Обзоры, Музыка — 2 мая 2023, 23:01

Послеполуденный отдых хитмейкеров. Metallica, boygenius, Gorillaz и еще 6 лучших альбомов весны

Анимированные ветераны, отели-роботы и поп с кувалдой — в обзоре лучших альбомов весны от Игоря Гаврилова.

Gorillaz — Cracker Island

Gorillaz во главе с Дэймоном Албарном продолжают неумолимое движение вперед и вглубь поп-музыки. Им больше 20 лет, и они существуют дольше, чем Blur (если учитывать длинные паузы в биографии «основной» группы Албарна).


Промокампания восьмого студийного альбома Gorillaz «Cracker Island» началась с выпуска заглавного сингла, в записи которого принял участие один из главных продюсеров современности — Thundercat. Песня с уверенным диско-фанковым движением и привязчивым хуком дала понять, что ресурс Gorillaz практически неисчерпаем. Несмотря на то, что всего два года назад группа выпустила эпохальный труд Song Machine, а потом еще и добила слушателя феноменальным EP «Meanwhile», у Албарна, художника Джейми Хьюлетта и их новых и старых товарищей осталось полно материала, превосходящего по хитовому потенциалу большинство современных звезд. Поэтому с ними готовы сотрудничать как флагман коммерческого реггетона Бэд Банни (Tormenta), так и легендарная вокалистка Fleetwood Mac Стиви Никс (Oil).

Как обычно, новый альбом Gorillaz можно рассматривать как путеводитель по старой и новой музыке. Находить для себя новые имена, которые вот-вот «выстрелят», как было, например, с Кали Учис, которая появилась в 2017 году на альбоме Humanz, и как будет, вероятно, с рэпером по имени MC Bin Laden (композиция Controllah), который пока не был особо известен за пределами родной Бразилии. Вспоминать тех, кто оказался в тени более популярной молодежи, как семидесятилетняя певица Дон Пенн (Crocadillaz). Видеть подтверждения дружбы, которая с годами только крепче. Албарн опять, как в 2005-м, записывается с De La Soul, и новый альбом стал последним, где появился участник группы Дэвид Джоликер, ушедший из жизни в феврале 2023 года.


Но даже, если все эти имена ничего вам не говорят, Cracker Island — пример уникального сочинительского дара, в котором мелодизм и безудержный оптимизм поп-музыки соседствует с неизменным минором — визитной карточкой Дэймона Албарна.

boygenius — The Record

Трио boygenius называют супергруппой, хотя популярность его участницы Фиби Бриджерс сейчас неизмеримо больше, чем двух других — Жюльен Бейкер и Люси Дакус. The Record — их второй альбом. А когда выходил первый крупный релиз, EP «Boygenius» (2018), они действительно воспринимались, как союз равных и одинаково талантливых девушек, исполнявших комфортный и проникновенный инди-фолк. Этот жанр стабильно привлекает повышенное внимание американской прессы, возможно, в нем есть некая корневая «натуральность», которая выгодно смотрится на фоне «продюсерской» поп-музыки Леди Гаги и Тейлор Свифт.


Новый альбом The Record — отличный поворот сюжета для Фиби Бриджерс, чей сольный альбом Punisher (2020) вывел ее в высшую поп-лигу. 

Вместо того, чтобы лихорадочно «оправдывать ожидания» и записывать пластинку «еще лучше, чем Punisher, она как бы отошла в сторонку и занялась совершенно другим делом.

Так поступал в свое время Джек Уайт, вместо продолжения истории с The White Stripes запускавший сайд-проекты The Raconteurs и The Dead Weather. Суть оставалась прежней. The Record — продуктивный микс фолка, кантри, инди и поп-музыки. В группе три вокалистки, материал не надоедает, но и дыхание на поворотах не перехватывает. Здесь нет ни воздушного лиризма Bon Iver, ни проповеднического экстаза Arcade Fire, ни чувства поп-мелодии, как у First Aid Kit.


Называть этот альбом «мгновенной классикой», как это делает журнал NME, вероятно, можно только внутри этой музыкальной традиции, чувствуя родство boygenius с другими группами подобного толка и понимая их корни. На пластинке есть песня Leonard Cohen, но это не столько дань уважения мастеру, сколько признание простого факта: мы помним его строки, но нам никогда не написать так, как он.


A Certain Ratio — 1982

В канве непрекращающегося перемалывания косточек панк-рока и пост-панка — новый альбом A Certain Ratio. Это манчестерская группа, которой уделяют много места составители рок-энциклопедий, но которой не повезло написать «ту самую» песню, которая вызывала бы немедленное ностальгическое ликование у рядового слушателя. В фильме Майкла Уинтерботтома «Круглосуточные тусовщики» (2001) продюсер Тони Уилсон говорит об A Certain Ratio: «У них была энергия Joy Division, но они лучше одевались». Кстати, гитарист A Certain Ratio Мартин Москроп был музыкальным редактором фильма, то есть для создателей кинобиблии «мэдчестера» (жанр рок-музыки, возникший в 80-х в Манчестере. — Прим. SRSLY) A Certain Ratio — несомненный канон. В 1990-е, 2000-е и 2010-е A Certain Ratio брали большие паузы, однако в последние годы работают достаточно активно. На первый взгляд, несмотря на моду на 1980-е и участие рэпера MC Chunky, альбом «1982» находится вне какого-либо сегодняшнего контекста. Но даже если принимать его без исторических комментариев, просто как факт звука, удовольствие гарантировано. И, кстати, с нынешними Gorillaz найдется немало общего.


Yaeji — With A Hammer 

Бруклинский диджей и продюсер корейского происхождения Кэти Ядзи Ли выпустила дебютный сольный альбом после 10 лет занятий музыкой в разных качествах как в Нью-Йорке, так и на родном полуострове. Феноменальное по степени трогательности выступление на фестивале Coachella подогрело интерес к певице. 


Внешне совершенно не похожая на исполнительницу k-pop Ядзи (а похожая, скорее, на инди-певицу из маленького бруклинского клуба) источает тот же умильный инфантилизм, что и девочки-айдолы. Синхронные танцы, естественно, тоже присутствуют. Однако дебютный альбом Ядзи With A Hammer — это замысловатый арт-поп, который содержит больше изобразительных средств и гораздо более сильный идеологический заряд, нежели даже самая хитроумная южнокорейская поп-продукция

Кувалда в руках девушки на обложке — символ избавления современного городского жителя от агрессии, которая накапливается во время офисной каторги.


Изысканная милота With A Hammer — лишь обертка, внутри которой скопившаяся в течение рабочей недели ярость. Вряд ли бит на большинстве треков With A Hammer можно назвать разрушительным, разве что трек Passed Me By намекает на то, что пора уже взять в руки что-то тяжелое. Кстати, среди источников своего вдохновения Ядзи называет зубодробительный и одновременно интеллектуально нагруженный рейв от Locked Club, сайд-проекта участников Cream Soda. Один из примеров того, как музыка стирает языковой барьер. 



Lana Del Rey — Did You Know That There's a Tunnel Under Ocean Blvd 

Это девятый альбом Ланы Дель Рей, а ее медоточивые, эпического масштаба и противоестественной красоты баллады до сих пор не надоели. Их можно принимать уже даже без обязательного видеосопровождения, которое в свое время сыграло в феномене Ланы Дель Рей важную роль. 


Новый альбом — это музыка, которая могла появиться в любой момент в последние лет шестьдесят и была бы уместна. В лучших местах альбома вместе с коллегами-продюсерами Джеком Антоноффом, Майком Хермосой и Дрю Эриксоном Лана Дель Рей поднялась, практически, до высот ABBA. Но, принадлежа к безусловному истеблишменту, Лана Дель Рей все равно как бы стоит немного в стороне, сознавая свою спокойную силу и излучая неиссякаемый эротизм. Среди приглашенных голосов на пластинке — лауреат Grammy и автор музыки к «Душе» Джон Батист, французский пианист Riopy и автор-исполнитель Father John Misty. 


Концентрация гостей усиливается во второй половине альбома, и там же к плавному балладному течению добавляются неожиданные эпизоды вроде рабочих студийных моментов на фоне фортепианной импровизации Джона Батиста или короткой песни с длинным названием «Дедушка, встань папе на плечи, пока он ловит рыбу в глубоком море». Лана Дель Рей равноудалена как от механистичной и расчетливой поп-музыки Тейлор Свифт, так и от фортепианного барокко-попа Фионы Эппл

Она в стороне от всех — и над всеми. А лучшие мужчины поп-музыки аккуратно ее поддерживают.

Black Country, New Road — Live At Bush Hall 

Совсем недавно, в 2021−2022 году британская группа Black Country, New Road расценивалась на музыкальной арене чуть ли не как главная сенсация, при этом в январе 2022-го, незадолго до выхода альбома Ants From Up There, из группы ушел вокалист Айзек Вуд, и ее будущее затянулось туманом. Live at Bush Hall — концертный альбом и фильм Black Country, New Road, выпущенный в феврале 2023 года. Удивительно, но выбросив из программы весь материал, который исполнялся с Вудом, и собрав сетлист из старых и новых неизвестных песен, группа выглядела в высшей степени достойно. С уходом артиста, признавшегося в своих ментальных проблемах, из музыки, возможно, исчезла известная доля характерного для нее безумия. Антураж школьного выпускного в сочетании с отточенной инструментальной работой, вокальными партиями, которые теперь делят бас-гитаристка, саксофонист и клавишница, и настроением кабаре вызывают неожиданные ассоциации с российскими группами, исповедующими коллективную арт-эксцентрику, — СБПЧ («Самое большое простое число»), ИХНАБТБ (I.H.N.A.B.T.B. — «ай хэв нот эни брекфаст тудей бич». — Прим. SRSLY) или КДИМБ («Краснознаменная дивизия имени моей бабушки»). 



Kid Koala — Creatures of the Late Afternoon

Канадский мастер игры на диджейских вертушках Кид Коала (настоящее имя — Эрик Сан. — Прим. SRSLY) в последнее десятилетие все больше внимания уделяет живым звукам и берет в партнеры музыкантов из плоти и крови. Например, в 2017 году в альбоме Music to Draw to: Satellite звучал голос исландской певицы Эмилианы Торрини, а в Music to Draw To: Io (2019) — бельгийки Трикси Уайтли. В альбоме Creatures of the Late Afternoon в музыку Кида Коалы возвращается дух вечеринки, но совсем не хип-хоповой. Кажется, через гитарные «примочки» здесь пропустили не только гитары, но и все прочие звуки, отсюда — грязноватый, но, тем не менее, жизнерадостный звук пластинки. Если альбом Кида Коалы 2018 года Floor Kids был саундтреком к одноименной компьютерной игре, то Creatures of the Late Afternoon — саундтрек к игре настольной, к тому же полноценные действующие лица здесь — отели-роботы. В общем, Эрик Сан не только расширяет существующую вселенную скретчей, но и строит новую, со странными существами и музыкой, которая сэмплирует сама себя


Metallica — 72 Seasons 

Предыдущий альбом Metallica «Hardwired... to Self-Destruct» (2016) фанаты ждали 8 лет, и сложно уже теперь вспомнить, были ли на этом альбоме какие-либо жанровые или текстовые откровения. Оставаясь главной металлической группой планеты, группа поддерживает этот статус за счет масштабных концертных туров и бесконечной амортизации песен с альбомов 1980−1990-х. И пауза между Hardwired... to Self-Destruct и свежим 72 Seasons была тому подтверждением. Группа напоминала о себе не новой музыкой, а аттракционами вроде так и не сложившегося альбома с Леди Гагой и громкого трибьюта «Черному альбому» 1991 года. «Если не думать, что самая крутая пластинка еще впереди — зачем продолжать?» — сказал барабанщик Ларс Ульрих в 2020 году в интервью для Rolling Stone, которое взяла у него Фиби Бриджерс. Ульрих действительно называет «лучшей» каждую следующую запись Metallica


Поклонники Metallica вряд ли назовут 72 Seasons лучшим альбомом группы, но для них, как и для поклонников Depeche Mode, факт новой музыки от кумиров важнее ее качества. Похоже, стартовый сингл Lux AEterna, действительно, войдет в грядущие сборники «лучшего» от Metallica. Просто потому, что это короткая песня, настоящий радийный рок-н-ролл длительностью 3 мин 31 сек, и она дает ровно ту инъекцию адреналина, которая нужна в начале рабочего дня слушателю любой рок-станции. В остальном это предсказуемый «солидный металл», и естественно, не стоило ждать от Metallica баллад или даже просто чуть более мелодичных песен, чем то, что выходило в последние 20 лет. 

Сам факт существования Metallica в природе на протяжении более чем 40 лет все равно поражает больше, чем любой медляк, который они в теории могли бы сочинить.

 


Feist — Multitudes 

Если у кого и брать уроки женского инди, так это у канадской певицы Лесли Файст, которая за годы карьеры успела пройти через несколько крайне успешных коллабораций, в числе которых группа Broken Social Scene и пианист Чилли Гонзалес, но при этом осталась одной из самых тонких и остроумных сочинительниц своего поколения. С одной стороны, она прекрасно придумывает мелодии, достаточно вспомнить песни «1234» из рекламы iPod Nano (был такой прибор) и The Limit To Your Love, ставшую популярной в версии Джеймса Блейка. С другой — легко сочиняет боевики на одном аккорде в духе Пи Джей Харви. 


В новом альбоме — Multitudes — она обращается к своей смиренно-лирической стороне и записывает много фортепиано, акустических гитар и вокальных дорожек. «47-летняя мать-одиночка, ищущая нечто большее, чем романтическая любовь», — пишет о ней Pitchfork. А еще ресурс называет ее «экзорцистом, изгоняющим нашу коллективную тревогу». 


Удивительно: Файст вроде бы использует те же стилистические и инструментальные паттерны, что и boygenius, но именно ее альбом, а не трио во главе с калифорнийской девушкой-миллионером, вызывает ощущение тихой и хрупкой человеческой радости.

Фото: соцсети boygenius / Harrison Whitford
Теги
Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова