Ты из тех, кого называют self-made woman. Сначала работала на фрилансе, а теперь возглавляешь контентный маркетинг в Eduson и развиваешь собственный бизнес, хотя тебе и 30 нет. Как так получилось?
Огромную роль в том, кто я есть, сыграли мои родители. Есть такая история — синдром отличника. Мне все время хотелось прыгнуть выше головы.
Когда закончила школу, родители сказали, что нужно идти в университет, а я вообще этого не хотела. Мне была поставлена задача: попасть на бюджет, неважно, на какую специальность. В семнадцать лет критическое мышление у меня отсутствовало в принципе, и в итоге я поступила на социолога. Вместе с тем мама постоянно напоминала, что мои сестры работают с шестнадцать лет.
Помню, свою первую работу нашла летом после окончания школы. Устроилась промоутером, работала в магазинах. Там-то я и поняла, что ВОТ ТАК работать не хочу никогда.
Звучит как инсайт всей твоей жизни…
Да-да, но мы же помним: сестры-то работают, так что капать на мозги мне не перестали. Эта история мне надоела, и я стала по фану мониторить сайты с вакансиями.
Маленький оффтоп для понимания ситуации: родители давали мне 16 тысяч в месяц, и живи, как хочешь. До совершеннолетия папа оплачивал репетиторов, поездки, языковые лагеря и программы обмена, где я учила английский. Я видела, как живут люди: путешествия меня суперзамотивировали, и я поняла, что не хочу останавливаться. Но когда исполнилось 18 лет, все закончилось. Папа сказал: «Ты теперь взрослая и можешь делать все, что хочешь, но обеспечивать себя ты должна сама. Я продолжу минимально помогать, но на этом все». Тут-то я и задумалась, что делать, чтобы вернуться к привычному образу жизни.
Но ты училась на очном отделении, как же работать на фултайме?
Хотя пары в универе были днем, я почему-то все равно откликалась на позиции, которые предполагали полный рабочий день. Помню, на первом курсе приехала на собеседование в русско-американское диджитал-агентство и поняла, что понравилась им.
Я, честно говоря, вообще не воспринимала происходящее всерьез — мне было просто по фану. А потом пришел оффер с зарплатой в 32 тысячи и ДМС. Десять лет назад это были отличные деньги, тем более что опыта у меня вообще не было. Естественно, реакция была: «Вау, надо соглашаться!»
Не понимала, как буду совмещать работу с учебой, но все равно согласилась без какого-либо плана. У меня были шикарные оценки, преподаватели ко мне хорошо относились, так что я просто подошла к каждому и договорилась, что буду ходить не на все пары и сдавать задания онлайн. Сейчас вспоминаю эту ситуацию и впадаю в шок: как я без мыла в попу влезла тогда? (Смеется.)
Каково было совмещать учебу на очном с работой на полный день?
В первый год в принципе было легко. Важно сказать, что на работе я себя так круто зарекомендовала, что мне стали доверять, и спустя месяц я так же нагло сказала: «Вы знаете, я поступила на очку, и мне очень важно не бросать учебу, поэтому я бы хотела гибкий график». И этот график впоследствии стал для меня адом.
Как выглядел твой рабочий день?
Я могла приезжать в офис к семи, уезжать через четыре часа на пары, возвращаться обратно в офис и работать там оставшиеся четыре-пять часов. Эти два с половиной года работы в агентстве всегда были с овертаймом. Но у меня в голове была установка: «Это нужно делать, чтобы не жить так, как год назад — не стоять у метро, раздавая листовки».
Позже меня позвали в креативное агентство. Я уже лидила небольшую команду разработчиков и ушла на позицию диджитал-проджекта. Отвечала за разработку сайтов и приложений. К слову, умение договариваться я вынесла из универа.
Тоже важно!
Да, но все-таки самому основному — стрессоустойчивости — я научилась на работе. Креативное агентство было офигенным опытом с той точки зрения, что мне дали карт-бланш. Диджитал-продюсер, к которому меня взяли в команду, ушел через семь месяцев, и директор агентства увидел во мне эксперта. Сказал: «Наташ, мы тебя доверяем все диджитал-проекты — развивай!»
Чем конкретно ты там занималась?
Когда я пришла в агентство, команда создавала всякие креативные кампании — то есть то, что мы видим в офлайне, по телику. Я работала с клиентами, апсейлила их на разработку сайтов и приложений, давала комменты по UX, менеджерила команды, которые делали всякие баннеры и так далее.
Спустя два с половиной года поняла, что рост мой остановился, несмотря на всю офигенность того агентства. В плане комфорта, коллектива, семейности и уютности это было одно из моих лучших мест работы, но я не росла как профессионал, так что начала откликаться на новые вакансии.
Вангую, что сейчас будет история про Mail.ru!
Она самая. Я отправила резюме, прошла несколько этапов собеседования, мне сделали оффер в GeekBrains. Абсолютно новая сфера, к которой я не была близка вообще. Я работала с креативом, а тут внезапно EdTech. Это был резкий скачок, опыта у меня было ноль.
Я взяла тайм-аут на две недели, чтобы отдохнуть, поехала путешествовать по Европе, а когда вернулась, вышла работать в Mail.ru. Там опять же случилась ситуация, схожая с той, через которую я уже проходила. Меня взяли в команду к чуваку, а спустя спустя пару месяцев его понизили. Мне же сказали: «Мы видим в тебе потенциал, но если хочешь перейти на следующую ступень быстрее, чем другие, нужно вырасти за три месяца».
Звучит как вызов. А ресурсы дали?
Мне дали наставницу, которая меня растила и составила план обучения, у меня были понятные задачи и KPI. За три месяца я их достигла, и меня повысили с позиции проджект-менеджера до продакта. После были пять месяцев жесткача, потому что наставник мой отлетел: выросла и дальше делай, что хочешь и как хочешь, помогать тебе никто не будет. Никакой семейной атмосферы. А я такой человек по натуре, мне обязательно нужен кто-то, кто будет меня направлять, это моя особенность. Я не ищу виноватых, просто мне это важно.
На сколько тебя хватило?
Еще через пять месяцев я поняла, что мне очень сложно там работать. Сложно, когда твои KPI зависят от другой команды, которая в вообще не заинтересована в их выполнении, потому что у них есть свои KPI, с твоими не связанные. Одновременно с этим я осознала, что больше не хочу и не могу жить в Москве, хочу работать удаленно. Пришла с этой мыслью к учредителю компании, который на тот момент был моим руководителем, и он сказал, что у нас весь топ-менеджмент (а я уже была на позиции топ-менеджера) должен работать из офиса. И я приняла для себя одно из самых смелых решений — уйти из корпорации.
И ты ушла в никуда?
Реально в никуда. Получилось символично: мой последний рабочий день в Mail.ru совпал с моим днем рождения, такой подарок я себе сделала. А на следующий день купила билет в Таиланд в один конец, потому что просто понимала: нужно уезжать и менять свою жизнь.
Действительно смело.
На тот момент у меня не было вообще ничего — ни работы ни накоплений. Денег хватало только на обратный билет и на первый месяц жизни в Тайланде. Но за пару дней до ухода из Mail.ru со мной связались ребята из разных команд SkillFactory и сказали: «Мы увидели ваше резюме. Вы ищите работу?» Начала общаться с ними. В итоге команда маркетинга во главе с Пашей Астафуровым сделала мне оффер. Честно говоря, это был самый дискомфортный оффер в моей жизни: зарплата в два раза ниже, чем в Mail.ru, и вообще никаких официальных документов — работала как самозанятая. Но я согласилась, и в итоге у нас со SkillFactory началась история длиной в три с половиной года.
Офигеть!
Опущу подробности и трудности, с которыми мне пришлось столкнуться в самом начале: приятного было мало, ничего не получалось, руководитель не давала мне нормальную обратную связь, и я уже думала уходить, но решила сначала все же поговорить. Разговор дал свои плоды. Паша Астафуров, глава маркетинга, поверил в меня и отдал мне весь контентный маркетинг, правда, это тогда так не называлось. Зарплату мне при этом не повысили, зато ответственности значительно прибавилось.
Звучит как не самая лучшая сделка…
Я пыталась быкануть на этот счет, сказать: «В смысле?! Я теперь вообще-то отвечаю за большее!». Но мне ответили: «Вот покажешь результат, и тогда поднимем тебе зарплату». Для меня это стало очередным вызовом: «Так, в смысле? Что, я не справлюсь что ли? Справлюсь конечно!» И мы почти справились. Была цель: заработать 21 млн. Столько мы не заработали, но были в плюсе и выросли в три раза по сравнению с предыдущим кварталом.
Стоит сказать, что SkillFactory тогда был стартапом-стартапом, у нас в команде даже ста человек не набралось бы, да к тому же, все были очень жесткими и резкими. После семейной атмосферы в первом агентстве, где коллеги тебе шоколадочки подкладывали, для меня это стало просто шоком. После очередного звонка с продактами я разрыдалась, позвонила Паше и сказала, что не вывожу и не справляюсь. И у нас снова случилась психологическая сессия, на которой он сказал: «Наташ, мы с соучредителями строим в компании такую политику: берем самых сильных людей с рынка. И ты оказалась в их числе, мы в тебя поверили. Понимаешь? Мы увидели в тебе потенциал. И дальше выбор за тобой: либо учишься верить в себя и отстаивать свои границы, либо тебя будут вот так сжирать». В конце добавил: «Либо ты их, либо они тебя», и эту фразу я запомнила на всю жизнь.
Что было после?
Все это вылилось в работу по 16 часов в сутки, но оно того стоило.
Я умею находить потенциал в людях. Я реально вижу тех, кто может отдаваться своему делу и перформить на высоком уровне, а не просто работать по восемь часов в день. На тот момент у меня была небольшая команда, каждый член которой радел за результат, и это мне очень помогло. В какой-то момент мы стали генерить огромную выручку — 20% от всего дохода компании. На секунду, когда мы начинали, это был 1%, и никто не диктовал нам правила игры, никто не говорил, как надо, и вот, за год вот мы выросли до 20%. Но наш рекорд был 25% — это случилось в марте 2020, в пандемию, когда все ушли в онлайн и начали учиться.
Спустя еще полтора года произошли структурные изменения. Так как мы были стартапом, то в принципе переобувались каждые три месяца — думали, как лучше формировать команды. И Паша предложил мне занять новую позицию — организовывать процессы маркетинг-продакшна, наводить порядок в дизайне и копирайте.
Когда ты поняла, что хочешь делать свой бизнес, совершенно не связанный с EdTech?
В какой-то момент на меня снизошло озарение. Ну вот правда, первый раз в жизни такое случилось. Поссорилась с парнем, он уехал, я пошла освежиться, задолбалась снимать с себя все свои украшения и подумала: «Блин. Хочется делать какую-то красоту. Что-то, что могу на себя надеть и не снимать». И я такая: «Блин, я так люблю черный цвет, я хочу носить черный чокер. Нет, хочу сделать черный чокер!» И все, понеслось — пошла на Pinterest и Etsy, купила бисер, сделала первое украшение, и оно понравилось не только мне. А потом мой друг сказал: «Вау, как красиво получается! Может, ты будешь это продавать?»
Так я завела аккаунт @com.pass1on. Просила подруг фоткаться в моих украшениях, выкладывала, продвигала за какой-то минимальный бюджет. И заказы как повалили! Это дало мне уверенность в себе и понимание, что я делаю что-то классное.
В тот момент мне это было нужно, потому что в SkillFactory сменилось руководство, и я не ощущала настолько важной для меня для поддержки. В то же время у меня появилось много свободного времени, но сидеть без работы я не могла, мне надо было что-то делать. Тогда же появился «Бали Реали», где я писала про жизнь на Бали, но этого все равно было мало — хотелось делать что-то своими руками.
В итоге я нашла точки для офлайн-продаж на первое время, а позже стала думать, как масштабировать проект. Опять же ответ пришел сам собой — мне просто стали писать и спрашивать что-то вроде: «Ой, а можно оформить заказ через онлайн-магазин?» Онлайн-магазина у меня не было, сайт собирать не планировала — какой выход? Через маркетплейс! Стала гуглить местные и регаться на них. Так все это и случилось.
По твоему рассказу складывается впечатление, что все произошло за пару недель. Как было на самом деле? Сколько времени прошло?
Полгода. В плане развития Compassion я двигаюсь очень медленно, но большую роль в этом сыграл тот факт, что я закомфортилась и долго думала: «Ну это же мое хобби, зачем мне что-то думать в большую сторону». Сейчас я смотрю на ситуацию иначе.
А зачем это все? Почему Бали?
Забегая вперед — я не знаю, что мне со всем этим делать. С того момента, как мы с тобой тут первый раз оказались, у меня не было желания оставаться жить на Бали надолго. Слишком много тут всего, что меня не устраивает. Да, конечно, классный океан, тепло и все такое, но это не тот уровень жизни, который мне подходит.
Почему начала все эти проекты? Потому что тогда все было иначе. Я думала, что останусь здесь надолго, завела собаку. Мне всегда хотелось делать что-то свое, и я просто подумала: «А, это то самое место? Все — начинаем обустраиваться!» И начала обустраиваться. Придумала свой бизнес — украшения, которые я могу развивать здесь, стала тратить деньги на маркетинг и свое время. А сейчас я в ступоре, потому что не понимаю, как быть дальше. С одной стороны, у меня все это есть, и оно работает, а с другой — я понимаю, что это не то место, где я хотела бы жить. И главной мотивации, того, ради чего я здесь оставалась изначально, больше нет. Так что я опять в поиске себя.