8 июня в кино выходит «Голова-жестянка» — фильм о 16-летней Жене, которую друзья и родители привыкли называть Жестью из-за ее скверного характера. После несчастного случая неизменным аксессуаром Жени становится трость, а чувство обиды не позволяет ей помириться с бывшим другом. Теперь девочке нужно найти способ ужиться с миром вокруг, а главное — с самой собой. Главную роль в фильме сыграла Варвара Володина, известная также по фильму «Вызов» и сериалу «Черная весна». Корреспондентка SRSLY Анастасия Швецова поговорила с ней о съемках в «Голове-жестянке», феминитивах и космосе.
Мне рассказали, что на днях ты уезжаешь на съемки. Куда отправляешься?
Я еду в Минск. Могу только сказать, что это будет сериал, где у меня главная роль — очень интересная героиня.
Это снова сериал про подростков?
Ну, а кого я еще могу играть! (Смеется). Пока что это моя стезя — сериалы про подростков. Вообще мне не очень нравится это деление на «про подростков» и «не про подростков». Это история про проблемы людей.Какие у тебя вообще планы на лето?
Планирую работать, лето — всегда горячий сезон съемок. И хотелось бы слетать куда-нибудь, увидеться со своей подругой и отдохнуть. С подругой, кстати, мы договорились встретиться в Египте. Вот такие у меня планы.
Давай поговорим о «Голове-жестянке». Фильм снят по книге Серафимы Орловой. Как ты относишься к экранизациям? Ты в лагере людей, которые ненавидят их, или, наоборот, ждешь воплощения любимых героев на экране?
Я точно не в лагере людей, которые это ненавидят. Спокойно отношусь к экранизациям, да и, честно говоря, я так никогда не делила фильмы. Обожаю пересматривать «Гарри Поттера», я его и читала, и смотрела, меня очень радует эта история на экране. Так что вполне положительное отношение.
А ты читала книгу, по которой снята «Голова-жестянка»?Как она тебе?
Я читала ее уже после того, как меня утвердили, чтобы понять, что изменилось в сценарии. Я надеюсь, что это не та экранизация, про которую будут говорить: «О господи, зачем они это сделали!».
Кстати, я уже посмотрела фильм. На мой взгляд, получилось очень хорошо. К тому же авторка книги принимала участие в написании сценария. Думаю, она бы не допустила, чтобы ее книгу плохо адаптировали.
Ты смотрела фильм на ММКФ, подглядывала, как реагировал зал?
Люди смеялись. Знакомая рассказала мне, что когда выходила из зала, увидела, как у некоторых взрослых мужчин стояли слезы в глазах. Было удивительно и приятно это услышать. Да и после премьеры мне зрители сказали много добрых слов.
Каково было видеть себя на экране?
Тяжело отношусь к этому и не умею себя объективнооценивать . Я ориентируюсь на то, что говорят люди вокруг. Если хвалят, то я думаю: «Ну, наверное, действительно неплохо». Видеть себя на экране действительно очень непривычно и страшновато. Чувствую какую-то большую ответственность.Ты можешь себя назвать самокритичным человеком?
Очень, иногда даже чересчур.
Как-то борешься с этим?
Нет-нет. Я не знаю, как с этим бороться. Могу, конечно, успокаивать себя и говорить, что не все так плохо, но в глубине души буду чувствовать, что мне не нравится.
Даже когда режиссера все устраивает, я понимаю, что могу сделать лучше и прошу еще один дубль. И благодаря этому совершенствуюсь. Думаю, с этим не нужно бороться.
По-твоему, о чем «Голова-жестянка»? Как бы ты описала эту историю человеку, который не знаком ни с книгой, ни с фильмом?
Он о любви, расставании, о девочке-подростке, которая наверное в самый сложный возраст в жизни человека с проблемой, делающей ее реально очень жесткой. Буквально «жестью» делает. Она рушит со всеми отношения и живет в состоянии постоянной борьбы. Это человек-беда, человек-борьба, и борется она, как мне кажется, в первую очередь сама с собой.Это же твоя первая главная роль?
Еще был пилот сериала. Там у меня тоже была главная роль, но сезон в итоге не сняли.
А что за сериал?
«Самое безопасное место» — про расстройство пищевого поведения.
Мне показалось, «Голова-жестянка» — сплошной оммаж фильму «Амели». Режиссер ставил перед тобой задачу держать в голове образ этой героини?
Не ставил, но мы обсуждали… Вся история идет через призму восприятия подростка. Конечно, там есть какие-то визуальные эффекты, которые действительно отсылают к «Амели». Но у меня не было задачи ее копировать. Мы просто обсудили с режиссером наши сходства.Почему я на этом заострила внимание: в первом же кадре, который показывает комнату твоей героини, можно увидеть постер «Амели».
В фильме вообще полно отсылок, но мы не говорим о них напрямую. Вот ты увидела — здорово. Я смотрела его дважды и тоже находила какие-то новые вещи для себя, которые не заметила с первого раза.
Ты уже сказала, что Жесть — подросток со скверным характером. Но в то же время она кажется романтичным и даже поэтичным человеком. Много ли у тебя общего с этой героиней?
Да. Жесть — это я лет в 15. В фильме это чувствуется еще больше. Когда мне казалось, что какая-то фраза не ложится, я подходила к Ване (Иван Капитонов — режиссер «Головы-жестянки». — Прим. SRSLY) и предлагала сказать как-то по-другому. Ваня давал мне абсолютную свободу всегда. Это тоже стало для меня удивлением, что режиссер прислушивался и советовался. Так что в Жести очень много моего, поэтому мы похожи.
А чем конкретно?
Я тоже очень свободолюбива и прямолинейна. Жесть общается через иронию — и я обожаю общаться через иронию. На первый взгляд, она абьюзер, но стоит задуматься, отчего она такой стала. Жесть находится в состоянии протеста, как и я. Она использует феминитивы — я тоже. Да и в целом моя героиня делает все, чтобы поменять мир, как ей кажется, к лучшему.
Кстати, о феминитивах. Ты правда состоишь в фемдвижении? Нашла про тебя такую информацию.
В каком? (Удивленно.)
Называется «ОНА».
А… Не то, чтобы я состою в фемдвижении… Я не занимаюсь активизмом, но отношу себя к феминисткам и поддерживаю женщин в борьбе за их права. Мне очень нравится, как звучат феминитивы, люблю их использовать.
Во многих проектах твои героини показывают с сильной стороны: они свободолюбивы, у них есть свое мнение по многим вопросам. Обращаешь ли ты внимание на характер героинь, когда выбираешь роли? Ты можешь отказаться от роли, если она не соответствует твоим убеждениям?
Наоборот, я хотела бы сыграть кого-нибудь очень мягкого, даже, возможно, ведомого. Очень хотелось бы попробовать себя в роли отличницы, послушной девочки-пионерки. Но не дают мне, даже на пробы не зовут на такие роли. Так что это не совсем мой выбор играть сильных героинь. Режиссеры чувствуют это во мне. Возвращаясь к вопросу, добавлю, что не хочу всю жизнь играть одинаковых героев только потому, что мне какие-то ценности близки, а какие-то нет.
В новом проекте у тебя снова сильный характер?
(Загадочно улыбается.)
Я тебя поняла.
Все мои сильные героини все равно со слабостями, в глубине души они очень ранимые. Это они защищаются так.
К слову, в «Голове-жестянке» затрагивается тема буллинга. Сталкивалась ли ты с травлей?
Почти каждый человек в подростковом возрасте с этим сталкивается. Мне повезло вдвойне: меня задирали сверстники и буллили учителя. Но по сравнению с учителями со стороны сверстников травля была незначительной. Шутки одноклассников для меня не котировались, не имели такого значения, как слова взрослых.
За что тебе доставалось?
За свободолюбие, конечно же. Было тяжело, но спасибо моим родителям, они были моей защитой всегда. Когда я рассказывала им о разных неприятных ситуациях в школе, родители мне говорили: «Расти, доча, человеком, главное». Я пытаюсь справится с этим наставлением.
В чем выражалось твое свободолюбие в школе?Я не боялась высказывать свое мнение. Я скрипачка, у меня абсолютный слух, но в школьном аттестате по музыке стоит «четверка», а в музыкальной школе — «пятерка». Почему так? А потому что у меня были не очень хорошие отношения с учительницей по музыке. Иногда она могла сфальшивить, видимо, я как-то это показывала, а ей не нравилось.
Свободолюбие еще было в том, что я активно вела соцсети. Может быть, школе это тоже не нравилось. Еще я не боялась заступаться. Помню, учительница математики начала обзывать мальчика за длинные волосы, а я за него заступилась и в итоге получила за это. Думаю, что мой характер проявляется в таких мелочах. Учителя просто не хотели мириться с ним.
Школу ты оканчивала в Барнауле?
Да, 69-я гимназия, не люблю ее.
Мы их запомним. (Смеется.) А когда ты переехала в Москву?
В 16 лет, и до сих живу здесь. Я переехала с поступлением в Школу Олега Табакова. Удивительно, что родители отпустили. Тоже спасибо им за это.
Как тебя приняла Москва?
Нормально, грех жаловаться. Сейчас мы с ней стали в хороших отношениях. Первое время, конечно были трудности, думаю, как и у всех. Но глобально — нормально.
Насколько я знаю, твои родители вообще никак не связаны со сферой кино. Как они отнеслись к выбору такой творческой профессии?
Они очень у меня понимающие, во всем всегда меня поддерживали. Папа вообще мне жизнь посвятил: возил меня на все кружки, находил конкурсы чтецов. Мама со мной учила стихи.
Они все время меня направляли, поддерживали, давали мне выбор.
В какой момент ты приняла решение поступать на актерский факультет?
Еще в школе. В началке на уроке речевой культуры нас учили читать стихи. У меня получалось их рассказывать лучше всех в классе. Еще мне очень нравилось участвовать в конкурсах чтецов, я в них часто побеждала. Поэтому я спросила у родителей, кто таким занимается профессионально. Они говорят: «Ну, актриса». И тогда я решила, что буду актрисой. С детства живу с этой мыслью.
В «Голове-жестянке» у твоей героини есть наставник, которого играет Сергей Гилев. Есть ли у тебя такой человек в жизни?
Мой старший брат. Очень его люблю. Он старше меня на 11 лет, и я с детства хотела быть на него похожей во всем. Его советы меня очень бодрят, мотивируют. Думаю, брат — мой главный наставник.
Он тоже как-то связан с кино?
Вообще никак не связан с кино, он в футбол играет.
Весь фильм ты ходишь с тростью. Насколько тебе было тяжело приспособиться к ней?
Я просто взяла и захромала. Когда я готовилась к роли, то вспомнила девочку из старшей школы, которая ходила с тростью, и чуть-чуть скопировала ее движения. Папа даже предлагал купить трость, чтобы я тренировалась. Но в итоге, когда мне ее дали, то все сразу само получилось.
Не могу не отметить образы твоей героини в этом фильме. Кто отвечал за макияж и за прически?
Мои любимые гримирессы — две Кати. Катя Изотова, художница по гриму, и Катя Коновалова — ассистентка художницы по гриму. Я в восторге от их работы. После съемок у меня появились яркие палетки. Раньше я не пользовалась косметикой, но мне так понравились созданные Катями образы! Макияж помогал мне играть, поскольку тоже подчеркивал характер героини.
Ты стала чаще использовать яркие тени в жизни?
Скорее, яркие подводки. Яркими тенями, оказывается, так сложно пользоваться, они постоянно неровно ложатся. Я даже боюсь лишний раз их трогать, а яркие подводки мне нравятся, ими удобно пользоваться.
Заметила, что «Голова-жестянка» стала твоим третьим проектом с Сергеем Гилевым и с Олегом Чугуновым. Совпадение?
Удивительное совпадение. Правда, ведь третий… С Сережей Гилевым мы до этого снимались в «Самом безопасном месте», и я так обрадовалась, когда увидела его в роли моего наставника в «Голове-жестянке». Но за этим нет вообще никакого умысла. Здорово, что у нас столько совместных проектов, я рада. Мы в очень хороших дружеских отношениях с этими двумя прекрасными артистами.
Твоим первым фильмом стал «Первый снег», правильно?
Да.
Помнишь ли ты свои ощущения, когда получила роль в большом кино?
Я заходила в метро, когда мне позвонила агентка и сказала, что меня утвердили на роль. А я даже не пробовалась туда, до сих пор не знаю, как так вышло, что меня взяли без проб. Позже узнала, что в этом фильме снимается мой лучший друг в главной роли. Мне даже стало неловко в какой-то момент. Я еще маленькая тогда была, и мне дали две какие-то фразы. А у моего лучшего друга главная роль!
Но в остальном я была в восторге: увидела камеры, узнала, как съемки проходят, как дубли делаются — это для меня было тогда шоком.
Ты когда-нибудь сомневалась в выбранной профессии?
Один раз. В 14 у меня что-то в голове переклинило, и я захотела стать адвокаткой. Почему — не понимаю. Я подумала, что люблю защищать людей. Но это отклонение от курса быстро у меня прекратилось, и я снова вернулась к актерству.А как часто ты получаешь отказы в кино?
Часто. Невозможно, чтобы утверждали на все роли. Я даже не знаю, как оценивать — часто или не часто. Думаю, какое-то среднестатистическое значение у меня.
Были ли крупные проекты, в которых хотелось поработать, но не срослось?
Да, было так недавно с полным метром. Не могу сказать название. У меня постоянно отодвигались пробы: то из-за моего графика, то из-за графика режиссера. В итоге я так и не попала на пробы. Было неприятно, потому что сценарий мне очень понравился. Но я не оставляю надежду, что еще могут позвать, потому что съемки фильма не начались.
Ты снялась в нескольких проектах о школьниках. А сама от каких сериалов и фильмов про подростков фанатеешь?
Первый сериал, на фоне которого YouTube для меня отошел на второй план, стал The End of the F***ing World («Конец ***го мира». — Прим. SRSLY). От этого сериала я очень долго фанатела. Еще обожаю «Бесстыжих». Этот сериал стал уже частью моей жизни. Я еще его не досмотрела, но уже близка к финалу, и мне очень грустно, что скоро эта история для меня закончится.
У тебя, наверное, не так много времени, чтобы смотреть сериалы залпом.
Времени не хватает, это правда. Честно говоря, я стараюсь смотреть «Бесстыжих» помаленьку, даже когда время есть, чтобы максимально оттянуть момент, когда сериал закончится. Я представляю, как мне будет грустно на финале, потому что я к нему уже так привыкла. Там же много очень сезонов, сколько, десять? Больше?
Кажется, даже одиннадцать. А чем еще занимаешься в свободное время?
Рисовать очень люблю, на укулеле играть, с друзьями время провожу, фильмы смотрю — вот мои увлечения.
А после музыкальной школы ты не пробовала заниматься музыкой профессионально?
Нет, я после музыкальной школы поехала учиться в Москву, и как-то не было на это времени. На укулеле, кстати, я сама научилась играть. А! В Школе Табакова нас учили играть на барабанах. Так что чуть-чуть умею профессионально играть на барабанах. На этом все.
Знаешь, сейчас нередко актеры записывают свою музыку. Может, у тебя тоже есть неопубликованные демки?
Нет, нет! Вот в чем я реально плоха, так это в написании стихов. Я даже не берусь за это. Понимаю, что это точно не моя стезя, и туда не лезу. Но могу складывать аккорды в музыку — это для меня медитация. Я эти мелодии не запоминаю и никуда не записываю. Мне просто нравится иногда посидеть за инструментом, подумать и в этом время что-то непроизвольно наигрывать. Но музыку как таковую я не пишу.
Как бы ты охарактеризовала современных подростков?
Я не люблю, когда людей обобщают, но раз мы так делаем… Я очень люблю свое поколение.
Не могу обойти стороной «Черную весну». В конце первого сезона остается много вопросов о судьбе Наташи и Ильи — ваших с Олегом Чугуновым героев. Что их ждет во втором сезоне?
Не знаю, не знаю…. А что, будет второй сезон? Понятия не имею. (С иронией.)
Создатели обещали.
Обещали? Уверена? Ну не знаю, не могу говорить. Честно, искренне — я не знаю, что будет с ними во втором сезоне. У меня нет вообще никакой информации о продолжении.
Но ваших героев ждать?
Не знаю! Надеюсь.
Хорошо, не буду больше тебя мучить. Часто фильмы и сериалы о подростках критикуют за стереотипное изображение молодежи. Как, на твой взгляд, снять картину, чтобы никого не выбесить?
Не смягчать. Не пытаться завуалировать то, что происходит в жизни подростков.
А еще когда пытаются сделать речь героев слишком молодежной, вставляют всякие слова по типу «шипперить», «кринж». Я на это смотрю и думаю: «Да вы гоните! Мы так не говорим». Не стоит показывать подростков как детей тиктока, которые разговаривают шаблонными фразами. Не нужно обходить неудобные темы. Нужно говорить о серьезных вещах, потому что, мне кажется, подростки думают о глобальных проблемах еще побольше взрослых.
В каких случаях необходим мат?
Бывает, что фильм подразумевает использование нецензурной лексики. Представь, если б в «Черной весне» не было мата. Странно было бы услышать от подростков «Епрст, какая неудача!». Было бы тогда все не взаправду. Я не считаю, что мат в фильмах — всегда плохо. Я точно не противница мата в кино.
Если брать в расчет дуэльную историю «Черной весны», то герои могли бы обращаться друг к другу «сударь» и кидать перчатки. (Смеется.)
Да, они могли бы, конечно. Это было бы постиронично. (Смеется.)
В конце апреля вышел еще один грандиозный проект с тобой — «Вызов». Стало ли для тебя неожиданностью утверждение на одну из главных ролей в этом фильме?
Неожиданностью? У меня до этого уже было несколько проб, и я в какой-то степени ждала это решение. Но все равно некий элемент неожиданности сохранился. В любом случае я очень обрадовалась.
Как ты оцениваешь этот фильм в контексте современного кинематографа?
Конечно, фильм имеет больше значение для кино — все-таки первыми сняли фильм в космосе. Это действительно вызов. Здорово, что получилось это сделать, что все так сложилось: и у Юли (исполнительница главной роли в «Вызове» Юлия Пересильд. — Прим. SRSLY) здоровье позволило лететь в космос, и у Клима (режиссер фильма Клим Шипенко. — Прим. SRSLY). Я советую всем посмотреть фильм «Вызов».
Хотела бы ты сама полететь в космос?
Я очень хочу слетать когда-нибудь в космос. Было бы славно.
К слову, Юлия Пересильд получила уникальный опыт, побывав в космосе. Съемки в каком проекте были самыми необычными для тебя?
Пожалуй, «Голова-жестянка». Это моя первая главная роль в большом кино, в полном метре, моя первая экспедиция.
Заметила, что тема космоса есть и в «Голове-жестянке». Она будто тебя преследует.
Надеюсь, это знак, что пора бы мне уже лететь.
Здоровье позволяет?
Вестибулярный аппарат у меня так себе.
А если помечтать: каким ты видишь будущее человечества в космосе?
Хотелось бы, чтобы оно было счастливым. Было бы здорово, чтобы люди познавали себя через науку, открывали новые жизни. Я бы хотела, чтобы инопланетяне существовали. Круто было бы, думаю.
В «Голове-жестянке» раскрывается идея близости человека и космоса. Ты согласна с этой мыслью?
Удивительно, но у нас правда нейроны головного мозга схожи со строением галактик во Вселенной. Я уверена, что космос может помочь человеку познать себя.
Знаешь, когда лежишь на земле, смотришь в небо и тебя как будто тянет туда. Я кому ни рассказываю, все говорят, что их преследовало то же чувство. Мне все же кажется, что мы тесно связаны в космосом.