Обзоры, Музыка — 21 июля 2023, 18:02

«У нас есть досье на вас». Blur до и после Song 2

Специально к выходу нового альбома The Ballad of Darren вспомнили все самые важные песни в карьере гигантов брит-попа.

There's No Other Way, 1991

Первый большой хит в карьере Blur, добравшийся до восьмой строчки национального британского чарта. «Психоделический поп-гимн! — восхищались критики. — Идеальный сплав 1960-х и 1990-х». В начале своего творческого пути группа ориентировалась на все еще актуальные тогда шугейз и мэдчестер — музыкальное направление во главе с The Stone Roses и Happy Mondays. Именно таким саундом пропитан их дебютный альбом Leisure 1991 года, на обложке которого красуется девушка с плаката 1950-х годов с рекламой купальных шапочек.


В отличие от сингла пластинка не пользовалась большим успехом ни в чартах, ни у критиков. Зато Курт Кобейн во время тура Nirvana по Британии назвал There's No Other Way своей любимой британской песней 1991 года.  


Bang, 1991

По словам участников Blur, они написали эту песню за 15 минут, потому что их рекорд-лейбл требовал еще один хит-сингл. Дэймон Албарн и компания недолюбливают эту песню и давно не играют ее вживую. Но представьте, что было бы, если б у них было 20 минут! 


К тому же изобретательно снятый клип, который кому-то может напомнить о видеоработах великого и ужасного Спайка Джонза, впоследствии стал источником вдохновения для видео к синглу Gorillaz «Tomorrow Comes Today».


For Tomorrow, 1993

Не сумев повторить успех сингла There's No Other Way, Blur вскоре обнаружили, что обанкротились и задолжали 60 тысяч фунтов стерлингов из-за недобросовестного менеджера. Другая группа тут же развалилась бы, но только не Blur! Ребята взяли ноги в руки и ломанулись в тур за океан — в неприветливую Америку.

Гастроли оказались полной катастрофой. Заскучав по родному острову, участники Blur начали безудержно бухать и мутузить друг друга, а каждое следующее их выступление становилось все хуже. Музыкантов можно понять — в ту пору им было по 20 с лишним лет. По словам Албарна, единственное, что удерживало его от сумасшествия, — это кассета с песнями британской группы The Kinks. Юный фронтмен Blur заслушал их сингл 1967 года Waterloo Sunset чуть ли не до дыр. «Я начал скучать по простым английским вещам, — вспоминал он позже в интервью NME. — Так что я стал сочинять песни, которые воссоздают атмосферу Британии».

Вернувшись домой, ребята обнаружили, что за время их отсутствия ставки их главных конкурентов — группа Suede — взлетели в заоблачные выси. «Каждая новая успешная песня Suede — это посягательство на добропорядочность», — сказали сами себе Blur, взялись за голову и поняли, какую музыку надо делать. 

Вместо того чтобы пытаться угнаться за американским гранжевыми группами во главе с Nirvana, решено было противостоять заокеанскому вторжению с помощью английского музыкального наследия в лице The Beatles, Small Faces и упомянутых выше The Kinks. Смешав традиции британской гитарной музыки 1960-х с глэмом и панком 1970-х, а также инди-попом 1980-х, Blur (вместе с современниками Pulp, Oasis и теми же Suede) создали то, что музыкальные критики впоследствии назвали брит-попом. И вскоре — весной 1993-го — на свет родился второй альбом Blur — Modern Life Is Rubbish, первая часть их знаменитой брит-поп-трилогии.


Ведущий сингл с этой пластинки — For Tomorrow — до сих пор остается одной из самых любимых песен как фанатов, так и самой группы. Несмотря на то, что изначально успех в чартах у сингла был далеко не впечатляющим, спустя годы авторитетный музыкальный журнал Mojo включил песню в топ 50 британских композиций всех времен. 

Дэймон Албарн написал For Tomorrow, сидя за семейным пианино в родительском доме в Рождество 1992-го. Музыкант неспроста упоминает в тексте песни лондонскую улицу Emperors' Gate. Когда его родители переехали в Лондон в 1964 году, они поселились на Emperors' Gate, где их соседями были Джон Леннон и его первая жена Синтия. Тот факт, что родители жили рядом с одним из The Beatles, был очень важен для Албарна. 

В черно-белом видео к For Tomorrow, снятом известным британским документалистом Джульеном Темплом, отцом Джуно Темпл, звезды сериала «Тед Лассо», группа снялась на фоне достопримечательностей Лондона. Албарн катается на подножке знаменитого двухэтажного автобуса, дрейфует на поверхности Темзы, вместе с остальными участниками Blur запускает воздушных змеев на Примроуз-хилл и гоняет голубей на Трафальгарской площади.

В этом году, в честь 30-летия Modern Life Is Rubbish, клип к For Tomorrow был перевыпущен в цвете и в 4K.   


Girls & Boys, 1994

На волне успеха второго альбома Blur начали смелее экспериментировать со звучанием. В результате среди прочего на свет появилась песня Girls & Boys, ведущий сингл с третьей пластинки группы Parklife, в основе которого лежит евродиско-ритм и бас в духе Duran Duran. Албарн написал песню, находясь под впечатлением от излишне свободных нравов, царящих в испанских клубах. Танцевальная по духу композиция полюбилась диджеям на BBC Radio 1, и трек в кратчайшие сроки влетел в топ-5 национального чарта, из-за чего у Дэймона Албарна случилась первая в его жизни паническая атака. 


Удивительным образом трек все еще звучит актуально, вероятно, из-за того, что большинство пост-панк-групп прошлого десятилетия звучат примерно так же. Том Йорк как-то заявил, что хотел бы быть автором этой песни, «но эти мерзавцы из Blur записали ее первыми». Для большего танцевального эффекта стоит обратиться к ремиксу на Girls & Boys от Pet Shop Boys.      


Parklife, 1994

Еще одним смелым экспериментом при записи третьего альбома был заглавный трек. Боссы лейбла, на котором записывалась группа, не верили в то, что куплеты, проговоренные речитативом, — это хорошая идея, но Blur настояли на своем. Музыканты пригласили для записи трека английского актера Фила Дэниелса и потратили на запись всего около 40 минут. Дэниелс отказался от гонорара, решив получить его за счет роялти, и явно не прогадал — песня стала большим хитом, впоследствии превратившись в футбольный гимн и одну из визитных карточек группы.


Альбом Parklife значительно поправил финансовое положение группы — пластинка возглавила британский национальный чарт и оставалась там в течение 90 недель. Это самый коммерчески успешный альбом Blur в Британии. Из лиги многообещающих альтернативных групп они стремительно переместились в разряд поп-сенсаций.


This Is a Low, 1994

Эпичную балладу, закрывающую альбом Parklife, критики единогласно называют близкой к совершенству и ставят в один ряд с произведениями самих The Beatles. Группа любит завершать свои концерты этой песней. Звучала она и в финале основного блока выступления Blur на «Пикнике "Афиши" — 2013» перед выходом на бис. 


Текст песни Албарн сочинил после того, как на Рождество получил от своего басиста Алекса Джеймса… носовой платок! На нем была изображена карта британских прибрежных регионов, для которых на радио BBC существует специальный прогноз погоды для судоходства.   


Country House, 1995

Завершающий брит-поп-трилогию Blur альбом The Great Escape 1995 года, по мнению самих музыкантов, получился чересчур театральным и витиеватым. «Настоящий бардак», — вспоминал позже Албарн. Концептуальный альбом об одиночестве и разобщенности, по признанию фронтмена Blur, был о нем самом. На это довольно жирно намекает и название одного из треков — Dan Abnormal («Ненормальный Дэн»), которое является анаграммой его имени.

Все это не помешало критикам всячески восхищаться пластинкой и носить Blur на руках, а ведущему синглу с нее — песне Country House —  победить в легендарной брит-поп-битве между Blur и Oasis. Группы-соперники с подачи британской музыкальной прессы выпустили по синглу в один день, чтобы посмотреть, кто победит в чартах. За неделю продаж Country House обскакала сингл Oasis «Roll With It» примерно на 60 тысяч экземпляров, став первым в карьере Blur синглом номер один.


Все это победоносное шествие Blur продолжалось до тех пор, пока не вышел альбом Oasis «(What's the Story) Morning Glory?», который буквально разнес в пух и прах The Great Escape в чартах и резко изменил мнение критиков. «Blur выиграли сражение, но проиграли войну», — писали они тогда. По воспоминаниям Алекса Джеймса, из народного героя Албарн в один миг превратился в народного придурка. Тучи над Blur начали сгущаться…      


Beetlebum, 1997

Атмосфера в группе становилась все более напряженной — сказывались непростые отношения между Албарном и гитаристом Грэмом Коксоном. Как и алкогольная зависимость последнего. Blur взяли перерыв и вернулись в 1997-м совсем другой группой. Стало очевидно, что Албарн и компания наигрались в брит-поп. Вместо него на новой пластинке, которую так и назвали — Blur, они взяли курс на американский инди-рок и лоу-фай. Продажи в родной Британии резко упали, зато на международном уровне группу ждали новые рекорды. Первый сингл альбома — Beetlebum — был обласкан критиками. «За пять минут Blur с легкостью проходят сквозь весь "Белый альбом" The Beatles», — не сдерживал своих эмоций рецензент Allmusic.


Song 2, 1997

Но настоящий взрыв ждал буквально за углом. Следующий сингл Blur — двухминутный боевик Song 2, своеобразная пародия на сиэтлский гранж, задуманная как издевка над рекорд-лейблом, — выстрелил настолько мощно, что до сих пор остается самой известной песней Blur во всем мире. 


On Your Own (Crouch End Broadway Mix), 1998

Воодушевившись успехом, Blur продолжили экспериментировать и по горячим следам выпустили альбом-ремиксов Bustin' + Dronin', центральным номером которого хочется назвать ремикс Уильяма Орбита на трек On Your Own. Эта версия песни получила дополнительный хайп после того, как в 2000 году попала в саундтрек к фильму Дэнни Бойла «Пляж» с Леонардо ДиКаприо.


Tender, 1999

На своем шестом альбоме Blur ушли еще дальше от брит-попа и в придачу отказались от услуг своего постоянного продюсера Стивена Стрита. Вместо него музыканты рекрутировали электронщика Уильяма Орбита, так что экспериментов с электроникой на пластинке было не избежать. Но, помимо них, на «13» в достатке присутствуют соул, госпел и психоделический рок. Результат превзошел все ожидания, и впоследствии альбому был присвоено звание арт-рок-шедевра. 


Вся пластинка посвящена разбитому сердцу Дэймона Албарна и пронизана темой его болезненного расставания с Джастин Фришманн, фронтвумен группы Elastica. В ведущем сингле Tender он так и поет: Come on, come on, come on get through it <...> Lord, I need to find someone who can heal my mind («Давай, давай, давай, нужно просто это пережить <...> Боже, мне нужен кто-то, способный вернуть рассудок»). Албарн буквально открывает свою душу перед слушателями. «13» — это очень личный альбом.    


Coffee & TV, 1999

Но не только своей оголенной искренностью славится альбом «13». Второй сингл с пластинки навсегда вписал Blur в золотой фонд клипмейкерства. Точнее, не сам сингл, а видео к нему, снятое дуэтом Hammer & Tongs, до этого прославившимся клипами «B Line» Lamb, «Right Here, Right Now» Fatboy Slim, «Driftwood» Travis и «Pumping on Your Stereo» Supergrass. В центре анимационно-игрового клипа — очаровательный молочный пакетик, который отправляется на поиски загулявшего Грэма Коксона. Трогательный сюжет о похождениях пакетика молока, получившего прозвище Милки, никого не оставил равнодушным. В 1999-м невозможно было включить MTV, чтобы не наткнуться на этот клип. В результате Милки стал символом Blur, а сам клип попал во всевозможные списки самых крутых видео всех времен. 


Музыкально трек сильно контрастирует со всем остальным контентом «13» и напоминает о старых-добрых брит-поп-денечках. Мало кто обращает на это внимание (на фоне такого-то клипа — неудивительно), но вокал в песне принадлежит Грэму Коксону. Гитарист Blur написал эту песню в период нелегкой борьбы с алкоголизмом, когда, вместо того чтобы зависать в баре, он сидел перед телевизором с чашечкой кофе.


Out of Time, 2003

Не успела начаться запись следующего альбома, Think Tank, как Коксон заявил, что покидает Blur. С мятежным гитаристом, который недавно вернулся из рехаба, где избавлялся от алкогольной зависимости, группа успела записать только проникновенную балладу Battery in Your Leg. Так что на альбоме почти нет гитарного саунда. Это в определенной степени было на руку Албарну, который все больше интересовался музыкой Африки и Среднего Востока. Смирившись с выходкой Коксона, остальные участники Blur отправились в Марракеш. Там, на студии в старом амбаре, Blur вместе с целым марокканским оркестром записали песню Out of Time, которая стала ведущим синглом с пластинки. 


По словам Албарна, Think Tank — это концептуальный альбом о «любви и политике», с помощью которого он среди прочего выступает против военных действий в Афганистане и вторжения в Ирак. Сингл Out of Time, автором обложки которого выступил Бэнкси, посвящен цивилизации, которая утратила связь с реальностью. «Ты был так занят в последнее время, что не нашел времени остановиться и трезво посмотреть на мир вокруг тебя, ты слегка выпал из реальности», — поет Албарн, видимо, имея в виду и своего запутавшегося друга Коксона.


We've Got a File on You, 2003

Двухминутная Song 2 — это не предел, решили Blur, и записали трек We've Got a File on You, который длится всего одну минуту. На протяжении всех этих 60 секунд Дэймон Албарн повторяет вынесенную в название песни строчку. Специально для концерта в Москве в 2003 году фронтмен Blur выучил перевод названия песни на русский и во время выступления прошептал удивленной публике: «У нас есть досье на вас».  


Me, White Noise, 2003

Если во времена брит-поп-трилогии Blur превозносили все британское, то к моменту выхода альбома Think Tank Албарн явно был разочарован в родине. Being English isn’t about hate / It’s about disgust / We‘re all disgusting («Быть британцем — это не про ненависть, это про отвращение, мы все отвратительны»), — поет он в песне Me, White Noise, скрытом треке на альбоме, для записи которого Blur опять позвали своего давнего знакомого — актера Фила Дэниелса. По легенде Албарн и Дэниелс записали трек, когда были пьяными, а песня представляет собой набор стандартных фраз пьянчуг из английских пабов. 



Under the Westway, 2013

После Think Tank последовала долгая пауза, по сути, группа развалилась. Молчание было прервано в 2010-м для выпуска сингла Fool's Day и в 2012-м, когда вышла песня Under the Westway, классическая баллада Blur, под которую, по словам Алекса Джеймса, можно «выплакать все слезы». Критики отмечали схожесть с легендарной «Hey Jude» The Beatles и в целом с творчеством Дэвида Боуи. Песня посвящена Лондону, в интервью Rolling Stone Албарн назвал ее своим личным гимном родному городу.


Under the Westway стала излюбленным концертным номером Blur. В нынешнем туре группа играет ее в самом финале выступлений. А на недавнем грандиозном выступлении на «Уэмбли» Албарн на самом деле расплакался во время ее исполнения.



Фото: Global Look Press
Новости — 19:50, 21 ноября
«Яндекс Карты» научились строить маршруты с теплыми остановками
Новости — 19:43, 21 ноября
Лука Гуаданьино снимет фильм «Сержант Рок» с Дэниелом Крэйгом
Новости — 17:00, 21 ноября
«Манифестировать» стало словом года по версии Кембриджского словаря
Новости — 14:50, 21 ноября
Netflix объявил дату премьеры сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро
Новости — 12:38, 21 ноября
Джерард Батлер и Мейсон Теймз в трейлере ремейка «Как приручить дракона»