Колонка, Музыка — 13 июня 2023, 18:21

Большая рок-н-ролльная неожиданность. Blur, Sparks, St. Vincent и другие на фестивале Primavera Sound

На берегу Средиземного моря, в барселонском районе Parc Del Forum в начале июня прошел очередной летний фестиваль под открытым небом — Primavera Sound, заставивший Игоря Гаврилова восхищаться ветеранами популярной музыки и аплодировать молодежи. 

Если для жителей Барселоны главным на фестивале было выступление их землячки, каталонской гордости ROSALÍA, то для многочисленных экспатов хедлайнерами однозначно являлись Blur и Depeche Mode. Все они выступали на бескрайнем фестивальном поле в двух шагах от моря. 

У Blur сейчас период воссоединения, которое у них случается раз в 5−6 лет, когда Дэймону Албарну надоедают его многочисленные сайд-проекты. Blur скоро выпустят новый альбом The Ballad of Darren, новые песни активно обкатываются в турне, но общий восторг вызывают, конечно, гимны 1990-х, Song 2 и прочие, ради которых Дэймон Албарн снимает пиджак и надевает пацанскую олимпийку. 

Depeche Mode также в туре с новым альбомом — Memento Mori. Альбом, вышедший весной, фанатам в целом понравился, а в концертной мощи Depeche Mode никто не сомневается еще со времен документального фильма «101» (1989), после которого каждое турне группы превращается в глобальный объединяющий ритуал. 

На разогреве у Depeche Mode выступил американский дуэт Sparks, который недавно издал новый альбом The Girl is Crying in Her Latte. Впрочем, определение «разогрев» для Sparks не вполне справедливо. Во-первых, они играли далеко от главного поля. А во-вторых, группа гораздо старше Depeche Mode. Братьям Расселлу и Рону Маэлам давно за 70. Еще с начала 1970-х они исследуют природу и устройство поп-музыки.  Можно утверждать, что каждая их песня — это квинтэссенция поп-хита, они проникли в саму суть шлягера как искусства. И тем не менее Sparks остаются группой «для эстетов», для тех, кто принимает поп-музыку не сердцем, а умом. Их шоу идеально, их красно-черные костюмы безупречны, названия их песен — отдельный жанр с серьезной долей сарказма в каждом заголовке. Но за 50 с лишним лет существования группа так и не стала массовым феноменом. Вряд ли будет ошибкой утверждать, что среди фанатов Depeche Mode мало тех, кто знает Sparks. В живой программе дуэта тоже многое «от ума», хотя ветераны жанра по-прежнему являют собой пример образцовых шоуменов.  

В зале Auditori Santander выступил музыкант, объединяющий на этом фестивале Blur и Depeche Mode. Это был Джеймс Эллис Форд, продюсер новых альбомов английских классиков, отвечавший также за саунд последней работы Arctic Monkeys «The Car» и грядущего альбома еще одних участников Primavera Sound — Pet Shop Boys. Сольный материал Джеймса Форда — психоделический рок, в котором он отвечает за партии ударных. Убаюкивающие пьесы Форда прекрасно слушались на единственной площадке фестиваля с сидячими местами.   

Феноменальное выступление St. Vincent (Энни Кларк) случилось на главной сцене на следующий день после Depeche Mode. Американская певица, гитаристка и автор песен превзошла британских коллег по всем параметрам, за исключением, пожалуй, узнаваемости песен. Громких международных хитов у St.Vincent нет, и поэтому даже сам факт ее выступления на большом фестивальном поле удивляет. Впрочем на Primavera Sound ее знают давно, впервые она здесь выступила в 2014 году. В этот раз Энни взяла публику за горло с первых же аккордов. На сегодняшнем этапе своей карьеры Кларк выступает в коротких почти до неприличия шортах, в образе кукольной блондинки с каре, который продвигался вместе с альбомом Daddy’s Home (2021). В нем певица рассказывает о выходе из тюрьмы ее отца, отсидевшего десять лет по обвинению в финансовых махинациях. Наивный кукольный образ сменяется демоническим взглядом исподлобья — St. Vincent умеет быть на сцене разной и в лицедейском, и в музыкальном смысле. Она то и дело меняет гитары, играя на них с яростной виртуозностью. В те моменты, когда гитаристка St. Vincent вступает в диалог  с гитаристом Джейсоном Фолкнером, падает перед ним на колени, ложится на подмостки, не переставая играть, на сцене только что молнии не сверкают. Не менее харизматичен пышноволосый бас-гитарист Джастин Мелдал-Джонсен и признанный гений ударных Марк Джулиана, прославившийся во время работы над последними записями Дэвида Боуи. Кстати, популярность песен St. Vincent не стоит недооценивать. 

Когда она спустилась в танцпартер, чтобы практически на руках у зрителей исполнить песню New York, не было никого, кто ей не подпевал бы.

Холзи (Эшли Николетт Франджипани) выступала в один день с Blur и явно хотела доказать что-то очень важное себе и зрителям. За несколько дней до фестиваля Эшли обнаружила в соцсетях дискуссию о том, достойна ли она выступления на одном фестивале и поле с такими серьезными фигурами, не слишком ли она для этого «поп». Тема эта явно певицу задела. Весь концерт она провела в постоянном движении, в пробежках вдоль сцены на манер Эксла Роуза (фронтмен группы Guns N' Roses. — Прим. SRSLY), а еще постоянно материлась. Много болтала, но ничего важного в болтовне не транслировала, кроме все той же обиды. У Холзи полно хитов, она прекрасно подготовлена физически и вокально, иногда для солидности даже берет в руки бас-гитару, а последний альбом ей продюсировал Трент Резнор из Nine Inch Nails. Единственное, чего ей не хватает, это полноценного живого звучания. Ее звук многослоен и объемен, а на сцене за ее спиной — только барабанщик и гитарист в женском платье. Явно не обошлось без плейбэка. 

Самые странные события больших фестивалей под открытым небом нередко остаются в памяти дольше, чем выступления хедлайнеров.

Вот, например, диджейский сет коллектива под названием Wooden Wisdom. В него входят голливудский актер Элайджа Вуд, его друг, музыкальный функционер и коллекционер пластинок Зак Коуи, а также любитель виниловой экзотики DJ Fitz. Их объединяет страсть к средиземноморской эстраде и готовность крутить скрипучие «сорокапятки (пластинки на 45 оборотов». — Прим. SRSLY) часы напролет в любой части света. Когда обнаруживаешь себя на берегу моря, у сцены, где исполнитель главной роли в фильме «Властелине колец» заводит песню турецкой певицы Сельды Багджан, выглядит это немного сюрреалистично. 

Один из создателей The Velvet Underground Джон Кейл выступал на Primavera Sound в рамках турне в поддержку нового альбома Mercy. Этот альбом выглядит подведением итогов — Кейл на сцене почти 60 лет. Музыкант исполнил четыре новые песни, а остальной сетлист собрал по одному ему понятному принципу. Что было понятно всем, так это композиция I’m Waiting For The Man — одна из центральных в наследии The Velvet Underground. А на финишной прямой Джон Кейл исполнил свою протяженную версию Heartbreak Hotel Элвиса Пресли. На пластинке она звучит заразительно и напряженно, но передать это ощущение на концерте у ветерана не получилось. 

На фоне бодрых и оптимистичных Blur и Depeche Mode разочаровали New Order. Они стояли у истоков музыки, которую играли многие молодые группы на Primavera Sound. Постпанк, синти-поп, «новая волна» — это все они. Но новой музыки New Order не выпускали уже много лет, а дискотечные хиты 1980-х с годами все меньше гармонируют с обликом людей на сцене. Особенно, когда звучат песни — прообразы всяческого евродиско, например, True Faith. Единственное, что на концертах New Order работает безотказно, — это песни группы Joy Division, в которой музыканты коллектива играли до смерти ее лидера Иэна Кертиса. 


Образцово-показательный интеллектуально-альтернативный рок показала американская группа Shellac, которую возглавляет Стив Альбини. В первую очередь он продюсер, в его послужном списке — несколько тысяч альбомов, включая записи Nirvana, The Pixies и Пи Джей Харви. Shellac существуют около 30 лет и исповедуют ироничный пост-хадкор и математически выверенный нойз. Трио, вызывающее ассоциации с университетскими преподавателями, играющими на досуге в гараже, заставляет улыбаться даже когда никто еще на сцене не сказал и не спел ни слова. Стив Альбини настолько глубоко знает современную музыку, что умеет смешить, чередуя откровения и клише. Время от времени Альбини выдает натуральный стендап. «А вы знаете, что сейчас в США появились банды профессиональных музыкантов, которые ездят по караоке-барам, играют там и поют? Что может быть хуже — профессионалы в караоке-барах. Полное неуважение к людям. Я слышал, однажды в караоке-бар заехала Селин Дион. Знаете, что она спела? Песню Селин Дион! По мне так ее со сцены надо было прямо сразу за решетку».

Одной из самых ярких относительно новых групп на фестивале были лондонцы Jockstrap. В их арсенале — бравурный рейв, за который отвечает программист и клавишник Тейлор Скай, и певица Джорджия Эллери, для чьих танцев освобождают две трети сцены. Сначала Jockstrap включают танцевальный бит на полную мощность, потом Тейлор Скай берет акустическую гитару и поет фолк своим завораживающим высоким голосом, а затем они снова возвращаются к танцам. Сочинительский стиль у Jockstrap абсолютно непредсказуемый, но песни прилипают намертво. За это их и любят. 

Итальянцы Måneskin выдали на Primavera Sound рок-сет на уровне своих учителей — The Rolling Stones и Игги Попа. В начале программы еще можно было размышлять о том, что при помощи рок-аранжировок стадионной публике продали обычный поп. Но самоотдача Måneskin, мастерство каждого из музыкантов и в буквальном смысле ослепительное световое шоу отключили анализ и оставили зрителей наедине с одной из лучших живых групп планеты

Фото: Getty / Xavi Torrent / Redferns
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова