, и в баре посидеть. Его главное качественное отличие (как и всего Jury Duty) от карамельного «Теда Лассо» — искренное, а не показное человеколюбие, ежедневно испытываемое на прочность препятствиями, обязанностями и этическими дилеммами

Только заслышав очередную упоительную глупость от собрата-присяжного, Гладден не может сдержать улыбки… совершенно беззлобной, как и здешний юмор.


Присяжных секвестируют (=разделяют), и с некоторыми Рональду приходится соседствовать, проводя вместе свободные вечера. Спродюсированное тяжеловесами жанра Рубеном Фляйшером («Добро пожаловать в Зомбилэнд», 2009) и Джимом Ступницки («Хорошие мальчики», 2019, и «Без обид», 2023) шоу лучится оптимизмом, вторя своим второстепенным неунывающим эксцентрикам-героям. Анархистка, крадущая «твиксы» в сувенирной лавке. Похожий на выросшего Кристофера Робина и неуверенный в себе задрот. Трансгуманист-изобретатель, на ходу выдумывающий бесполезные гаджеты. Фанатка тру-крайм подкастов, разочарованная выпавшим ей бесславным делом. Китайский бизнесмен, владеющий двумя автоматами по продаже жвачки. Все они могли бы быть сворой лузеров, расфасованной по другим непритязательным ситкомам, но оказались типажами для этого восьмисерийного актерского интенсива, продолжительность которого — нон-стоп оставаться в образе на протяжении более чем недели — впечатляет едва ли не больше затеи (пусть и не новой) окружить всамделишнего простака легионом подсадных лицедеев. 


В каком-то смысле «Присяжный» пранк без пранка: Гладден не чувствует себя одураченным даже, когда ему рассказывают правду — разве только растроганным.

Подобно зрителю, он лишь свидетель нехитрых комических трюков, простота которых и складывается в его взволнованную реакцию. Падение одного из заседателей со шкафа. Разбитый в зале суда телевизор. Засыпающая старушка (одна из присяжных), которую приходится неустанно тормошить. «Тот парень из ″Людей Икс″» Джеймс Марсден, с нескрываемым наслаждением (еще одна справедливая номинация на «Эмми») разыгрывающий партию придурошной версии самого себя: хвалясь засекреченным сценарием, изображая заводского южанина (для вживания в роль) и проклиная Криса Пайна. Также, как оберегают от дискомфорта Гладдена, заботятся авторы «Присяжных» и о зрителе: наравне с героем интервьюируют и окружающих его персонажей — лишь бы без диссонанса, поддерживая условность ситкома с NBC. В жизни каждого должен быть маленький подвиг — избранный председателем жюри присяжных Рональд на манер «12 разгневанных мужчин» убеждает сомневающихся поступить по совести — даже, если он придуман шайкой гэгменов, посмеивающихся над тобой из соседней комнаты

[STAT_ART_2.5]

«Приколисты в дороге» (Bad Trip, 2021)

В жизни не видевший ничего дальше своего флоридского носа великовозрастный оболтус Крис (Эрик Андре) случайно встречает нью-йоркскую галеристку Марию (Микаэла Конлин), в которую тайно был влюблен в школе, и принимает банальную вежливость — «будешь в наших краях, заходи на выставку» — за романтический шанс. Уговорив своего мямлю-приятеля Бада (Лил Рел Ховери) позаимствовать машину его сестры — опасной рецидивистки Трины (Тиффани Хэддиш), товарищи впервые выбираются за пределы штата. 


Комик-абсурдист Андре прославился своим именным шоу — этакой версией «Вечернего Урганта» и прочих late night show, правда, прямиком из психушки. Впрочем, глумиться над конвенциональным телеформатом на протяжении шести сезонов значительно проще, чем попытаться переплюнуть в безумии «Бората» (Borat, 2006) и «Несносного деда» (Bad Grandpa, 2013), к дорожному концепту которых и прицениваются «Приколисты». В своем путешествии по Америке казахский журналистский уникум Сагдиев (Саша Барон Коэн) безответно влюбился в Памелу Андерсон, не менее бесперспективны и чаяния Криса на отношения с успешно ассимилировавшейся к манхэттенскому снобизму Марией. Но вместо роуд-муви про наивных провинциальных дурачков, на которых ежедневно сваливается 33 оскорбительных несчастья, на экране все те же Андре и Ховери — вы наверняка видели последнего во второстепенных ролях в десятке комедий от «Главного героя» до «Прочь» (Get Out, 2017), попеременно выходящие из образа во время выполнения очередного трюка


Обнаженный Крис носится по автомойке, кромсает руку в блендере и попадает в плен к голодной до ласки горилле (в зоопарке). Хамоватая Трина сбегает из тюремного автобуса, проверяя на совесть уличного уборщика (сдаст — не сдаст). 

В «Приколистах» предостаточно отвратительно безумных сценок — из такого материала вышла бы классная скетч-нарезка на ютьюбе, но нет цельного фильма.

Если следовать мантре Криса — «удача и любит упорных», то над «Приколистами» Андре и Ко особо не заморачивались. 

[STAT_ART_1.5]

«Кто есть Америка?» (Who Is America?, 2018)

Стремный либерал доктор Нира Кейн-Н'Дегеочелло. Основавший портал «ПРАВДАТЕКА.ОРГ» правый конспиролог Билли Уэйн Раддик-младший. Пробующий себя то в живописи, то в кулинарии бывший зэк Рик Шерман. Придерживающийся нетрадиционных методов отлова мигрантов и террористов экс-моссадовец Эрран Морад. Седобородый итальянский фотограф-плейбой, помогающий мелким селебрити имитировать благотворительную деятельность в Африке (при помощи Adobe) Джио Мональдо. Финский ютьюбер OMGWhizzBoyOMG! записывающий анпакинг-видео с шопкинсами. Все это не участники дневного политического ток-шоу, а герои Саши Барона Коэна, в существование которых поверили (на свою беду) опрашиваемые ими конгрессмены, делегаты, сенаторы и прочие власть имущие


Последнее на сегодня великое явление Саши Барона Коэна народу («Борат 2» — не в счет, он стыдный и несмешной), после которого в американском истеблишменте полетели головы. Весь из себя осознанный доктор Кейн — он белый цисгендерный гетеросексуал и искренне извиняется (!) за это — с порога заявляет, что надеется «преодолеть» наметившийся после выборов 2018 года «раскол» в обществе, правда, залечить такую идеологическую вражду не поможет даже сизокрылый голубь мира Бруно. Делают они, а стыдно вам. Коэн, вторя Годару (даром в схожей манере у него выполнены и вступительные титры), прощается с языком: экзистенциальный поиск национальной идентичности низводится до малограмотного Who Is America? Он обращается к зрителю при помощи паттернов, гротескно-схематичных образов фриков всех мастей, за которых всё говорят их взгляды — то, что они произносят не таило бы за собой и половины провокации без конкретного контекста: происхождения, положения, ценностей.


«Кто есть Америка», как и «Борат»/«Бруно» (Brüno, 2009) — акционизм в чистом виде: тело художника в гиньоль-оболочке (гиньоль — перчаточная кукла, которую приводят в движение пальцами артиста. — Прим. SRSLY) становится субъектом художественного высказывания

Панчи Коэна — бьют буквально, сбивая дыхание и заставляя корчиться в возмущении, отвращении и всепоглощающем а@#$.

Те приглашенные гости, кто остается (не)тактично равнодушен к скабрезной белиберде героев — лишь свидетели перформанса: в таких случаях скетч работает, как классическая комедия-дискомфорта, но стоит им проявить вовлеченность и приспособленческий трепет, политики оказываются на вакантном месте публики при макабрическом хеппенинге. Те, кто поклоняется силе (социальной, физической, капитала), тянутся за токсично-маскулинным израильским гигачадом (вспомните мем с черно-белым фото бородатого качка. — Прим. SRSLY) Морадом, не поведя бровью выслушивают пожелания Мональдо спроектировать яхту, на которой можно было бы торговать людьми, или жертвуют свои лобковые волосы во имя современного искусства Рика Шермана. Тогда-то это гомерически смешное снятие масок, становится поведенческим экспериментом, обнажающим бардак не столько в обществе, сколько в головах. 

[STAT_ART_4]

Фото: постер сериала «Быть присяжным»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова
Новости — 17:44, 18 сентября
Стало известно, когда выйдет роман Пелевина «Круть»
Новости — 16:22, 18 сентября
Утром йога, днем — браслетерия, вечером — музыка в горах. New Star Weekend выкатил таймлайн фестиваля
Новости — 15:19, 18 сентября
От сессии до сейшна. Куда ходили и ходят студенты — миллениально-зумерский гид от Антохи МС и Андрея Савочкина