«Яндекс Музыка» регулярно обновляет плейлист «Искра», в который попадают музыканты, взлетающие, благодаря рекомендациям «Моей волны». На этот раз плейлист пополнили несколько песен группы PALC. Мы поговорили с солисткой PALC Таей Пальцевой о гадалках, разбитом подбородке и фите с Anacondaz. Также комментарии о создании треков и влиянии метала на смыслы нам дал текстовик группы Миша Сеин.
История вашей группы началась с конкурса Моргенштерна. Как пришла идея поучаствовать в нем?
Решили: а почему бы и нет. Наш текстовик Миша Сеин раньше писал тексты для своих друзей из рок-групп. Мы довольно долго вынашивали мысль, чтобы он написал текст и для нас, а я бы его спела, но все время это откладывалось. А тут выпала такая возможность. Нам задали тему, рамки — попросили сочинить что-то о море, и мы решили попробовать. Написали, кстати, очень быстро песню, отправили ее. Но для нас было важнее попробовать сочинить что-то свое, нежели победить в конкурсе.
Ты сказала, что Миша писал тексты для рок-групп. Речь о каких-то известных коллективах?
Нет, это такие локальные группы. К примеру, группа, Lost Welder, потом они назвались C.O.W.. В общем, Миша писал тексты для наших друзей, с которыми мы проводили время, тусили лет в 15–16. Точно помню, что одна из песен называлась «Караван», еще был трек «Холодные воды». Миша писал прям рокерские тексты, которые все кричали в подвале.
А что было с вашей группой до этого конкурса?
До этого конкурса не было как таковой группы. Я делала каверы на рэп-песни, к примеру, на «Пиромана 17» Хаски, «Соечку» Славы КПСС, «Не от мира сего» Oxxxymiron. Людям нравилось, что эти треки необычно перепеты. В оригинале они записаны в виде речитатива, это такая суровая, мужская подача. Я подумала, что было бы здорово это переиначить и сделать вокальные треки. Мне очень нравилось в этой нише работать, было интересно. Думаю, это помогло мне научиться адаптировать под себя чужие тексты. Можно сказать, наверное, что этап каверов был пробой. Прикольно, что в итоге это привело к созданию нашей группы.
В интервью «Вписке» ты говорила, что рэп тебе в принципе не очень нравится. Насколько тебе близко творчество Моргенштерна?
Это смешно. Не могу сказать, что когда-то слушала его всерьез, но никакого дизреспекта, просто весело, задорно и еще какой-нибудь подобный синоним.
То есть личность Моргенштерна была не так важна, когда вы решили поучаствовать в конкурсе?
Ну, наверное, да. Я смотрела его как блогера, мне нравилась вся его движня. И только поэтому и узнала про конкурс.
А как проходила запись фита с Моргенштерном?
Все вопросы будут про Моргенштерна? (Смеется.)
Нет!
Отдельно. Сначала мы написали «Буцефала» на конкурс, после чего Моргенштерн предложил ее записать на другой минус. В итоге получился Turn It on!. Но мы все-таки захотели сделать «Буцефала» отдельной песней и написали еще один текст для фита.
А какие эмоции испытывали от победы? Стало ли это неожиданностью?
Я не поверила тогда, конечно же. Ехала в метро, мне пришло сообщение во «ВКонтакте» и следом голосовое — доказательство, что все правда. А аудиосообщение пришло, когда я была уже на паре. Сначала подумала, что это бред какой-то, выбежала из аудитории и буквально вскрикнула: «О боже мой!» В общем, да, не поверила вообще. Казалось, это какой-то сюр абсолютный.
Когда пришла уверенность в том, что делаете и идете в верном направлении?
Наверное, на втором EP «Пагубное влияние». Мы тогда более или менее разобрались, как писать треки, и нам очень понравилось работать. Дело в том, что сначала мы особо не понимали, как это делать. Это при том, что каждый из нас занимался музыкой уже какое-то время, но делать ее вместе, чтобы еще угодить вкусу каждого, у нас все никак не получалось.
У меня появилась уверенность со второго EP. Тогда мы поняли, что звучим неплохо и нам нравится процесс создания.
А как бы ты описала творчество PALC?
Как задорный речитатив с мультиинструментальной музыкальной составляющей. Мы не ограничиваем себя ни в каких инструментах, мы не ограничиваем себя в звуках, которые можно использовать. Самое главное — мы не ограничиваем Глеба (Глеб Орлов — саунд-продюсер, клавишник и звукорежиссер группы. — Прим. SRSLY), потому что большая часть музыки завязана на нем. Глеб Орлов — важный человек. Как бы еще описать… Для меня это сложный вокальный парт, бойкий речитатив, задроченный прям. Это же не мат? (Смеется.)
Сначала объединение ощущалось чем-то неправильным, казалось, мы настолько разные, что это никогда не будет работать. Но с каждым треком, с каждым EP, с каждым концертом появлялось все больше уверенности в том, что мы движемся в верном направлении: нам нравятся треки, которые получаются на выходе, и мы правда кайфуем от нашей музыки. Вплоть до того, что у нас в наушниках зачастую играют демки PALC, а не треки других исполнителей.
Главная мысль — нужно стараться очень сильно, если у нас получилось, значит, и у всех получится. А мы столкнулись с разными обстоятельствами: сначала COVID был, из-за которого у нас слетели концерты, теперь новый кризис. Но главный посыл PALC — нужно верить в то, что делаешь, и получать от этого удовольствие.
Какую цель перед собой поставила группа на ближайшее время?О, мы едем в тур! У нас восемь городов, впервые их так много. И мы только что выпустили фит с потрясающими Anacondaz — песню «Там». Она у нас два года лежала в столе, ждала своего часа. Планы: мы хотим ездить, хотим играть, выступать. Мы потрясающе себя чувствуем на сцене, это каждый раз невероятное приключение, о котором потом хочется рассказывать. Впечатления лучшие, просто лучшие! Все из группы согласны с тем, что выступать — это самое крутое чувство в мире. Поэтому наша цель — заниматься этим дальше.
А если говорить про какую-то глобальную цель? Вдолгую?
Вдолгую этим и заниматься! Это же совсем не просто, нужно попытаться не выгореть, стараться не выжимать из пальца, чтобы треки оставались искренними. Мне кажется, это сложная штука, если говорить именно о творчестве, о профессии. Так вышло, что это самая интересная профессия для меня. Цель вдолгую — стараться оставаться вместе, сделать так, чтобы у нас не опускались руки и мы писали хорошую музыку.
Пусть все так и будет. На мой взгляд, все-таки массовую популярность вашей группе принес не фит с Моргенштерном, а песня «Тараканы».
Конечно.
Понимали ли вы еще на стадии записи, что создали хит?
Понимаешь, каждый раз, когда мы пишем песню, думаем: «Это вообще офигенно!» (Смеется.) Потому что нам очень нравится то, что мы делаем. Но никогда не знаешь, что больше приглянется людям. Кто же знал, что так выйдет с «Тараканами». Нам изначально понравилось, что вышло, потом мы записали клип, выпустили его. Поразительным стало то, что она неплохо набрала прослушиваний с самого начала.
А спустя два года я сделала «самокавер» на нашу же песню, и он разлетелся в 2020-м в тиктоке. Никто не ожидал, такое невозможно спланировать. Для нас главное, чтобы сначала были довольны мы, а уже потом — чтобы трек разлетелся в Сети. Если песня понравилась слушателям, то это приятное дополнение.
Песня, кстати, попала в плейлист «Искра» от «Яндекс Музыки».
И песня «Совпадения».
И «Совпадения» тоже. Слушали ли вы еще других музыкантов из этого плейлиста?
Я пока не успела. Сначала монтировала все, подготовку к релизу делала, а потом заболела. Ничего не успела послушать. В скором времени обязательно восполню этот пробел.
Как тебе кажется, почему в «Искру» попали именно «Тараканы» и «Совпадения»? Есть ли какое-то объяснение тому, что именно эти треки приходятся людям по вкусу, когда их предлагает «Моя волна»?
Песня «Совпадения» замечательная абсолютно. Вообще, весь EP «ВИЖУ», на мой взгляд, очень хороший. Как бы сейчас себя не захвалить... Я понимаю, что я предвзята, но тем не менее этот EP обожаю. Там каждой песне — дорога дальше, чтоб ее много слушали, холили и лелеяли. Я к нашей музыке отношусь, как к маленьким цветочкам.
Песня «Совпадения» драйвовая, классная. В конце в ней звучат литавры, которые совершенно неожиданно переворачивают песню. Она качевая, и там быстрый речитатив, очень мелкое проговаривание слов. Мне кажется, это повлияло. Но я бы не удивилась, если бы и «Чердак» попал, потому что трек тоже выделяется отдельным настроением, за которое хочется цепляться, которым хочется жить. А песня «Совпадения» классная, здорово, что именно этой песне удалось прорваться.
Ты прям кайфуешь от речитатива?
Очень сильно! Это каждый раз челлендж. Самой сложной в этом плане была песня «Гриб», потому что изначально текст писался под более медленный минус, а потом Глеб предложил ускорить трек. Нам пришлось серьезно поработать, чтобы слова не звучали как каша. Я каждый раз думаю о речитативе как о препятствии, которое надо пройти, и потом очень кайфую, когда получается быстро выговаривать.
Вернемся к песне «Тараканы». У вас получилось мощное и эмоциональное высказывание. А что стало толчком к написанию этой песни?
Тая: Важно понимать, что все-таки текст пишу не я, за Мишу говорить не могу. Песня была выпущена до всех событий, благодаря которым она завирусилась, она не связана с какими-то конкретными обстоятельствами. Это просто ситуации, которые ежедневно переживает Миша Сеин, за которые у него болит душа. Он их в себе копит, а потом формулирует свои мысли в текстах, выражает боль в творчестве.
Миша: Часто смысл песни заключается в передаче эмоции, иногда в треке нет какой-то сюжетной линии. Так и с «Тараканами» — это просто метафорический ряд, который вызывает отклик при прослушивании.
Я уже не первый раз рассказываю о «Тараканах» и каждый раз обращаю внимание, что это далеко не единственный такой трек у PALC. К примеру, у композиций «Песня No8» и «День» та же тематика. Этим трекам уже несколько лет, но, когда я переслушиваю их сейчас, возникают прямые ассоциации с актуальными событиями. Изначально «Тараканы» и другие песни, которые я называл, не связаны с какими-то конкретными историями, это моя рефлексия. Хотя осознавать, что написанная пару лет назад антиутопичная строчка сегодня звучит как констатация реальности, бывает печально. Но, выходит, строчки хорошие.Круто, что некоторые вещи срабатывают ярче и определенные метафоры въедаются в мозг, но «Тараканы» — не уникальная песня в репертуаре PALC. Советую послушать трек «ВИЖУ» — это размышление все на ту же тему.
К слову, тикток часто критикуют за короткий формат и за трансформацию треков в 15-секундный сниппет. Вам не было обидно, что из трехминутной песни люди слышали только припев?
Если честно, нет, не очень. Была мимолетная мысль, что жалко, что не оригинал так сильно разошелся, а ремикс. Но даже если так, то все равно это во благо. Завирусившийся ремикс — просто дверь, которая позволила людям послушать оригинал, потом еще какие-то другие песни, обнаружить нас как группу. Так что вообще не обидно, клянусь. У всех разные музыкальные вкусы. Хорошо, что кого-то зацепил в итоге и оригинал, и другие треки. Я очень рада этому бусту. Получилось приятно, нежданно-негаданно.
А как ты считаешь, тикток — это скорее зло для музыкальной индустрии или, наоборот, платформа дает толчок исполнителям?
Я скучаю по тиктоку сильно. Мне кажется, это очень хорошая история. Я занялась тиктоком в карантин с мыслью: а вдруг получится продвинуть группу через эту платформу. Решила делать каверы сначала на наши песни, немного их изменить — вдруг после «Тараканов» кто-то еще что-то будет искать. Так что тикток — полезная вещь, если оценивать платформу с точки зрения продвижения музыки и открытия новых имен.
Действительно есть примеры, когда песня становится больше мемом, чем музыкальной композицией, но, опять же, это еще один инструмент продвижения. Если один трек разошелся на мемы, то, может, другой зацепит слушателя, и он станет фанатом группы или исполнителя. Мне кажется, это классно. Еще в тиктоке нет этой ерунды с авторскими правами!
Кстати, в том же тиктоке у тебя выстрелил кавер на «Цыгане из Парижа». Что тебя привлекло в этой песне?
Попытаюсь вспомнить цепочку. Я искала, на кого бы сделать кавер, и подумала, что Скриптонит — то что нужно. Его песни я еще не пела до этого. Я много чего прослушала у него в надежде, что меня, может быть, зацепит какой-то припевчик, мотив, в планах было сделать многоголосие, как я обычно и записывала каверы. И мне попались «Цыгане из Парижа», очень понравился припев — показалось, что он тоже такой детальный, там можно поиграть с фальцетом и другими всякими вокальными задротистыми штуками, которые я очень люблю. В итоге этот трек и записала, даже сняла клип на него, людям очень понравилось.
Я заметила, что исполнителем кавера значится не группа PALC, а Пальцева Экспириенс. Это какой-то сайд-проект у тебя?
Да, я записала этот кавер для тиктока, кстати, впервые делала кавер так долго. И люди стали в соцсетях мне писать, просили спеть фулл-версию. Я не ожидала, что кавер так разлетится, и я принципиально не хотела делать его целиком. Но после всех комментариев и сообщений сдалась. В то же время я понимала, что это совершенно другой жанр, мы с группой работаем над нашими авторскими песнями.
А мне хотелось попробовать себя в другом жанре, да и песня к этому сильно располагает. Мы писали бит с sonny vsemojno (музыкант Сергей Сокол из группы vsemojno. — Прим. SRSLY), и тогда я решила, что лучше сделать все это сайд-историей. До сих пор не уверена в нейминге и в судьбе этого проекта. К слову, клип на «Цыган» набрал миллион просмотров (на YouTube. — Прим. SRSLY) пару дней назад, я офигела. Поэтому это все-таки отдельный проект, вдруг еще что-нибудь когда-нибудь выпущу.
И фулл-версию ты сделала не со словами из оригинальной песни, а записала собственный текст. Ты его сама сочинила?
Со словами мне тоже помог мистер Сеин, мы с ним вместе писали эту штуку. Мне не особо органично было петь слово в слово оригинал (и в тексте это говорится). А я все-таки люблю звучать искренне, чтобы слова шли от меня. Правда, альтернативный текст многим людям не понравился, но ничего страшного, судя по миллиону на клипе, кому-то все-таки зашло.
Клип классный.
Спасибо большое! Снимали у меня в комнате.
В нем еще прикольный эффект, когда ты в конце убираешь от объектива оранжевый фильтр, и свет становится холодным.
Да, это невероятная заслуга Кирилла Проскуры. Все снималось на таких фильтрах, а в конце мы решили немного рассеять эту теплоту, вернуть зрителя в реальность. (Смеется.) Мы освободили комнату от мебели и еле затащили технику на четвертый этаж — эти краны, даже дым-машину и все прочее. Было очень весело.
После «Цыган» ты продолжила записывать каверы, но на этот раз не на треки рэперов, а на более лирические песни. К примеру, ты перепела «Песню звездочета» из «Красной шапочки». Как ты вдруг вспомнила о ней?
Эта мелодия долго играла у меня в голове. Я напела ее в аудио в нашем телеграм-канале и спросила у подписчиков, что это за композиция, и мне ответили — «Песня звездочета». Я подумала, что это очень красивая песня, и записала кавер. После этого еще неделю пересматривала всякие советские мюзиклы: «Красную шапочку», «Королевство кривых зеркал», «Приключения Петрова и Васечкина». В общем, всякие фильмы из глубокого детства. Они сейчас смотрятся крипово, просто ужас! (Смеется.)
За последний год я выпустила, по-моему, три кавера. Сначала записала очень подходящий к моему состоянию трек Монеточки «Переживу». Песня сама по себе потрясающая, Монеточку обожаю! Следующим сделала кавер на трек СБПЧ «Злой» и завершила «Звездочетом». На мой взгляд, получилась закольцованная история, которая пришла к логическому завершению. После этого я каверы пока что не записывала.
Можно ли сказать, что тебе не хватает лирического звучания в рамках PALC?
У нас есть лирические песни, мы все еще исполняем «Соечку» (кавер на трек Славы КПСС) на концертах, там есть что спеть. Мы исполняем лирическую песню «Во дворе», в целом, и все.
Но, повторюсь, мне очень нравится речитатив. Если когда-нибудь у нас будет более лиричная песня, я, разумеется, нисколько не расстроюсь, это привнесет какое-то разнообразие. Но нет такого, что я грущу по этому поводу или подбиваю Мишу написать медленный текст. Мне прикольно пропевать речитатив, придумывать еще какие-то новые фишки. Так что недостатка в лирике у меня нет.
Ты не только солистка группы PALC, но и ведущая новостей на телеканале «2х2». Как ты оказалась на телевидении?
Это случилось года полтора-два назад, наш слушатель, который был как-то связан с «2х2», предложил нам перепеть опенинг к «Черепашкам ниндзя» в преддверии 8 Марта. По его словам, нужна была девушка и он не знал лучше кандидатуры для этого. Я ему ответила: «Конечно!» Пишу ребятам в беседу, они соглашаются. В итоге мы записали этот опенинг на коленке. Процесс был сложный из-за возникших технических проблем, первый вариант нам вообще не понравился. Потом Паша (гитарист PALC Павел Звидран. — Прим. SRSLY) с другого конца Москвы прислал нам звуковую карту. Я писала вокал с микрофоном под одеялом, поп-фильтр сделали из колготок и вырезанного круга.
А нужен был еще какой-то видеоряд к опенингу, тогда-то мы и познакомились с Кириллом Проскурой, который потом снимал клип на «Цыган из Парижа». После записи песни и съемок клипа продюсер телеканала предложил мне попробовать вести новости. Сказал: «Там просто про мультики прочитаешь, ничего сложного». Так и закрутилось. В первый день съемок было комфортно и замечательно, на телеканале работают совершенно очаровательные ребята, мы с ними на одной волне, так что быстро сработались. Потом уже предложили стать постоянной ведущей новостей, с тех пор так и работаю.
Не звали ли тебя в другие ТВ-проекты или, например, на ютьюб?
Не-а. Вообще нет. Я была бы даже не против рассмотреть такие предложения, потому что мне нравится быть в кадре. Особенно, если это соотносится с моими интересами. В случае с «2х2» случился идеальный мэтч: надо читать про мультики, видеоигры, всякие новинки. Если будет какое-то подобное предложение, я с радостью рассмотрю!
Давай поговорим подробнее про вашу музыку. Мне показалось, в первых ЕР центральной темой становится жизнь маленького человека. Откуда такой интерес к социальной теме?
Тая: Это о наболевшем, мы черпаем смыслы в людях вокруг нас, в том, что переживаем, говорим о темах, которые затрагиваем с друзьями в разговорах на кухне за бокалом вина или чая. Мне всегда была интересна социальная тема, и здорово, что у нас получается передать настроение в текстах и музыке.Месяца два я жила в песне «Чердак», вообще ее не выключала, потому что трек идеально попал в мое состояние. Так же можно сказать и о других песнях, все зависит от настроения. К примеру, «Гриб» — отличный паровыпускательный трек, а «Связь» — про юмор, гадалок, колдунов. Понимаю, что предвзята, но песня «Вижу», на мой взгляд, вообще одна из лучших, что мы писали когда-либо. Раньше мы боялись длинных проигрышей, думали, как же люди выдержат пять минут песни. А в последнем EP отпустили этот страх и ориентировались только на свои чувства: насколько нас хватает, чтобы трек дослушать, настолько длинным мы его и выпускаем.
Миша: Я даже специально пересмотрел трек-лист первых двух EP, чтобы найти, что я там пишу про маленького человека, и, честно говоря, не нашел. Возможно, дело в том, что я сам по себе маленький человек и это везде сквозит. Лирический герой моих текстов не чувствует себя повелителем мира. Он понимает, что ограничен его рамками, и стремится ему сопротивляться, хотя этот мир несравнимо больше и сильнее его.
А к социальной тематике я обращаюсь из-за моих референсов. Я с детства люблю метал-команды, одна из причин, по которой они мне нравятся, — в новом жанре им приходилось изобретать новые тематики. Группы Slayer, Megadeth, Anthrax, Annihilator и другие не могли писать о том же, что и Kiss. Так появилась песня про ядерную боеголовку Set the World Afire, Angel Of Death про Освенцим и так далее.
В подростковом возрасте меня привлекал в основном мрачняк. Сейчас я смотрю на это так: были ребята, которые писали какую-то фигню про вечеринки и первую любовь (не обесцениваю их труды), а другие делали зарисовки социума своего времени, сатирически изображали эпоху в творчестве. К примеру, у Megadeth есть знаменитый трек Sweating Bullets про раздвоение личности, а у меня — «Чердак», он тоже про разные личности. Похожи ли они? Вообще нет. Интересно ли мне думать в этом направлении и каждый раз находить неожиданный способ что-то сказать? Стараюсь.
Да, в этом плане, мне показалось, что ЕР «Вижу» затрагивает гораздо больше вопросов: от темы творчества до, как ты сказала, иронии над гадалками. Не кажется ли тебе, что группа созрела для альбома?
Альбом придется очень долго ждать. Мы живем в суровое время, когда музыканты выпускают в лучшем случае новую песню раз в месяц. Я думаю, мы можем сделать полноценный альбом, когда у нас нечаянно соберется много песен. Тогда мы решим попридержать их релиз и запишем пластинку.
А пока что мы комфортно себя чувствуем в формате EP. Каждый наш мини-альбом — это новый период, новая ветка развития нашего звучания. Когда-нибудь альбом 100% будет, ребята, обещаю. Но просто никто же не хочет сто миллионов лет ждать, правильно? Поэтому пока выпускаем EP-шками.
Может быть, новую ЕР-шку скоро ждать?
Ничего не могу говорить, никогда и никому. (Смеется.) Мы пока не останавливаясь пишем. Не волнуйтесь, мы не пропадем, как Рианна, пока мы здесь.
Песня «Связь» получилась не просто шутливой, а язвительной. Кого-то из вас обидела гадалка? Какая история прячется за этой песней?
Не то чтобы обидела, ну как… (Смеется.) Нет, нас не обижала гадалка, мы к ним не ходим. И в этом, наверное, основной посыл. Наша группа состоит сплошь из скептиков, поэтому мы ржем над эзотерикой и всем, что с ней связано. Так что никто нас не обижал, это просто смешно.
То есть натальные карты не составляете?
Не, не вышло.
На съемках клипа «Гриб» ты разбила подбородок. Как это случилось?
Да, остался шрам даже. В апреле я нашла новое хобби — катание на доске. Это отличный способ отвлечься: мозг выполняет микрозадачи, ты слушаешь музыку, расслабляешься. И мне захотелось задействовать скейтборд в клипе. Я всегда исхожу из того, что в творчестве должно транслироваться то, что нравится, чем увлекаешься, к слову, поэтому у нас сейчас все в ч/б, настроение такое.
В случае с клипом главным организатором всей этой истории со скейтом была я. Мы приехали на вторую локацию, и там был очень красивый спуск, с которого я решила скатиться на доске. В клипе он, кстати, как и мое падение, виден. Причем меня сто раз спрашивали, справлюсь ли, все ли будет нормально, а я говорила: «Ну давайте я постараюсь».
В первый раз съехала, все было отлично, решили сделать еще дубль. Я тогда была уже в кураже, не сосредоточилась и упала вперед лицом на асфальт — даже не успела сгруппироваться. Встаю и чувствую, как что-то течет по подбородку, сильно испугалась, просто треш. К счастью, зубы остались все на месте, челюсть тоже не пострадала. Меня обтерли салфетками, я кричу: «Снимайте, ребят, чуть-чуть хотя бы подснимите, это же треш». Мы такие панки в этом плане. Меня накормили обезболом, обклеили пластырями, съемки, разумеется, пришлось отменить. Я больше переживала из-за угробленного съемочного дня, нежели из-за ссадин.
Самое интересное, что экстремальная езда — вообще не про меня. Я даже на светофорах скейт в руки беру, но песне такой бунтарский образ подошел.
А когда смогли доснять клип? Как ты справилась с этой ситуацией?
Через неделю удалось еще раз в той же локации съемки организовать. Я купила пластырь с Hello Kitty, чтобы на контрасте с дерзким луком и скейтом было смешно. Кстати, у меня какое-то время после падения была психологическая травма, я боялась стоять на доске, но потом страх исчез. Я последний раз разбивала колено, наверное, в классе шестом, уже и забыла, как это все лечить. В общем, экспириенс вышел невероятный.
Я заметила, что в плане музыкальных жанров последний EP также богаче. Степа (барабанщик PALC Степан Пукалов. — Прим. SRSLY) в одном интервью охарактеризовал вашу музыку как «странный микс из музыкального вкуса шести разных людей». Не мешает ли эта «разность» двигаться вам в одном направлении?
На записи первого-второго ЕР мы притирались друг к другу. Все в группе слушают разное, нам нужно было это все как-то объединить, а еще учесть текст и женский вокал — было много нюансов. Сначала мы не понимали, как с этим работать, а потом нащупали середину, пришли к компромиссу, когда все остались довольны звучанием.
Но, к примеру, Пашка, наш великий гитарист, все время жалуется, что в треках маловато гитар. Мы работаем так: если у кого-то возникает идея, в которую он сильно верит, то человек ее пропихивает, иначе — никак. Если предложение всем нравится, то эту фишку оставляют. Это правило касается всех участников группы.
Все творческие разногласия решаете таким образом?
Да, мы очень редко спорим, по крайней мере, в последнее время. В наших недавних треках мы будто идеально друг друга понимали.
Ты уже упоминала, что на днях у вас вышел фит с Anacondaz — довольно неожиданный эксперимент. Кто кому предложил сотрудничество?
Мы предложили. У нас была песня «Там», довольно долго она лежала без второго куплета. Мы сразу задумывали ее как фит, очень хотелось, чтобы после второго припева врывался мужской речитатив. Все в группе были едины во мнении. Еще мы сошлись на том, что, во-первых, песню надо выпускать зимой, а во-вторых, чтобы этот фит был искренним, без натуги. Мы ждали зимы 2022-2023 и осенью написали Anacondaz. В итоге песня им понравилась, они быстро записали свой парт и придумали потрясающе красивый бридж, а я туда вставила многоголосие. Случился мэтч, мы очень гордимся этой песней.
Вы были уверены, что трек им зайдет?
Мы боялись, что песня может не понравиться или формат, но такого не произошло. Дело еще в том, что у нас не было запасного варианта, если бы Anacondaz отказали.
Было ощущение, что мы работаем в похожих жанрах с Anacondaz, у нас — тоже инструментал, у них — социальные подтексты в треках. Когда они нам ответили, что песня понравилась, у нас почему-то не было никаких сомнений, что выйдет хорошо. Но как же мы были рады, боже, какой красивый бридж они написали! Да и ребята приятные сами по себе, жаль, нам не удалось встретиться, мы работали удаленно. Но все равно когда-нибудь мы пересечемся и выпьем за нашу прекрасную песню.
И на концертах споете.
Хоть бы, хоть бы.
В шоу «Шаффл» PALC исполнили «Мой рок-н-ролл» с Шурой из «Би-2». В комментариях подписчики сильно просили выпустить эту версию трека на платформах. Не было ли у вас планов посотрудничать с «Би-2»?
Мы всегда рады, но не подворачивалась еще такая возможность, будто бы не было импульса. Честно говоря, я не видела комментарии, не знала, что людям понравилось, это приятно. Может быть, есть смысл выпустить этот отрезок песни по аналогии с шоу LAB Антона Беляева. Мне кажется, это хорошая идея.
Это шоу могло бы стать точкой роста для вас. Мне показалось, что вы с Шурой из «Би-2» сошлись в музыкальном плане.
Мы были супер рады познакомиться, как раз в «Шаффле» Шура рассказывает, что он сам попросил, чтобы мы были его компаньонами в выпуске. Мы были в шоке, когда узнали, с кем будем играть. Только не говорите никому, но Глеб был в восторге, при этом он не показывал виду. Важное уточнение: «Шаффл» был записан очень давно, с тех пор многое поменялось. Так что о сотрудничестве с «Би-2» даже не было времени подумать.
У Глеба какая-то особая история с музыкой «Би-2»?
Глеб рос и на русской музыке, в частности на «Би-2», и поэтому он был счастлив с ними познакомиться. Было так радостно видеть его довольное лицо. Забавно, что он пытался это скрыть, но мы-то знаем всю подноготную. К слову, у меня ситуация совершенно другая, я росла в основном на зарубежной музыке.
Какие группы слушала?
Меня вырастили на The Beatles, The Cranberries, Queen, я очень любила всяких таких ребят. У меня было три кассеты — The Beatles, The Cranberries и раннее «Кино» с песнями «Камчатка» и «Каждую ночь». Мой музыкальный вкус воспитывали на таких вещах. Правда, потом я стала интересоваться вообще другой музыкой, впитывала девчачью попсу — «Ранеток», One Direction, Кэти Перри. Даже была на концерте One Direction.
А классический рок попал в мой плейлист вообще случайно: друг копался в моем iTunes и по ошибке скачал всю свою музыкальную коллекцию на мой iPod nano. С того момента у меня в наушниках стали играть ZZ Top, Чак Берри, AC/DC, Led Zeppelin и другие.
Давай подытожим. Какие проекты в ближайшее время можно от вас ждать?
Мы пишем музыку, мы очень-очень вдохновлены и пишем, и пишем, и пишем.
Сейчас у нас лежат демки, которые находятся на этапе доработки. Скоро едем в тур, будут концерты в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Краснодаре. Кстати, это наш первый зарубежный тур — выступим также в Тбилиси, Батуми и Ереване. Так что ждите от нас больше музыки и концертов, спойлерить не буду.