В своих работах ты используешь элементы мифологии разных народов. Это дань истории или тебе ближе метафизика и языки прошлого?
Я очень часто смешиваю что-то из древности с современным, мне нравится создавать в работах эффект смещенного, деконструированного времени. Например, в одном произведении может быть скомпилирована древняя мифология вместе с дизайном 2000-х.
У нас есть и то, и то — мы живем как среди архаичных вещей, так и современных. В какой-то степени предмет искусства — это магический объект. Сейчас, кстати, я много работаю с фигуративом или расплывчатыми, туманными образами. Мне нравится нечеткость изображений — это создает некую таинственность, плюс это метафорично, ведь нас не всегда окружают четкие, логичные ситуации.
Как тебе удается сочетать в своих работах такую поэтичность и косность, ограниченность материала, и при этом встраивать все это в форму?
Мне одинаково нравится иметь дело как с классическими материалами, так и с современными. Между этими вещами нет конфликта или противопоставления. В некоторых своих проектах я люблю сохранять простоту, не перегружать объекты изображением. Для меня наличие в работе недосказанности и тишины очень важно. Мне кажется, это работает как тишина в фильмах, которая настраивает зрителя на более вдумчивое восприятие, также это относится к пространству, где висят работы.
Как ты пришла к такому синтезу эзотерики с современной наукой и техногенной средой?
Наш мир в целом не то, что бы построен на логичных и рациональных решениях. И несмотря на современность, необходимость возможного присутствия мистического так или иначе проявляет себя. Связи с эзотерикой передавались в нашей семье через поколения. Например, для меня в норме вещей гадание.
В какой-то момент я просто поняла, что в моих работах так или иначе присутствует мистицизм, который далеко не обязательно покрыт опытом прошлого, а вполне себе может проявляться в объектах дизайна или современной культуре.
Что для тебя является первичным? Как происходит процесс создания твоих работ? Ты переводишь в физическую форму какую-то идею, миф или метафоры рождаются в процессе создания? Расскажи про все эти этапы.
Я постоянно работаю в мастерской и не разделяю процесс на части. Конечно, бывают какие-то отдельные проекты или серии работ. Занятие искусством — очень интуитивный процесс, ты как бы постоянно в него погружен. Я часто записываю или зарисовываю идеи, делаю наброски.
Как пришла идея создать галерею? И откуда это название — Devyatnadtsat’?
Такая идея назревала давно, хотелось выставлять художников, чьих выставок, на мой взгляд, не хватало. Поэтому мы с Петром Пироговым летом 2022 года решили открыть собственную галерею. Это оказалось необходимостью, но на самом деле мне и самой нравится смотреть наши выставки. Сейчас мы хотим записать подкаст с другими маленькими галереями и artist-run spaces о том, как создать свое пространство и с чего начинать.
Какие реализованные проекты в Devyatnadtsat’ ты отметила бы, как самые интересные? Удается ли тебе полноценно реализовать свои идеи в границах пространства галереи?
У нас в планах несколько выездных проектов, поэтому думаю, что да, удается. Не хочется выделять какой-то конкретный проект, но, наверное, каждый следующий. Самые интересные проекты, надеюсь, у нас еще впереди.
Помимо галереи, ты также создала академию. Расскажи поподробнее об условиях поступления и возможностях, которые предоставляются учащимся.
Пока что есть воркшопы по живописи и работе с пигментами, а также по белому камню. Это подходит для всех уровней владения творческими навыками, поэтому записаться может каждый. Также у нас есть курс по современной скульптуре, для которого уже необходим опыт работы с объектами. Он, скорее, подходит тем, кто уже работает как художник и хотел бы познакомиться с новыми техниками. Это офлайновый интенсив, все занятия проходят в мастерской.
Также весной стартуют онлайн- и офлайн-курсы, они более расширенные и с усложненной структурой. Курсы насыщены теорией и объемным подходом к практике, на них будет много интересных мастеров и спикеров. Наше основное отличие от других подобных инициатив в том, что даем активную практическую базу, а также обратную связь — у нас много обсуждений работ.
Какое будущее ты видишь у проекта? Существуют ли у тебя какие-то ориентиры или примеры, на которые хотелось бы равняться?
В России — нет, это еще один проект, сделанный из необходимости. Я долгое время не могла найти, где учиться современному искусству, в основном же у нас преподают с упором на теорию, а в классическом вузе зачастую практика присутствует на основе устаревших материалов. Как-то хотелось бы решить эту проблему.
Определяешь ли ты границы между своей деятельностью в качестве художника, преподавателя, куратора и основателя галереи?
Это немного разные проекты, но в целом я легко их сочетаю. Для меня это все очень интересно, люблю осознавать, что я могу периодически менять сферы деятельности, которые, надо отметить, очень подпитывают друг друга. Думаю, что иначе было бы слишком скучно.
Исследуя различные сферы создания и трансляции искусства, сформировалось ли у тебя какое-то личное определение того, что оно из себя представляет?
Искусство — это намеренное действие, как и магия.