Интервью, Интервью — 25 мая 2023, 18:34

Съемки в «Кошке», женщины-следователи, экстрим в кадре и в реальной жизни. Интервью с актрисой Анастасией Тодореску

В новом сериале Карена Оганесяна «Кошка» Анастасия Тодореску играет следователя с трагичным внутренним конфликтом, расследующую похищения детей в завораживающих декорациях Калининграда. Актриса рассказала, почему зритель полюбил женщин-детективов, как обходиться без актерской техники и зачем собственноручно выполнять каскадерские трюки.

Вы назвали «Кошку» важным и нужным проектом. Правильно ли я понял, что в этом сериале есть некий важный для реальной жизни, для общества месседж?

Безусловно. И не один. Я не могу спойлерить, потому что это завязано на сюжете.

В эпиграфе сериала приводится статистика, что если заняться поиском в первые же часы после похищения ребенка, то намного больше шансов его спасти.

Это позволяет быстрее находить детей, конечно, — поэтому важно максимально привлечь внимание к проблеме.

Как вы видите ее решение?

Наверное, это будет очень смело с моей стороны что-то предлагать. Есть люди более профессиональные, более понимающие. И естественно, органы делают все от них зависящее. Но раз эта проблема существует, надо чтобы и мы, обычные люди, всегда держали руку на пульсе и в принципе были внимательнее к детям, чтобы каждый взрослый понимал собственную ответственность не только за своих детей, но и за других. Если каждый из нас это осознает, то, думаю, мир станет лучше.


По сюжету ваш напарник — следователь Седов — проворачивает какие-то не очень законные махинации. А с другой стороны, гангстер, которого играет Даниил Воробьев, проявляет сострадание к подчиненному. Вы согласны, что неоднозначность героев — признак качества драматургии?

Абсолютно. За такими героями наблюдать интереснее. Один и тот же человек может быть хорошим для одного, а для другого — не очень; он может по-разному проявляться. Мне кажется, что раньше в кинематографе было более четкое разделение на «плохих» и «хороших», все очень понятно и в лоб. Но драматургия и кинематограф в целом развиваются. Важно подчеркнуть, что речь не про маньяков или социопатов. Я говорю про нормальных людей. А по поводу вышеперечисленных героев — надо следить дальше за их путем и уже потом делать какие-то выводы.


Считается, что в фильмах по комиксам очень статичные персонажи, но даже и там все усложняется: например, Джокер в исполнении Хоакина Феникса показан в своем сложном, трагическом становлении.

Думаю, интересно наблюдать за тем, как человек преодолевает что-то, борется со своими темными сторонами, делает выбор. Я считаю, что мы — люди кинематографа — должны показывать, что может произойти, если вы делаете выбор в пользу «плохой» стороны. Вообще любое художественное высказывание должно нести в массы моральные и духовные ценности.

Кстати, если говорить про комиксы, я никогда не была их поклонницей. Мне они казались настолько примитивными и предсказуемыми, что было неинтересно. Видимо, у меня какого-то кода нет, я не могу к этому подключиться. Раньше было просто классно, интересно (спецэффекты!), а когда уже картинок насмотрелись и появился запрос на историю, на человеческие взаимоотношения, я поняла, что меня ничего в комиксах не цепляет.

Мартин Скорсезе вообще сказал, что супергеройские фильмы — это не кинематограф, а просто визуальный аттракцион.

100% согласна. Однако, как артистка, с удовольствием приняла бы участие в такой авантюре, но только с хорошей и крепкой историей. И мы можем наблюдать, что наш российский кинематограф движется в этом направлении, где есть не только визуал, но и смыслы.

«Майор Гром», Воробьев тот же.

Это классно, но с другой стороны, мне кажется, это опасная дорожка в том смысле, что жанр придумали не мы — он западный, и я не знаю, как его будут принимать. Российский кинематограф тоже стремится делать классные, качественные, яркие фильмы, но почему-то наш зритель считывает это как что-то вторичное.

Мне кажется, что вообще снобизм русского зрителя к отечественному кино только-только начинает преодолеваться.

Люди стали проникаться к российскому кино, потому что появилось очень много классных продуктов. Посмотрите, сколько у нас крутых сериалов! Я поймала себя на мысли, что больше хочу смотреть российские сериалы, нежели западные. Например, недавно я услышала про сериал «Ваша честь» — узнала, что это адаптация американского проекта (который, в свою очередь, является адаптацией израильского. — Прим. SRSLY). У меня был выбор: смотреть американский вариант или наш. Увидела прекрасного Меньшикова и включила наш. И ни капли не пожалела, мне очень понравилось. И я радуюсь за коллег. Это так вдохновляет, что выпускается очень много суперского. Это гордость, хочется быть сопричастной к подобному.

Мне кажется, зритель это тоже видит и уже относится с бOльшим интересом и благодарностью. Аудиторию обмануть сложно, и даже не надо пытаться это сделать — он все чувствует и все видит. Я радуюсь тому, что у нас все-таки есть тяга к такому душевному, человеческому, сердечному даже. Вот знаете, как это назвать? Русская душа. Наш зритель абсолютно точно на это нацелен. Каруселями, аттракционами его не удивишь, потому что уже много чего подобного видели, а вот что-то душевное людям нравится, и это заметно. А когда это все еще совмещается с эстетичной картинкой и хорошей историей — вообще идеальный рецепт. К этому и надо стремиться: чтобы это было и визуально эффектно, и наполнено смыслом.


Анастасия, в силу своего положения, я так полагаю, вы имеете возможность наблюдать проекты режиссера и продюсера Карена Оганесяна с момента их рождения на всех стадиях. Как это происходит?

Я, конечно, являюсь свидетелем рождения новых идей, мыслей. Карен Левонович сам часто говорит в интервью, что очень редко берет чужие сценарии. Он нацелен на свои истории, он полноценный участник создания сценария от идеи и до его воплощения, то есть, по сути, создает полностью этот мир. Карен зажигается, и его не отпускает, пока не снимет и не даст жизнь героям уже на экране. Мне кажется, персонажи ему снятся по ночам!

Вас как актрису имеют в виду при создании того или иного проекта?

Я иду только на те роли, в которых точно знаю, что нужна. Если это не моя роль, то прекрасно понимаю это и, наоборот, только поддерживаю выбор другой актрисы. Кстати, проект «Кошка» вообще писался для другой актрисы, не для меня. Но с ней не сложилось. Карен Левонович думал, думал, потом понял: «Елки-палки! Что я еще думаю, вот, это же ты!» И хотелось бы сказать спасибо продюсерам видеоплатформы START, которые поддержали эту идею, поверили в нее. А, например, в фильме, «Грозный папа» (2022), где я играю ведьму, Карен точно знал, что это мое — попробовать себя в чем-то жанровом, в характерности этой. И я, конечно, с огромным удовольствием принимала участие там: какой образ, костюм! Почувствовала себя неким соавтором по образу и по роли.

Анастасия в фильме «Грозный папа»

Кто ваш творческий ориентир в мировом кинематографе?

Наши актеры, особенно советского времени — вот высший пилотаж. Я даже не берусь сравнивать с голливудскими, потому что это совершенно разная органика. Когда наши артисты начинают (бывает такое) играть как западные, это выглядит странно. Часто я смотрю западное кино и думаю: «Вот если бы наши играли так же, их бы 100% закидали помидорами». Понимаете? Мы настолько разные! Гурченко — как она сочетает в себе драму и комедию, это вообще удивительно. Екатерина Васильева настолько великолепна в каждом кадре, просто что-то невероятное. Чурикова... Я ходила на нее в театр на «Аквитанскую львицу» и была в таком восторге! Это уровень, до которого стремиться и стремиться всю жизнь, и не факт, что ты вообще его достигнешь, настолько эти люди одарены талантом. Если говорить про западных актрис, безусловно, мне очень нравится Мерил Стрип. Она может сыграть все что угодно, и во всем будет убедительна. Как-то я смотрела интервью, где у нее спросили: «Какими техниками вы пользуетесь, какой школы придерживаетесь?», а она ответила, что не пользовалась никакими техниками ни-ког-да! Просто внутренне подключается и проживает эти роли. Меня это абсолютно поразило, потому что я тоже внутренне всегда шла в эту сторону.

У всех абсолютно разный подход. Нет одной формулы. Кому что ближе.

Действие «Кошки» происходит в Калининграде. Есть мнение, что Карен Оганесян открыл этот город для русского кинематографа.

Насколько я понимаю, Карен открыл Калининград сериалом «Налет» (2017). Это очень кинематографичный город. Там какой-то особенный дух, что-то есть в нем завораживающее, может быть, местами мистическое. Оно чувствуется в кадре. Где-то холод, где-то эдакий нуар. Калининград — прекрасный город, помогает снять красивый кадр просто своим существованием.

Анастасия на съемках сериала «Кошка»

С чем вы связываете тренд на женщин-детективов?

Скорее всего, у зрителя есть запрос на сильных героинь. Мы привыкли, что мужчины все решают в обществе, а тут женщина может себя проявить, за этим интересно наблюдать. Мы более эмпатичны и чувствительны, у нас хорошо развита интуиция. Качества, которые присущи женщинам, их неравнодушие, помогают идти по следу и раскрывать преступления.

Ваша первая роль — тоже сотрудница силового ведомства в фильме «Герой» (2019)?

Да, агент СВР. И тоже Карен Левонович.

Получается, у вас сложилось амплуа сильной женщины?

Наверное, я сама по себе такой человек, поэтому ко мне и притягиваются подобные роли. Но вообще-то, всегда интересно играть сильных — на сопротивление.

Это правда, что вы делали трюки самостоятельно?

Я всегда делаю все трюки сама, да. Если нет риска и каскадеры дают добро.

Меня всегда интересовало, в чем преимущество такого подхода и чего вам это стоит лично, как артисту?

Преимущество — это однозначно вызов самому себе. Я неоднократно говорила, что по жизни вообще не экстремал, максимум — на велосипеде езжу. Я пробовала сноуборд, лыжи, но вместо того, чтобы ехать и наслаждаться, думаю только как бы не упасть... Другое дело для кино: сесть на коня, биться на мечах, прыгать с высоты, участвовать в подводных трюках, замотанной цепями... Как в «Игре на выживание» — мы в колбе четыре дня в воде провели. Я нырять не могла, не зажимая нос — иначе вода затекает. Перед сценами в колбе набирала себе тазик воды дома и ныряла в него, пытаясь задерживать дыхание без помощи рук. Со стороны, конечно, выглядело очень смешно. На съемках «Грозного папы» я пять дней летала на тросах под куполом цирка со страховками. А для фильма «Герой» брала уроки бега, потому что понимала, что играю роль спецагента и мне нужно быть убедительной в кадре во всем. Ну и, конечно, чтобы ничего не повредить.

Я научилась стрелять из лука, обожаю сценические бои, особенно, когда есть задача снять сцену одним кадром. Это же такой адреналин... Я все это люблю и считаю, что артист должен быть физически подготовлен и уметь делать все максимально самостоятельно, если нет риска для его жизни и здоровья. Поэтому стараюсь держать себя в форме, хожу в спортзал. Когда артист сам выполняет трюки — это же правдоподобно! А когда выполняет дублер — не знаю, мне как-то странно. Поэтому я все время хожу за каскадерами и говорю: «Я хочу, выпустите меня на эту арену!» Это классно, это опыт преодоления и опять же возможность чему-то новому научиться.

Анастасия в сериале «Игра на выживание»

Какой самый сложный или запоминающийся трюк из всех, что вы выполняли в своей актерской практике?

Яркое воспоминание — когда мы снимали фильм про Илию Муромца. Там меня посадили на коня всего после месяца подготовки. Я вообще никогда до этого верхом не ездила, а мне надо было скакать галопом. Проект исторический, поэтому вместо современных седел — турецкий вариант, на котором надо держаться внутренней поверхностью бедра... Когда мы снимали, передо мной ехала машина с камерой, а я должна была скакать галопом слева от той машины — то есть надо было думать об этом и еще не забывать об актерской задаче! И вот я начинаю скакать, а конь вдруг испугался пиротехники и понес меня — это был, конечно, такой ужас! Справа лес, слева лес, съемочная группа осталась далеко позади. Мне кажется, этот конь просто надо мной сжалился, потому что я в него вцепилась ногами и руками, и в какой-то момент он остановился. Слава Богу, что я не упала, хотя уже свисала набок. Это было очень страшно! Что дальше-то? Но возвращаешься назад, пьешь воду, опять садишься в седло, опять мотор. Такие преодоления.

В «Игре на выживание» мы ныряли в колбу с водой в закрытом пространстве. У нас сначала было два съемочных дня, потом мы летом полностью переснимали эту сцену — еще два дня. Вообще, результат получился кардинально разный. Тот вариант, который остался в сериале — супер. Смены шли часов по 19. Мы все время в гидрокостюмах, с грузиками, чтобы идти ко дну, в цепях, в холодной воде. Это было физически тяжело. У меня еще эти дреды, шея от них отваливалась. Короче, то еще веселье. Но ты понимаешь, что оно того стоит. Это всегда азарт, всегда горящее сердце.

Сейчас мы снимаем совершенно другой проект: я там играю учителя английского языка. В общем, люблю свою работу, для меня это удовольствие.


Фото: предоставлено пресс-службой
Новости — 17:50, 3 декабря
«Злая» стала самой кассовой экранизацией бродвейского мюзикла
Новости — 15:51, 3 декабря
ИИ вырастил первую в мире съедобную брокколи
Новости — 13:46, 3 декабря
Александр Хант работает над детективом в духе Агаты Кристи
Новости — 11:39, 3 декабря
Принцесса из королевства страха и боли: внимаем дебютному альбому Маши Мацель Gráta
Новости — 18:17, 2 декабря
«Ундервуд» и Константин Хабенский выпустил вторую часть сборника на стихи Окуджавы