Перевод с бюрократического языка на человеческий, умный ошейник, виртуальные инфлюенсеры и закрытие легенды — обо всем этом в новой подборке стартапов месяца от соавтора подкаста про айти и маркетинг «Форточку открой» и главреда «Научпока» Дарьи Никулиной.
Начнем с новости, которую не ждал никто, просто потому что все думали, что это случилось миллион лет назад: Netflix закрывает свой бизнес по аренде DVD спустя 25 лет работы. Да-да, тот самый Netflix, который онлайн-кинотеатр. Для тех, кто не в курсе, начиналось все именно с продажи видеодисков по почте. За 25 лет работы лет работы компания разослала более 5,2 млрд копий DVD. Последний раз посылку с дисками отправят 29 сентября 2023 года. От слова «диск» ностальгия в глаз попала…
Пейзажи без коров
Новозеландский стартап Halter создал просто наичудеснейший девайс, который на руку просто всем. Работает как умные часы. Пастух в плюсе, потому что железка сама направляет корову, куда надо, а туристы любуются прекрасными видами без БЕЗ заборов! Собственник стада меж тем получает больше прибыли: ошейник показывает дни, когда у коровы наибольшая вероятность забеременеть, а также предупреждает о рисках заболеваний или просто когда что-то с коровой не так. Кстати, наша планета тоже в плюсе, потому что работает это чудо на солнечных батареях. Не жалуются и основатели стартапа, которые в недавнем раунде привлекли 50 миллионов долларов инвестиций.
А теперь о минусах: в минусе только бедная корова (как всегда). Если она бредет не туда, куда хочется пастуху, то после нескольких вибропредупреждений ее просто бьет током.
Виртуальные инфлюенсеры и их будущее
Да, кажется, что оно все-таки у них есть. Многие бренды хотят себе таких, но на деле адекватно выглядящих примеров живых аватаров на рынке очень мало. И мы сейчас не про японских виртуальных знаменитостей — это отдельная тема и совершенно другой рынок, живущий по другим законам.
Почему их так мало? Главная причина в том, что создание подобных виртуальных аватаров требует колоссальных ресурсов и мастерства. А еще там просто масса тонкостей: захват движений, виртуальная одежда, нейросетки и многое другое. И это все обязательно нужно, чтобы аватар походил на реального человека.
Не совсем стартап, но почти: ребята из российской компании ITSALIVE Studio специализируются на создании виртуальных инфлюенсеров, и вот у них, кажется, получается весьма качественно. А еще они открыто рассказывают на своей платформе обо всех этапах создания аватаров с нуля, что несомненно прикольно.
Угарная история
Все наверняка знают, что высшее образование в США стоит дорого. Нет, даже так — ОЧЕНЬ ДОРОГО. Американское правительство тоже об этом знает и запускает программы помощи студентам: за тех, кто одновременно и достоин, и беден частично заплатит бюджет. Звучит как обычный день в стране розовых единорогов и радуги, но есть одна маленькая проблемка — бюрократия. В UX-дизайн никакие государственные службы не умеют, а чтобы попросить эту помощь, надо заполнить жуткие формы, в которых сам черт ногу сломит, не говоря уж о нежном студенте-зумере, который привык к простому дизайну уровня ютьюба.
Так, в эпицентре боли американских абитуриентов родился стартап Frank, который переводил с государственного на молодежный и обратно. Утверждалось, что его клиенты быстрее и чаще получали гранты, а потом учились так, чтобы не набрать кредитов на всю оставшуюся жизнь. Как пишут эксперты, кроме разового успеха основатели стартапа целились в долгосрочное продолжение сотрудничества. Frank по их концепции становился первым финансовым советником в жизни молодого человека и имел все шансы заполучить его лояльность на всю жизнь.
В какой-то момент Frank продался банку JP Morgan Chase за 175 млн долларов. Получилось: 4 млн юзеров по 45 долларов за каждого, что для финтеха в целом-то и неплохо… Было бы, если бы это все было правдой. Оказалось, что эти 4 млн юзеров просто придуманы. То есть банк купил правдоподобно сгенерированные 4 млн строк в базе данных. Класс, да?
Суд еще идет. А теперь собственно то, почему хочется поорать — аргумент основательницы Frank: «Да вы сами виноваты, что плохо проводили Due Diligence (проверка объекта инвестирования. — Прим. SRSLY), я-то тут причем». Не, ну, она права, тут не поспоришь.
Бизнес — 9 апреля 2023, 22:20
Удивительные стартапы марта: GPT-4, Midjourney v5, Adobe Firefly и другие бизнес-идеи